Найти в Дзене
Трое с котом

Эти картины должен увидеть каждый! Русский музей в Санкт-Петербурге

Наконец у меня дошли руки до написания этой статьи. Мне хотелось написать её сразу после посещения музея, когда эмоции от увиденного были ещё свежи в памяти, но решила подождать, пока они "улягутся" в моей голове. Сегодня хочу показать Вам картины, которые понравились нам с мужем и те, которые, если верить интернету, должен увидеть каждый. Вы на канале "Трое с котом" 🐱 Мы Вам рады! Человеческое творчество, на мой взгляд, довольно субъективно. Особенно, это касается картин. Мы с мужем не являемся ценителями в этой области, скорее, считаем себя обывателями. Поэтому все картины в Русском музее оценивали "по своему вкусу". А хотелось бы, конечно, с точки зрения настоящих художников - оценить мазки мастера, игру света и цветов, перспективу и т.д. Но... Работаем с тем, что есть, как говорится 😁 Ну что, все уже налили себе кружку горячего чая или кофе, чтобы по-настоящему со вкусом созерцать прекрасное? Тогда, как говорит известный мальчик по имени Райдер (привет шенячьему патрулю 😅) - п
Оглавление

Наконец у меня дошли руки до написания этой статьи. Мне хотелось написать её сразу после посещения музея, когда эмоции от увиденного были ещё свежи в памяти, но решила подождать, пока они "улягутся" в моей голове. Сегодня хочу показать Вам картины, которые понравились нам с мужем и те, которые, если верить интернету, должен увидеть каждый.

Вы на канале "Трое с котом" 🐱
Мы Вам рады!

Человеческое творчество, на мой взгляд, довольно субъективно. Особенно, это касается картин. Мы с мужем не являемся ценителями в этой области, скорее, считаем себя обывателями. Поэтому все картины в Русском музее оценивали "по своему вкусу". А хотелось бы, конечно, с точки зрения настоящих художников - оценить мазки мастера, игру света и цветов, перспективу и т.д. Но... Работаем с тем, что есть, как говорится 😁

Ну что, все уже налили себе кружку горячего чая или кофе, чтобы по-настоящему со вкусом созерцать прекрасное? Тогда, как говорит известный мальчик по имени Райдер (привет шенячьему патрулю 😅) - погнали!

Айвазовский И.К.

Живописец-маринист. За свою жизнь (а это 83 года) написал около 6 000 (!!!) картин на морские, военные и библейские темы.

Девятый вал

Одна из самых знаменитых картин мастера, изображающая противостояние человека силам природы, действительно завораживает любого смотрящего на неё. При первом беглом взгляде человека охватывает настоящий ужас и оцепенение - огромные волны пытаются догнать спасающихся от стихии чудом уцелевших моряков. Но посмотрите в центр картины - именно там теплится свет надежды, который даёт понять смотрящему: за моряков можно не переживать - бушующая морская стихия уже начала затихать, оставляя выживших в покое. По задумке автора, такой приём дарит всем людям, смотрящим на холст, надежду на светлое будущее.

Кстати, а вы знали, что неподалёку от моряков изображена мимо проплывающая корова? 😁

Волна

Еще одно творение живописца на морскую тематику. Картина была написана, когда мастеру уже было 72 года. Интересно, что она создана в холодных тонах, и здесь уже нет места теплящему надежду свету. Айвазовский будто наблюдает за происходящим буйством моря издалека, оставив спасающихся моряков один-на-один со стихией.

Брюллов К.П.

Карл Павлович Брюллов создал более 200 парадных и камерных портретов и расписал купол Исаакиевского собора​ площадью 800 квадратных метров. Он единственный русский художник, удостоенный при жизни лаврового венка и бриллиантового перстня из рук императора. За «Последний день Помпеи»​ его назвали «первой кистью государства».

Последний день Помпеи

Та картина, которую я очень хотела увидеть вновь (последний раз я посещала музей лет десять назад). Те, кто однажды увидели её, никогда не забудут тех чувств, которые испытали, глядя на неё.

