Найти тему
Личности в мире

Гори, гори моя звезда...

Оглавление

Ко дню рождения Анны Герман. Биографический очерк.

Она пела, как жила. Или жила как пела? Невозможно понять тайну Её творчества, секрет удивительной притягательности Её личности. Она не думала о сценическом образе, когда выходила на сцену и пела: глаза в глаза, сердце к сердцу, один на один с каждым зрителем. О любви, о счастье, о страдании, о мужестве и возражении к жизни...

Она доказала, что смерть не властна над талантом, над духовной чистотой, над порядочностью. Она до конца верила, что всегда остается надежда. Может быть поэтому, в эти холодные февральские дни песни в исполнении Анны Герман звучат так согревающее и так трогательно, что напоминают нам о дне рождении этой прекрасной певицы. Она была одним из лучших исполнителей теперь уже далеких советских песен и до сих пор остается искренне любимой певицей для многих миллионов граждан бывшего СССР - страны, в которой родилась Анна - выдающаяся певица XX века.

Родители девочки Ани, родившейся в городе Ургенче, вряд ли могли представить себе, что много лет спустя ее станут называть "белым ангелом польской песни". С чего бы? Среди ее далеких предков были эмигранты из Германии. Родной язык с незапамятных времен - русских, хотя обучить детей немецкому языку, на котором говорили прадеды в XIX веке, родители считали своим долгом.

Отца, Евгения (Ойгена) Германа, Анна почти не запомнила: его арестовали в 1937 году, Анне на тот момент было 1,5 года. Осталась мама Ирма и маленький братик Фридрих. Затем была депортация, унижения, голод. Отца реабилитировали посмертно в 57-м, брат заболел и умер. Остались лишь женщины: бабушка, мама и Анна. Они жили скитаясь по стране....Ургенч, Ташкент, Новосибирск, Джамбул, где встретили Великую Победу 1945 года.

Детство под стук колес

-2

Беженцев принимали, расселяли к местным жителям. Семье Герман «досталась» польская семья из Варшавы, пани Ядвига с сыном Янеком. Вот тут-то Аня впервые услышала польскую речь, рассказы о когда-то прекрасной, а теперь варварски разрушенной Варшаве. На чашечку кофе иногда заходили двое поляков-офицеров. С одним из них, Германом Бернером (не путать с Е. Германом — ред.), Ирма решила связать свою изломанную жизнь.
Пусть счастье было недолгим, но полным: жениху предстояло отправиться на фронт в составе первой польской дивизии имени Тадеуша Костюшки. Германа проводили, и всю войну жили мечтами и воспоминаниями. Аня по рассказам «отчима» представляла себе Польшу с зелёными лесами, где живут олени, и голубыми озёрами, полными таинственных молчаливых обитателей.

Эвакуация, беженцы, Великая Отечественная война.
Эвакуация, беженцы, Великая Отечественная война.

Ирме не довелось дождаться мужа. Через два месяца после Победы пришло письмо от однополчанина, пана Ковальского, в котором он рассказывал, что из первого же крупного сражения в Белоруссии под Ленино Герман не вернулся, но среди убитых его не обнаружили. Ковальский знал, что Герман очень хотел перевезти семью в Варшаву, и предлагал, если женщины решатся на переезд, свою помощь и поддержку. Решили ехать. В чужую страну, без знания языка, без жилья, без работы. Наверное, хотели переломить судьбу.
В разрушенной Варшаве устроиться не удалось. Комендант города пообещал навести справки о Германе, и отправил семью фронтовика во Вроцлав. Ирма устроилась работать в прачечную. Аня, к великой радости, пошла в польскую школу. Разговорный язык девочка освоила ещё во время вынужденных путешествий по Польше, а вот с польским литературным пришлось "попотеть". Впрочем, как выяснилось, она обладала редкими лингвистическими способностями.

ДОЛГАЯ ДОРОГА К ПЕСНЕ

Когда она впервые запела?..

