Владимир Маяковский родился 19 июля 1893 года. Славу он получил благодаря своему слогу и стихам. Но знаменит он был не только ими, Маяковский писал пьесы, пробовал силы в создании киносценариев, сам снимался в кино, редактировал журналы. А еще он разрабатывал вербальные и визуальные средства агитации – открытки, плакаты, лубки.
В фондах нашего музея хранятся плакаты и открытки, созданные Маяковским в 1914 и 1917 годах. Впервые Маяковский раскрылся как талантливый агитатор и пропагандист в 1914 году. В июле 1914 года Россия вступила в войну против Германии. На следующий день после начала войны на митинге у памятника генералу Скобелеву Маяковский прочитал стих «Война объявлена»:
Вздувается у площади за ротой рота,
у злящейся на лбу вздуваются вены.
«Постойте, шашки о шелк кокоток
вытрем, вытрем в бульварах Вены!»
Война для Маяковского в те дни – чистилище, из которого должен родиться новый человек. Или хотя бы одно хорошее стихотворение.
Страну захлестнул неслыханный патриотический подъем, а отчисленному из училища живописи Маяковскому представился шанс для реализации своих возможностей. В августе 1914 года при редакции популярной московской газеты «Копейка» открылось издательство «Сегодняшний лубок». С новым издательством стали сотрудничать мастера русского авангарда: Давид Бурлюк, Казимир Малевич, Илья Машков, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Василий Чекрыгин. Туда пригласили и Маяковского. В автобиографии он опишет это событие так: «Принял взволнованно. Сначала только с декоративной, с шумовой стороны. Плакаты заказные и, конечно, вполне военные». Маяковский проявил себя как агитационный художник.
Продукция имела два формата – плакат и почтовая открытка. Гротескные рисунки сопровождались лаконичным и легко запоминающимся стихом-частушкой. Принцип лаконичности рисунка и подписи должен был сочетаться с яркими красками и грубовато-образной сатирической рифмой. Лубочные картинки – или простовики, потешные листки – предназначались для массового распространения. Они были доступны и по-настоящему любимы в народе. Поиски новой художественной истины и переосмысление национальной традиции в русском искусстве привели художников-авангардистов к самобытному пространству сказки и мифа. Маяковский называл «жизнерадостный наш лубок» явлением подлинно национального искусства.
В первые месяцы войны плакаты «Сегодняшнего лубка» выражали общую уверенность в непременной победе. Считалось, что уже к Рождеству 1914 года русские флаги будут в Берлине и Константинополе.
В ноябре 1914 года «Сегодняшний лубок» прекратил существование. Среди последних работ Маяковского для издательства были листы на тему вступления в войну Турции.
В ноябре Маяковский хотел пойти на фронт добровольцем, но его не взяли по причине политической неблагонадежности. В автобиографии он написал: «Зима. Отвращение и ненависть к войне. "Ах, закройте, закройте глаза газет" и другие. Интерес к искусству пропал вовсе».
Весной 1915 года в Петрограде на Большой Монетной улице было основано книгоиздательство «Парус». После Февральской революции 1917 года в этом издательстве по инициативе Максима Горького начинается выпуск лубочных картинок. Лубок стал примером того, как можно донести революционную идею даже до неграмотного зрителя. Сочетая навыки рисовальщика и текстовика, Маяковский создал четыре плаката, только два из которых – «Царствование Николая Последнего» и «Забывчивый Николай» – были напечатаны. С началом бумажного кризиса плакатную работу пришлось свернуть.
Позже Маяковский прославился созданием ярких рекламных лозунгов в творческом тандеме с Александром Родченко. Широко известны его агитационные плакаты в Окнах РОСТА и ГлавПолитПросвета. А начиналось все с создания лубочных картинок для «Сегодняшнего лубка» и «Паруса». Эти литографированные плакаты и открытки вошли в историю русского искусства и стали объектами коллекционирования.
Кирилл Кичук.