Помню, впервые я рассматривала картину в школьном учебнике истории. И так она мне запала в душу, что я буквально мечтала увидеть ее "настоящую"!

Брюллов лично посещал руины Помпеи, чтобы хорошо представить себе свою будущую картину. Там же он сделал и свои первые наброски. Работал мастер над шедевром около 6 лет, размер которого 4.5 × 6.5 м.

Сюжет картины посвящен не одному или несколько героям, а целому народу, испытавшему страх и ужас перед обрушившимся на них катаклизмом. Некогда плодородная, теплая и ласковая земля стала могилой для тысяч людей, испепеленных жаром беспощадного Везувия.

Все же знают о том, что художник на полотне изобразил самого себя? Вон там, в углу, можно найти мужчину с красками на голове.

К большому моему сожалению, эту картину мне не удалось увидеть, поскольку она сейчас на реставрации. Но зато я впервые увидела другую работу художника, которая также запала мне "в самое сердечко".

Итальянский полдень

Полуденный летний зной на виноградниках Италии. Пышнотелая, жизнерадостная красавица, напевая веселую песню, собирает спелый виноград в свою большую плетеную корзину. В этом году он особенно уродился. Значит, их провинция снова произведет отличное вино, которое они изготавливают вот уже двадцать лет.

Вольное сочинительство автора 😅

Свет, яркие краски. Это то, что очаровывает и приковывает внимание к картине! В глазах девушки отражается жаркое итальянское солнце и сама любовь к жизни! А серьга... Вы посмотрите, как красиво она лежит на её плече!

Всадница

Шедевр, известный многим по изображениям в школьных учебниках и коробкам конфет. Художник писал картину с юных воспитанниц графини Самойловой Ю.П., музы мастера. Полотно примечательно удивительно удачным сплетением хрупких детских фигур с массивной лошадью.

-6

Бруни Ф.А.

Автор многих полотен на библейские и исторические темы. Почетный член Болонской и Миланской академий искусств, почетный профессор Флорентийской Академии художеств и Академии Св. Луки в Риме.

Медный змий

Одна из самых грандиозных по размеру картин первой половины XIX века. Размер полотна - 5.65 x 8.52 м!!!

-7

Видите в левом нижнем углу голову лысого мужичка? 😁 Я специально оставила эту фотографию - на фоне мимопроходящего дяденьки понятен масштаб картины

Сюжет картины основан на библейском мотиве - странствующий народ израильский ропчет на Бога и Моисея, устав бродить долгие годы по пустыне. Разгневанный Всевышний наслал на неблагодарных людей ядовитых змей, не щадящих ни стариков, ни детей. Покаявшиеся просят о помощи Моисея, и тот помогает - устанавливает медного змея, чтобы каждый, взглянув на него, был спасён от гибели.

Репин И.Е.

Величайший русский живописец, пейзажист. Портретист, автор исторических и бытовых картин. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге, профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 - ректор. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Принимал участие в выставках общества "Мир искусства". Оставил большое эпистолярное наследие.

Бурлаки на Волге

Молодой Репин прогуливался с товарищами вдоль Невы, когда увидел вдалеке толпу грязных людей, одежда которых была вся в лохмотьях. Они шли медленно, тяжело таща за собой барку. Контраст между бурлаками и праздно прогуливающимися аристократами настолько поразил юного художника, что тот решил непременно отразить этот сюжет в своей картине. Трудяги написаны с живых натур: Репин лично совершил поездку на Волгу, где и познакомился с бурлаками - попом Каниным, матросом Ильей, солдатом Зотовым и пареньком Ларькой. Над своей картиной он работал три года, размеры полотна - 1.31× 2.81м.

-8

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

В своей работе Репин безупречно передал независимый дух запорожских казаков. Персонажи, прямо-таки, довольно колоритны: с чубами, усами и саблями. Казаки то и дело, перебивая друг друга, диктуют писарю ругательства и угрозы, обращенные к турецкому правителю. На лицах многих отражена усмешка. Кажется, они все вот-вот "лопнут от хохота", в глазах некоторых из них - слезы от смеха.

Над картиной художник работал почти 11 лет, размер полотна - 2.03 x 3.58 м.