Джамбул, Анна за пианино
Джамбул, Анна за пианино

Ещё в Джамбуле учительница музыки обнаружила у неё абсолютный слух. Она пела на детских праздниках, свадьбах, в молодёжных компаниях. Но музыкального образования получить не удалось, поэтому об артистической карьере Аня и не помышляла, хотя как всякая девочка в глубине души об этом она все-таки мечтала. И пела, но только исключительно для собственного удовольствия.
Перед окончанием школы пришлось задуматься, какую профессию избрать. Аню привлекали живопись, скульптура, художественная керамика. Поэтому, после получения аттестата, она понесла документы в приёмную комиссию Вроцлавской высшей школы искусств. Но мама мягко посоветовала избрать более «конкретную» специальность, которая в будущем обеспечивала ей бы верный кусок хлеба. А чтобы существовать на заработок художника, нужно стать известным мастером. Анна уже давно осознавала, что скоро именно она окажется ответственной за благополучие своей маленькой женской семьи. И взяла документы назад. Она сдала экзамены на геологический факультет. Закончила его отлично. За кружкой горячего чая «в поле» песни звучали лучше, чем в известнейших концертных залах.
Незадолго до окончания университета Анне Герман дебютировала в студенческом театре «Каламбур». На праздник в Краков, где ей предстояло спеть две песенки собственного сочинения, Анна поехала, измученная бессонными ночами над учебниками, репетициями. Первое публичное выступление в настоящем театре… провалилось. Она забыла текст песни, несколько раз сбивалась, а потом корила себя, что не оправдала ожиданий. С «Каламбуром» было покончено. Казалось бы, состоялась победа здравого разума над душой артистки.
Если бы не Янечка Вильк, школьная подруга Ани. Она была абсолютно уверена, что Анечка станет певицей. Поэтому обычно настырная по характеру и одновременно застенчивая Янечка без ведома подруги добилась прослушивания во Вроцлавской эстраде. В назначенный день упиравшаяся всю дорогу Анна предстала перед художественным руководством. Её сразу зачислили в штат и включили в новую программу, пообещав астрономическую, по студенческим понятиям, сумму: 4000 злотых (для сравнения: начинающий инженер тогда получал 1800 злотых). Ездить предстояло много, репетировать — тоже. Сорок концертов в месяц, жизнь в автобусах и гостиницах, отнюдь не комфортабельных — все меркло перед удовольствием петь! Наконец-то сбылась мечта. Она по-прежнему волновалась перед каждым выступлением (так будет всегда), но подготовка к выходам на эстраду для очередной сценки происходила в таком бешеном темпе, что на раздумья и терзанья просто не хватало времени. Больше всего хлопот и смеху доставляло перевоплощение в… негра. Она на всю жизнь запомнила те первые, заработанные нелёгким трудом злотые. Тут же побежала искать подарки для мамы и бабушки, а остальную сумму послала домой. В 1962 году она получила сразу две профессии: геолога и эстрадного артиста. Причём если защита университетского диплома прошла на «отлично», то экзамен эстрадной квалификационной комиссии в Варшаве пришлось сдавать дважды (подвела «теория»).

О том, какой путь она выберет в дальнейшем, раздумий не было — конечно, сцена!
Некоторое время она мучила себя вопросами: есть ли что сказать зрителю, слушателю? Действительно ли эта работа приносит внутреннее удовлетворение, а не просто льстит самолюбию? Анна ответила себе — да!

Работу в Жешовской эстраде Анна Герман всегда потом вспоминала с благодарностью и считала прекрасной школой. А знакомство с композитором из Варшавы Катажиной Гертнер, пожалуй, послала ей судьба. Песня «Танцующие Эвридики» как будто была написана специально для Анны. Чтобы принести ей славу. Навсегда!

