В Московском районе после капитального ремонта здания малышей с особенностями начал принимать детский сад №149 компенсирующего вида. Ранее он находился в поселке Левченко, однако из-за отдаленности и по просьбам родителей учреждение объединили с детским садом №231, который располагается на улице Восстания. Сегодня мэр Ильсур Метшин побывал в этом учреждении – одном из первых детсадов компенсирующего профиля в городе, а также в школе №65, которая является лидером по организации инклюзивного учебного процесса в столице РТ.
«Инклюзивное образование для Казани является одним из важнейших направлений. В городе более двух тысяч детей с особенностями. Кто-то из них ходит в детские сады, кто-то – в школы. Мы сосредоточены на том, чтобы создать для них особенные условия. Для этого проводился капитальный ремонт помещений. В каждом детском саду и школе Казани должны быть созданы условия для особенных детей. Впервые мы закупили оборудование в дошкольные учреждения на 14 миллионов рублей», – подчеркнул важность сферы инклюзии Ильсур Метшин.
В 53 школах и 64 детских садах Казани созданы специальные условия для обучения и воспитания детей с особенными потребностями. Вопросам инклюзии уделяется повышенное внимание – только за год в восьми общеобразовательных учреждениях города отремонтировали 54 кабинета для занятий и отдыха детей с ОВЗ. На сумму более 24 млн рублей обновили сенсорные комнаты, кабинеты психолога и логопеда, классы. А для дошкольных учреждений впервые закупили оборудование на 14 млн рублей.
Для детей с ОВЗ в школах открывают специализированные классы, а в детских садах действуют развивающие группы. Всего в городе комфортные условия для обучения и воспитания ребят с ОВЗ созданы в 53 общеобразовательных и 64 дошкольных учреждениях. В детских садах открыто 125 групп для почти одной тысячи детей по разным нозологиям.
«По обращениям родителей, из-за неудобной локации, было найдено более близкое к городу помещение на улице Восстания. Мы его капитально отремонтировали, оснастили всем необходимым оборудованием», – напомнил мэр причину реконструкции учреждения.
В детском саду действует пять групп, в каждой из них по десять детей с интеллектуальной недостаточностью или сложно сочетанными дефектами. Для развития ребят есть две сенсорные комнаты – одна «релакс», а другая «динамика». Как рассказала заведующая детским садом Ольга Кузнецова, такие комнаты важны для стабилизации психоэмоционального состояния детей.
«После ремонта у нас появился кабинет сенсорной интеграции – это комната активного поведения ребенка, где он начинает ощущать свое тело, учится владеть своими действиями. А сенсорная комната «релакс» необходима для психологической разгрузки, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, переключиться и успокоиться. Для наших детей это очень важно, так как они не всегда бывают спокойными», – рассказала она.
В кабинете психологов-дефектологов расположены интерактивные панели российского производителя. Они оснащены программами, позволяющими педагогам проводить занятия не только с помощью бумажных карточек, но и через гаджеты. «Перед ребенком ставятся задачи, например, выбрать предмет, соответствующий определенным двум каким-то качеством. Кислый – желтый, сладкий – зеленый. И ребенок с этими задачами справляется», – рассказывает о процессе обучения Ольга Кузнецова.
Групповые занятия проходят как с педагогами-дефектологами, которые ведут работу по развитию речи, так и с воспитателями, занимающимися социализацией ребят, – для них важно рисование, лепка и музыка. Так, в музыкальном зале имеется интерактивный пол. «Мы привыкли работать в вертикальном положении, с досками и экранами. Интерактивный пол позволяет нам переключиться на горизонтальное расположение, таким образом задействованы ноги ребенка, все его тело», – пояснила заведующая. Работают с детьми 16 педагогов, стаж каждого, как правило, от 10 до 40 лет.
Капитальный ремонт детского сада начался в мае 2022 года, в течение этого времени были выполнены работы по усилению несущих конструкций, ремонту и утеплению фасада, замене инженерных сетей и окон. Отремонтирована кровля, установлены теневые навесы и оборудованы наружные эвакуационные выходы. Специалисты провели внутренние отделочные работы и благоустройство территории.