Садко

Картина была написана по заказу императора Александра III. В ней Репин отразил мотивы былины о купца Садко в подводном царстве. По задумке художника, заморские красавицы олицетворяют различные страны. Восхищенный их красотой, Садко все же выбирает себе в жены самую скромную из них, девушку по имени Чернаву, которая была... Конечно же, русских кровей! Картина написана всего за год. Размер полотна - 3.225 x 2.30 м.

-10

Верещагин В.В.

Живописец-баталист, пейзажист-жанрист, рисовальщик. Много путешествовал по Кавказу, Северу России. Принимал участие в военных действиях, что, несомненно, нашло свое отражение в картинах художника.

У дверей мечети

Картина была написана в 1873 году на основе натурных работ во время посещения Средней Азии. Двое нищих в стоптанных сапогах и поношенной одежде устроились у резных дверей мечети. Таким образом, художник на основе контраста передал мысль об упадке некогда богатой и могущественной цивилизации.

Честно говоря, увидев эту картину по интернету, я не поняла, почему она относится к "Жемчужинам музея". Но когда я увидела её вживую...

Узоры на вратах так реально написаны, что в это сложно поверить! Кажется, будто они настоящие или просто сфотографированы. Высочайшая работа! Даже дух захватывает!!!

Куинджи А.И.

Пейзажист. В своих работах часто использовал игру света. Самые известные картины - "Лунная ночь на Днепре", "Березовая роща", "на острове Валааме", "Радуга" и др.

Лунная ночь на Днепре

Величайшая работа художника. Несмотря на то, что в картине использованы довольно тёмные тона, она будто светится изнутри. Такого эффекта Куинджи достиг благодаря причудливому смешению красок. Отраженное, будто фосфорическое сияние Луны, в водной глади Днепра, дарит зрителю спокойствие и умиротворение южной ночи.

-12

Васнецов В.М.

Живописец, автор многих картин на фольклорные, исторические и жанровые темы. Его знают даже дети по знаменитым картинам "Витязь на распутье", "Богатыри", "Алёнушка", "Иван-царевич на сером волке" и др.

Витязь на распутье

Картина написана на основе былины "Три поездки Ильи Муромца". В ней художник использует контрастные светлые и тёмные тона, как бы противопоставляя добро - злу: витязь на белом коне и разбросанные кости, тёмный камень и черный ворон. Полотно написано в 1882г., размер составляет 1.67 x 2.99 м.

-13

Шишкин И.И.

Живописец-пейзажист. Более полуторы тысяч (!!!) его работ находятся в Русском музее. Известен такими картинами как "Утро в сосновом лесу", "Зима", "Хвойный лес", "Солнечный день" и др.

Зима

Считается одной из лучших картин, относящихся к этому времени года в русской живописи. Художнику в полной мере удалось передать атмосферу зимнего леса. Будто живой, он впал в зимнюю спячку, но ждет, когда первые лучи весеннего солнца озарят и пробудят его. Размер полотна 1.255 x 2.04 м.

Лесная глушь

Глядя на эту картину, зритель ощущает себя вовлечённым наблюдателем, оказавшимся в северном лесу. Звенящую лесную тишину нарушают двое - утка, плавающая в небольшой лужице, образовавшейся от вчерашнего дождя, и лисица, тихо подкрадывающаяся к своей добыче. Треск веток под лапами хищницы нарушил покой утки, и та, взмахнув крыльями, улетает. Похоже, рыжая красавица осталась без обеда.

Размер полотна - 2.09 x 1.61 м.

-15

Крачковский И.Е.

Живописец, педагог. Обучался у самого Клодта М.К. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Любил Крым, часто изображал его в своих работах.

Весна в Крыму

Потрясающе красивая природа Крыма отлично передана художником в этой картине. Яркая, солнечная, она переносит на зрителя чувство безмятежности и спокойствия. Буйно цветущая растительность изобилует яркими красками. Кажется, вот-вот и зритель сможет ощутить аромат цветущих кустарников.

Размер полотна - 1.07 х 1.61 м.