Ветер разгулялся в переулках,
Он играет на деревьях,
Как на струнах,
Это поёт Орфей,
Или деревья так шумят…


В 1964-м певица исполняет «Эвридик» на фестивале песни в «польской Венеции», городе Ополе. Не беда, что сцена открытая, и льёт проливной дождь. Первая премия. Затем эта первая «звёздная» песня звучит на международном фестивале в Сопоте и занимает III место.
В 1964 году её приглашают в Советский Союз, в первое большое заграничное турне — турне по родному Отечеству. Маршрут интересный и длинный — до самого Чёрного моря.
За недолгую свою жизнь Анна Герман побывает в СССР многократно.

«Такой благодарной, душевной, отлично разбирающейся в музыке публики я не встретила нигде. Её нельзя обмануть. Она всегда сделает верный выбор, самыми горячими аплодисментами наградит отнюдь не самую эффектную, а именно хорошую песню».

Может быть, поэтому первый и настоящий большой диск Анны Герман был выпущен именно в СССР.

В московской студии грампластинок на улице Станкевича Анна впервые познакомилась с техникой звукозаписи...
Снова успех в Сопоте, гастроли в США, выступление в парижской «Олимпии» вместе с Далидой.

В 1967 году Герман покоряет Италию на фестивале в Сан-Ремо, выступая на одной сцене с такими знаменитостями, как Доменико Модуньо, Далида, Сони, Шер, Клаудио Вилла. Позже — успех на фестивале неаполитанской песни в Сорренто. Впрочем, к итальянскому периоду в жизни певицы вернёмся позже.

«НАДО ТОЛЬКО ВЫУЧИТЬСЯ ЖДАТЬ»

Разумеется, не только любимым делом жила эта талантливая женщина. Со Збышеком они познакомились ещё в 1960-м. Он работал в Политехническом институте на кафедре металловедения. Во время командировки во Вроцлав он отправился на городской пляж. Красивая, стройная блондинка в красном платье с классическими чертами лица читала книжку. Разговорились. Через несколько минут Збигнев понял, что безнадёжно влюблён.

Он помчался на её концерт за 300 километров от Варшавы. Далёкий от искусства инженер сразу осознал, что малоизвестная тогда ещё певица никогда не будет принадлежать только ему. Они поженились лишь в 1972-м, уже после жестокого испытания, уготованного ей судьбой, через пять лет после роковой автомобильной катастрофы. Без всякого пафоса эти двое верили в родство своих душ.

Збышек осознавал, что жизнь с певицей — не сахар, всегда боялся потерять её любовь. Но все свободное время они проводили вместе. Когда получалось, он сопровождал её на гастролях. А на концертах дарил ей охапки любимых алых роз — самые любимые цветы Анны Герман...

Анна Герман после аварии. Возвращение из Италии в Варшаву, 1967 год
Анна Герман после аварии. Возвращение из Италии в Варшаву, 1967 год

Так уж случилось, что автокатастрофа, разделившая жизнь певицы на две половины, — до и после — произошла в Италии. На одном из сложных участков дороги водитель заснул, и автомобиль улетел в кювет. Машину заметили лишь утром.

У Анны сложные переломы позвоночника, обеих ног, руки, сотрясение мозга. 12 дней без сознания, потеря памяти. Мать и Збышек прилетели в Милан на третий день после катастрофы.

«Это был кошмар, — вспоминала Ирма. — Я словно окаменела, не знала, что делать. Анечка лежала вся разбитая, без памяти... Думали, умрёт».
Возвращение Анны из Италии
Возвращение Анны из Италии

Благодаря настойчивости Збигнева её перевезли из монастыря в больницу. Череда тяжёлых операций, пять месяцев в гипсе до самого носа, ещё пять — полная неподвижность без гипса. Два итальянских госпиталя и три польские больницы старались вернуть Анну к жизни.