«Дети могут развивать все свои способности, родители рады этому, они видят результаты работы профессиональной команды. И после этого детского сада есть возможность идти в школу. Такая школа расположена совсем недалеко. Она у нас тоже является одним из таких лидеров в инклюзивном образовании», – отметил глава города.
Речь идет о школе №65, которая расположена на улице Усманова Московского района. В 2023 году в ней провели ремонт пяти инклюзивных классов на 1,9 млн руб. На сегодня в учреждении обучаются 576 учеников, 50 из них имеют расстройства аутистического спектра, задержку психического развития или нарушения опорно-двигательного аппарата. Благодаря ремонту в образовательной организации появился целый блок с помещениями для учебы и занятий ребят с особенными потребностями, в их числе – игровая комната, ресурсные классы, пространства для работы с дефектологом, логопедом и психологом. «Так мало, но такой результат», – отметил Ильсур Метшин.
Открытие новых специальных классов в школе было необходимо, так как с 2017 года число учеников с особенными потребностями выросло в несколько раз: если тогда в одной параллели насчитывалось 1–2 ребят с ОВЗ, то сейчас таковых девять человек. Для них сейчас в школе открыты 16 инклюзивных классов. Кроме того, для дошкольников открыта группа, обучаясь в которой будущие первоклассники привыкают к занятиям.
Ильсур Метшин побывал в сенсорной комнате, которая была обновлена на средства гранта, выигранного в конкурсе «Лапа дружбы». Как рассказала директор учреждения Жанетта Соркина, в комнате появились сухой бассейн, светозвуковое оборудование, мягкие и тактильные модули – такое оснащение помогает детям развивать зрение, осязание, слух, обоняние и вестибулярный аппарат.
Также мэру показали абсолютно новый блок, где ранее находились неиспользуемые пространства. В помещениях сделали ремонт и полностью их оснастили. В частности, градоначальник посетил кабинет педагога-психолога, где проходило индивидуальное занятие – ребенок занимался с песком на специальном оборудовании, совмещенном с мультимедийной программой. Подобная новая современная техника есть и в кабинете логопеда.
В другом помещении – кабинете учителя-дефектолога – мэра встретили волонтеры сообщества «Самостоятельные дети», которые проводили арт-терапию со стеклянными мольбертами. Такие занятия помогают ребятам наладить контакт со сверстниками и тьюторами, развивать моторику и мышление. «Казалось бы, такое простое, но полезное решение», – обратил внимание Ильсур Метшин. Рисуют дети и на бумаге, в том числе памятные открытки, мэр взял одну из них себе.
Обновили в школе и ресурсные кабинеты, где ребята могут отдохнуть, доделать задания или просто отвлечься. Во время визита мэра в помещении занимались двое ребят – градоначальник пожелал им успехов. Развлечения для детей предусмотрены в игровых комнатах, где есть сухие бассейны, настенные бизиборды, мягкие тоннели и другие игрушки.
Оборудование и инвентарь в школу закупают регулярно благодаря победам в грантовых конкурсах. Так, в 2023 году учреждение признали лучшей инклюзивной школой Казани. Кроме того, общеобразовательная организация является федеральной пилотной площадкой Благотворительного фонда «Образ жизни» по реализации проекта «Школа позитивных привычек».
В учреждении комплексно подходят к решению вопросов инклюзии – в марте 2023-го в школе открылась консультационная служба «Вектор развития», в следующем месяце она заработает вновь. Специалисты оказывают психологическую, методическую и консультативную помощь, информируют родителей по вопросам воспитания и социализации ребенка. Помощь получают как мамы и папы детей, так и те, кто желает принять на воспитание в свои семьи ребят, оставшихся без попечения. Всего за время работы службы специалисты оказали 10 тысяч подобных услуг.
Напомним, в 2019 году в школе №65 отремонтировали пищеблок и спортзал, в 2021 году обустроили спортивную площадку для мини-футбола, а в 2022-м– заменили ограждение.
Всего в прошлом году ремонт провели в 17 школах, в 2024-м планируется обновить шесть общеобразовательных учреждений, 17 пищеблоков, а также три детских сада. Кроме того, будет построено три школы в ЖК «Весна», в микрорайоне М14, по ул.Родины.