-16

Клодт фон Юргенсбург М.К.

Живописец, известен множеством пейзажей с коровами и лошадьми, запечатленных во время работ на полях.

Стадо у реки в полдень

Если абстрагироваться, то можно даже и не понять, что перед Вами - картина, а не фотография! Теплый солнечный свет, падающий на реку, коровы, мирно отдыхающие на траве. Полотно дарит зрителю ощущение умиротворения. Размер полотна "всего"  71 x 108 см.

-17

Творожников И.И.

Рожденный в семье крепостных крестьян, мальчик с детства любил рисовать "чем придется и на чём придется". Неудивительно, что в Петербурге, куда отец отправил его на заработки, юный талант заприметил один из профессиональных художников, который и помог устроить мальчика в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств. Так началась карьера Творожникова. Наиболее часто художник изображал в своих работах простых крестьян и их быт. Своих героев он писал с натуры - своих односельчан.

Бабушка и внучка

В центре полотна мы видим две фигуры - бабушку и её внучку, съежившуюся от холода. Обе они одеты очень бедно и не по погоде легко. Это две нищенки, странствующие по свету вдвоем. Руки старушки поражены артритом, а взгляд выражает полное смирение со своей участью. В отличие от бабушки, девчушка смотрит на зрителя исподлобья - она еще молода, и не готова мириться с тягостями такой жизни. В ее глазах читается вызов к окружающему миру.

Картина написана в темных тонах, навевающих на зрителя тоску и печаль. От неё веет какой-то безысходностью.

-18

Взглянувший на картину зритель переживает за героинь картины - обездоленных странниц хочется обогреть и накормить горячим ужином.

Якоби В.И.

Живописец, жанрист. Одним из первых перенес на холст образ крестьян - бесправных, бедных, истощенных постоянными работами. За картину "Светлый праздник нищего" удостоен малой золотой медали на выставке ИАХ 1860.

Светлый праздник нищего

Эмоционально картина схожа с полотном Творожникова "Бабушка и внучка". Работа выполнена в темных тонах, но на главных персонажах мы видим будто мягкий свет, исходящий, видимо, от окна избы. В центре картины, сгорбившись, сидит старик в лохмотьях. У его ног стоит малыш лет двух, держать в руках маленького щенка, будто показывая дедушке: "Смотри, деда, какой хорошенький!". Рядом домашними делами занята и бабушка - по-видимому, она катает белье с помощью рубеля и сказки. Только посмотрите на её руки - они все в жилах из-за постоянного тяжёлого физического труда! Обстановка избы бедная, как и сами её жители. Вот такая она была - жизнь простых крестьян...

Не знаю, почему эта картина не входит во всякие топы, обязательные к просмотру при посещении Русского музея.
Мне кажется, её должен увидеть каждый! У меня так вообще слезы потекли, когда я её увидела - мне стало так жаль этих людей. Женщину, измученную домашней работой, мужчину, бесцельно смотрящего вперёд. И, конечно, малыша во рванье... Он, такой маленький и светловолосый, напомнил нам с мужем нашего Ваню...
А еще я все думала: надо же, как несправедлива жизнь: одни рождались в роскоши и жили во дворцах, не зная нужды ни в чем, а другие - выживали... И ведь они, последние, не виноваты в том, что родились "не в том месте и не в то время". Они - такие же люди, как и аристократы...

Ну и завершить сегодняшнюю статью, друзья, хочу фотографией вот этой скульптуры. Она напомнила мне опять же нашего Ванечку. Только посмотрите, как усердно малыш пытается шагать сам, держа равновесие и отталкиваясь от рук матери, заботливо контролирующей первые шаги своего сына. Малыш сосредоточен, а эмоции на его лице будто говорят: "Мама, я сам!". Так делают все дети 🤭 Скульптура называется "Первый шаг", работа Каменского Ф.Ф.

-20

В сегодняшней подборке я отразила те работы, которые более всего поразили нас с мужем, оставя неизгладимую память о посещении Русского музея. А какие полотна понравились больше всего Вам? И, разумеется, можете дополнить мою статью в комментариях - буду рада!