Збышек был рядом все трудные годы: смастерил специальное приспособление для передвижений по дому, помогал восстановить память (она не помнила ни одного текста песни). Эти два человека не были связаны формальными обязательствами. Один здоров, другой стал калекой. Он переносил свою Анечку в машину и увозил ночью за город, в парк — учил ходить.

Превозмогая боль, она училась жить заново. Збышек сделал ей предложение.

Концерты в СССР возобновились весной 1972 года. Анна вынуждена была ездить в автомобилях. Только близкие знали, какого труда стоит ей преодоление страха. Она отважно садилась на переднее сиденье и говорила, говорила, чтобы водитель не заснул. И ещё старалась не надевать облегающую одежду, напоминающую о гипсе.

Анна, уже очень популярная, никогда не капризничала, не требовала особых условий, шикарных апартаментов. Рядом был Збышек, который старался сделать все возможное, чтобы жене было комфортно. Они никогда не ссорились, повода не было.

«Какие ссоры, когда между гастролями возникало лишь одно желание — насладиться человеком, пока она в очередной раз не уехала. Мы только и жили этими моментами», — вспоминает Збигнев. Анна ни при каких обстоятельствах не позволяла себе срываться на домашних.

Пожалуй, повод для конфликтов был лишь один: когда её просили поберечь себя и поменьше работать. Она любила заниматься хозяйством, с удовольствием готовила. А вообще любила простую еду вроде картошки с селёдкой и хлеб с чесноком.

«ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА…»

Анна Герман: голос Ангела
Анна Герман: голос Ангела

Летом 1972 года состоялись долгожданные двухмесячные гастроли по Советскому Союзу. Первый московский концерт в Летнем театре сада «Эрмитаж» Анна завершает старинным русским романсом «Гори, гори, моя звезда». Казалось бы, традиционно мужской романс звучит в её исполнении совершенно по-новому. В нем — вера, надежда, молитва. Она уже пережила «умру ли я». Она знает, что у каждого есть своя звезда. И нужно делать все, чтобы её свет не мерк. А её звезда — песня...

Ещё во время болезни певицы из Москвы прислали клавир песни «Надежда», подарок Пахмутовой и Добронравова. Анна записывает песню на «Мелодии», исполняет в финалах гастрольных концертов. «Надежду» поёт вся страна.

Удивительно, но в Польше у неё не оказалось своего автора. Зато в СССР ей стали предлагать свои песни многие известные композиторы — Владимир Шаинский, Оскар Фельцман, Вячеслав Добрынин, Евгений Птичкин, Арно Бабаджанян, Ян Френкель.

«На экране война, разруха, пожары, виселицы, голод, дым, грязь. И над всем этим адом — песня любви, песня щемящей нежности. Нежности! Чистоты!..» — такой видел режиссёр Евгений Матвеев будущую песню для снимавшегося кинофильма «Судьба». А исполнителем её — только Анну Герман.

«Эхо любви» Евгений Птичкин и Роберт Рождественский написали специально для неё. «Мы долгое эхо друг друга…». Ей ли не знать, как это эхо вопреки всему пробивается через боль, страх, безнадёжность?
В студии звукозаписи разместился оркестр кинематографии, дирижёр взмахнул палочкой, началась репетиция. Анна стояла босиком, — высокая, белокурая, сероглазая. Полился её серебряный голос: «Покроется небо пылинками звёзд…». Оркестр заиграл вдруг невпопад и умолк: женщины — кто украдкой, а кто открыто, — вытирали слезы. После записи все находящиеся в студии устроили певице овацию.

Почти в сорок лет Анна родила долгожданного сына, Збышека (Воробышек — так ласково звала Аня своего сына). Врачи предупреждали о большом риске, но решение было принято без колебаний.

«Ребёнок — сосуд, данный нам на сохранение», — говорила Анна.

Они называли его воробышком и радовались каждому моменту его жизни. Он стал историком, у него хороший голос, но он никогда не поёт на людях. Збышек удивительно похож на мать, хотя плохо помнит её — в семь лет он узнал, что её никогда не будет рядом.

На одном из последних московских концертов весной 1980 года, спев «Когда цвели сады», певица почувствовала боль в ноге. Она давала о себе знать и раньше, но на этот раз была такой острой, что Анна Герман еле-еле добралась до кулис. Оставшиеся выступления пришлось отменить. Последними стали австралийские гастроли.

Уже ясно, что у певицы онкологическое заболевание — рак. Первую опухоль ей удалили ещё во время лечения травм. На операцию она не соглашается, лечится «нетрадиционными методами». Бесполезно. Операции следуют одна за другой, но сделать ничего не удаётся. Остались песни, остались любимые люди, остались письма к друзьям и книга об Италии.

НЕ СКАЗКИ ОБ ИТАЛИИ

-8

Ещё когда Анна лежала в полной неподвижности, она поклялась себе, что никогда не вернётся в Италию, и даже вспоминать о ней не будет. Неприязнь к этой стране была столь сильной, что певица при первой же возможности, в тяжёлом состоянии, в гипсе, упросила маму и Збигнева перевезти её в Польшу. Однако потом, успокоившись, решила-таки описать своё пребывание в Италии. Отчасти для того, чтобы занять время, отчасти — чтобы ответить на все вопросы сочувствующих её несчастью.

Анна всегда питала слабость к итальянским песням: у них красивые мелодии и их легко петь на этом музыкальном языке. Поэтому, когда в 1966 году получила предложение трёхлетнего контракта с малоизвестной миланской студией грамзаписи CDI, согласилась, почти не раздумывая. Приготовления были недолгими: пара собственноручно сшитых платьев, несколько экземпляров нот, новый итальянско-польский словарь с правилами грамматики. Управляющий фирмой грамзаписи скупой итальянец Пьетро Карриаджи не позволил молодой певице ни отдохнуть с дороги, ни оглядеться.

Поэтому первые впечатления от Италии были скорее отрицательными. Все началось с посещения домов моды. Задача стояла вроде бы простая — подобрать платье для коктейля. Однако беда была в том, что все предлагаемые туалеты имели длину не ниже чем до половины бедра. Для Анны, испытывавшей постоянные страдания из-за своего высокого роста, это было чересчур смело. А рост был такой, о котором мечтают современные фотомодели — 184 сантиметра. При этом молодая певица обладала прекрасной осанкой и пропорциональной фигурой. Однако в те времена, да ещё на фоне невысоких итальянок и итальянцев, она не хотела привлекать к себе внимание. Наконец компромисс был найден, и будущая звезда предстала перед журналистами.

Анна чувствовала себя боксёром на ринге. Однако давала интервью на нескольких языках, не допускала возникновения напряжённой атмосферы, когда речь заходила о политике. Но главным было другое. Она начинала понимать, что отныне пение перестало быть самым важным делом:

«Теперь я должна была делать все ради того, чтобы выйти на пресловутый «рынок». А поскольку по характеру я скорее мягкая, в меру отходчивая, то я не объявляла забастовки, а с пониманием восприняла план средневековой эксплуатации человека человеком на весь последующий период, вплоть до моего возвращения домой. Мало того, в душе я ещё корила себя за старомодность и неумение идти в ногу со временем».

Разумеется, у нынешних эстрадных артистов, мечтающих завоевать популярность, такая позиция вызовет улыбку. Любой из них понимает важность «раскрутки». Впрочем, в те годы это словцо было не в ходу.

Итак, фотографии новой эстрадной звезды из Польши заполнили прессу, её песни звучали по радио. А у звезды не было ни гроша. Даже на то, чтобы купить в киоске газету, не говоря уж о чаевых официанту. Все расходы брала на себя фирма, но о наличных не могло быть и речи. Пренебрежительные улыбки официантов стали в те времена самым тяжким испытанием для Анны.

За полгода пребывания в Италии певица сориентировалась во внутренних проблемах этой страны. Например, во взаимоотношениях северян и южан. Она уже не удивлялась, что на популярный фестиваль песни в Неаполе не приезжает никто из уважающих себя «звезд» севера. Поскольку симпатии Анны были на стороне доброжелательных и совсем не заносчивых южан, она захотела в Милане включить в свой репертуар несколько песен на неаполитанском диалекте. Стоит ли говорить, что ответом на такое предложение стало лишь пожатие плечами.

Мечта побывать в знаменитом «Ла Скала» в тот приезд не сбылась. Удалось только сфотографироваться на фоне здания. Разумеется, для рекламы.

Певица страдала оттого, что приходится не петь, а заниматься тяжким трудом манекенщицы:

«Душу мою, уже весьма сильно растревоженную, все больше охватывали сомнения и протест. Человек никогда не должен поступать вопреки своим убеждениям, вопреки характеру. Не должен делать ничего, что он сам позднее будет вспоминать с неприятным чувством. Обожаю танцы и дружеские пирушки, люблю посмеяться — даже без повода! — но только тогда, когда мне весело, но я не в силах, пусть даже на короткое время, надеть на себя маску женщины, совершенно чуждой мне во всех отношениях, — женщины только на показ, для рекламы».

Наконец настал день, когда Анне позволили выступить перед миланской публикой в Доме прессы. Она признавалась, что и всегда-то перед концертом находилась в полуобморочном состоянии, а здесь ей с трудом удавалось сдерживать готовые хлынуть ручьём слезы: самое главное — репетицию с музыкантами — провести не удалось. Какова была цена успеха, знала лишь певица. Вопреки её мрачным ожиданиям песня «Вернись в Сорренто» вызвала бурную овацию.

Фото в Самакарканде, на обратной стороне которого написано: "Это я тебе улыбаюсь", адресовано  Антсу Паю
Фото в Самакарканде, на обратной стороне которого написано: "Это я тебе улыбаюсь", адресовано Антсу Паю

Да, певице не очень-то нравилось эта рекламная возня. Пение для неё было целью, а не средством её достижения. Однако существовала и цель, которая оправдывала средства. Мечталось об обыкновенной трёхкомнатной квартире с горячей водой, о комфорте для мамы и бабушки, которой к тому времени исполнилось восемьдесят четыре года. Да и самой певице необходимо было иметь возможность отключиться, замкнуться в четырёх стенах собственной комнаты. Увы, доходы польского эстрадного певца в те годы не отличались от доходов среднего поляка и совершенно исключали приобретение квартиры.
За её плечами уже были «большие» гастроли в США, Канаде. Но за свои выступления певица получала только суточные, которых хватало на проживание и, при разумной экономии, на редкие посещения театров или мюзиклов.

После краткого отпуска Анна Герман возвращается в Италию, но уже совсем с другим настроением. Ведь ей предстояло участвовать в фестивале в Сан-Ремо!

Она должна была стать первой полькой на этом престижном конкурсе. Приятная неожиданность — исполнитель может сам выбрать песню — обернулась сплошным разочарованием. Почти ежедневно проходили встречи с композиторами. Но не могло быть и речи о том, чтобы объективно оценить песню в присутствии нахваливающего своё творение автора (уж таковы итальянцы!). Она выбрала, наконец, две песни. Но… песня о любви, которая ей так нравилась, была отвергнута строгим жюри, а самые интересные песни уже были «разобраны».

На предфестивальных встречах Анна познакомилась с Доменико Модуньо, Фредом Бонгусто, Пино Донаджио, Серджио Эндриго, Джованни д’Анци. Общение с этими звёздами смогло улучшить настроение певицы. Вообще Анна восхищалась музыкальностью итальянцев, она была убеждена в том, что в Италии нет музыкально не одарённых людей.

-10

Надо сказать, что участие в фестивале некоторых исполнителей повергло певицу в уныние:

«Я твёрдо убеждена, что каждый певец должен хотя бы в минимальной мере обладать голосом и слухом. Иначе игра в «звезду эстрады» оборачивается делом крайне непорядочным — равно как в отношении к зрителю-слушателю, так и в отношении к самому себе. Правда, отсутствие выше обозначенных способностей сочетается, как правило, одновременно с полным отсутствием самокритичной оценки своих данных. Увы!».

Начался первый из трёх фестивальных концертов. Из тридцати спетых песен в финал попадала половина. Из финальных должна отбираться песня-победительница. Каждая песня исполняется дважды — зарубежным певцом и итальянским.

Томительное ожидание решения судей Анна коротала в гостинице, а не в казино, как большинство участников — и денег не было, и страсти к азартной игре.

Анна чувствовала, что в столкновении интересов крупных фирм по производству грампластинок победа малозначительной студии, которую она представляла, вряд ли реальна. Так и вышло. Польская певица осталась за чертой финала, правда, в прекрасной компании Далиды, Дионне, Варвика, Конки Френсис, Доменико Модуньо, а также Сонни и Шер.

Провал на фестивале в Сан-Ремо не сказался на отношении Анны Герман к стране, которую она уже успела полюбить. Вместе с Доменико Модуньо она снимается в музыкальном телешоу, где исполняет песню Арно Бабаджаняна на слова Евгения Евтушенко «Не спеши». Итальянский текст за одну ночь написал Энцо Буонассизи. Песня имела огромный успех. Один из участников телепередачи, пожилой сицилиец, сунул ей в руку цветок, добытый Бог знает где:

«У нас на Сицилии люди ещё понимают, что значит настоящее пение, и умеют ценить этот дар небес. Непременно приезжайте к нам — будете нашим гостем»
Певица считала эти слова самым приятным комплиментом из услышанных в Италии.

Незабываемым для Звезды стало участие в фестивале неаполитанской песни и запись долгоиграющего диска с неаполитанскими песнями.

Разочаровало только одно — решение устроителей шоу: впервые все песни должны были исполняться под фонограмму. Это не укладывалось в голове Анны, ведь при пении под фонограмму совершенно исключается непосредственное общение с публикой, творческий подъем, импровизация. Негативно оценили новшество и сами неаполитанцы.

Перед концертом на острове Искья певица отправилась на берег моря. Не успела оглянуться, как оказалась в плотном кольце детворы. Их интересовал фестиваль, его участники. Они знали, что Анна представляет Польшу, интересовались, где находится эта страна, есть ли там такое же тёплое море. Дети дотрагивались до её белокурых волос и удивлялись — настоящие! Можно ли было выступить плохо, когда тебе желает успеха такая компания. Она не победила, но в многочисленных рецензиях её хвалили за «истинно неаполитанский» стиль исполнения, за «безупречный акцент прирождённой неаполитанки»…

Пластинка была записана в рекордный срок, хотя и ценой потери нескольких килограммов. И Анна Герман была вознаграждена за это — появилась возможность на три недели съездить домой.

Возвращаясь в Милан, она уже знала, что предстоит серия концертов и получение награды — «Oscar della simpatia», присуждаемой ежегодно в Виареджо самым обаятельным исполнителям. Статуэтка представляла собой отлитую из бронзы девушку с гитарой на чёрной гранитной подставке. В числе других лауреатов оказались Катарина Валенте, Адриано Челентано, Роки Роберте.

Публика в Виареджо принимала польскую певицу восторженно. Лишь малорослый конферансье, вероятно, подавленный высоким ростом Анны, омрачил её радость: шутовски присев рядом на корточки, он спросил, сколько в ней метров. Она ответила, внешне спокойно:

«Сколько метров — не имеет значения. Важно, что я, безусловно, выше вас».

Весёлый смех зрителей вознаградил певицу за перенесённую обиду. А произнесённая ею на итальянском речь

«Я сердечно благодарю вас за присуждённый мне приз. Для вас мы поем и без вас существовать не можем. Я посвящаю мои песни вместе с моим «Оскаром» тебе, дорогая Публика», — вызвала овацию.

Анна Герман очень любила самостоятельно вести свои концерты. Но такая возможность в Италии представилась ей лишь однажды, в Форли. На площади были поставлены столики, стулья, скамейки, обращённые к крошечной эстраде. Центр площади оставался свободным — для танцев. Среди зрителей были и стар, и млад. Ей предстояло исполнить двенадцать песенок. Когда Анна начала петь, танцы прервались, все лица повернулись к исполнительнице. Молодёжь сгрудилась у эстрады — начался «концерт по заявкам». Все подпевали. На душе было хорошо, легко, радостно. Это был её последний концерт в Италии...

«ВСЕ, ЧТО МЫ КОГДА-ТО НЕ ДОПЕЛИ...»

-11

Уже четверть века мы можем слышать только в записях необыкновенный, проникнутый любовью и состраданием голос Анны Герман. Мы потеряли возможность быть собеседниками — ведь каждое исполнение песни становилось для певицы новой беседой со зрителем, и в каждой она открывала нам нечто важное, — в самих себе и во времени.

Как нам ее не хватает....

«Анна Герман — это Певица с большой буквы. До сих пор нет ей равных по её удивительно чистому голосу, которым её наградила природа. Она исполняла свои песни с душой, легко и красиво. Странно, что у нас в России практически забыли о ней... Как жаль, что мне было всего 6 лет, когда умерла Анна Герман и я не видела её концертов, когда она ещё была жива. А так хотелось бы иметь у себя частичку Анны в видеозаписях, чтобы можно было посмотреть на неё… Слушая песни в её исполнении, становится как-то легко и вся грусть, и плохое настроение куда-то исчезают. Как жалко, что она прожила так мало. И почему такие хорошие люди так рано уходят?..»

«Без Анны Герман мир хуже, чем был с ней… Она, конечно, суперзвезда. Такой голос — дар Божий, а обвинять её в том, что лучшие песни не на родном языке спела, просто глупо. Так жизнь сложилась. Хотя еще вопрос, какой язык для неё родной. Такие артисты, как Анна Герман, и уходят так быстро, потому что слишком хороши для этого мира».

«Какая была певица Анна Герман! Пользовалась бешеной популярностью, именно благодаря своему таланту, женственности, скромности, а не как нынешние «звезды», со своим кошельком, да и с минимумом одеждой. Как жаль, что она так рано ушла из жизни, но в нашей памяти останется надолго».

«Вечная память Анне Герман. Божественный голос, доброта, женственность. Напрочь отсутствующие качества в теперешних исполнительницах. Но Анна Герман... столько души в её песнях, поёт — и сразу прислушиваешься, её песни не могут быть фоном...».

«Голос у Герман действительно был ангельски чистый и очень красивый. Как жаль, что её сейчас уже нет...».

«Анну Герман помнят и будут помнить не только у нас, в России, но и в Польше… Анна Герман, Джо Дассен, Владимир Высоцкий — люди с мощным, самобытным талантом, люди — ушедшие в одно время...
Пусть земля им будет пухом!»

-12

Что добавить в конце данного очерка. Слушая голос Анны Герман, из души испаряются обиды и злость. Хочется обнять весь мир. Её голос открывает в тебе самое сокровенное, иногда неожиданное. Она так доверяет слушателю, что это доверие нельзя обмануть. Да вы послушайте:
«Гори, гори, моя звезда
Звезда любви приветная
Ты у меня одна заветная
Другой не будет никогда…»

Почему её песни так действуют? Тайна...

_____________________________________________________________________________________

Источник информации: Федеральный информационно-аналитический журнал "СЕНАТОР"

***

Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями в комментариях.

До новых встреч!