Найти тему

Маяк Назимова. Дневник проекта «Служители света»

Оглавление

  • О старте съёмок полнометражного документального фильма «Служители света» читайте тут
  • Обзорная экскурсия по Приморью для команды проекта перед съёмками тут

Два корабля в дымке

31 января 2024 года

Сегодня был первый серьёзный съёмочный день. Нас с Фёдором разделили: меня взяли на съёмочную площадку на маяк, а его повезли по достопримечательностям. Узнала я об этом разделении за завтраком, выезд через час... Так что волнение было сильным.

В мои задачи входило помогать директору съёмочной группы Павлу Морозову всячески следить за интересными деталями и кадрами. А ещё вести записи эпизодов в хронологической последовательности. Но самое главное — нужно было следить за двумя кораблями на море. К ним должен был подплыть баркас, чтобы сопроводить один из кораблей в порт. «А если профукаешь, придётся плыть к ним — и просить всё сделать заново!» Время, когда подплывёт баркас, заранее не известно. Весь день я судорожно оглядывалась на воду, но кроме двух кораблей в дымке ничего не видела.

Ветер был в этот день пронизывающий, как лезвие. Не спасал даже пуховик, вроде не так уж и сильно дуло, но пробирало до костей. Съёмки проходили на улице, лишь иногда мы заходили погреться в дом.

-2

Евгений — наш первый маячник, очень интересный человек. Он недавно, всего два года назад, начал работу и считается временно исполняющим обязанности маячника. Евгений крепко взялся за маяк и его благоустройство: выносит весь мусор и хлам, постепенно расчищает территорию. Провёл туалет в дом. У него есть жена и ребёнок (четырёх лет), которые вместе с ним живут на маяке. Жена Евгения — не менее удивительный человек, могла бы жить в цивилизации, в городе, но поехала за мужем на отдалённый маяк.

Сегодня я поняла, что причина моей московской бессонницы — в безделье: после рабочего дня я свалилась без задних ног в десять вечера и проснулась в семь утра. Невиданное событие. А ещё задалась риторическим вопросом: зачем ходить на массаж, если можно просто прокатиться на заднем сиденье машины по каменистой ухабистой дороге! И никакого массажного кресла не надо!

Трагическое прибытие буксира

1 февраля 2024 года

Второй день съёмок на первом маяке с первым героем. На съёмочной площадке в этот раз я была не одна, а с Фёдором; нам поручили снимать видео «Один день съёмочной группы».

Животные уже окончательно к нам привыкли: кот гулял по рукам всех членов команды, побывал даже на моём плече... Оператор, побоявшись навлечь на себя проклятие и положить кота на пол, подло и коварно усадил его на меня. Я была настоящим пиратом с животным на руке! С псом мы тоже подружились, он лезет играть и целоваться только ко мне, как хвостик — куда я, туда и он. Получилась замечательная сцена на берегу: мы с ним вдвоём прогуливались по пляжу, собирали ракушки и играли.

-4

Я поразилась силе морского ветра. Мне, конечно, сказали, что это ещё совсем не ветер, но… Будь я чуть-чуть полегче, меня бы снесло в море. И из-за этого возникла огромная проблема съёмки видеоматериалов для «Одного дня». Мне-то казалось, что я крепко держу телефон в руках, что тряски практически нет, но при просмотре видео в гостинице внезапно обнаружилось, что съёмку будто вёл запойный алкоголик! Ветер здесь — отдельный персонаж. Очень своевольный и напористый. Меня ему украсть не удалось, а вот у нашего директора он нагло и безнаказанно средь бела дня унёс в бескрайние морские просторы перчатку.

Маячник контролирует, как наш режиссёр делает запись в «книгу посетителей»
Маячник контролирует, как наш режиссёр делает запись в «книгу посетителей»

Маячник Евгений на съёмках начал раскрываться. Настоял, чтобы каждый член группы сделал запись в «книгу посетителей». Проконтролировал каждого. Был рад. Мне сходу было сложно придумать, что написать, — получилось довольно банально, зато с рисунком мопса!

Про свою изначальную задачу, глобальную, я не забыла. Мне по-прежнему надо было вести записи эпизодов и следить за баркасом. Я краем глаза поглядывала на два корабля — ничего не менялось. Под вечер, когда съёмки уже подошли к концу, операторы стали собирать технику в домике, а мы со звукорежиссёром стояли у скамейки и любовались закатом и тишиной. Внезапно я глянула на корабли. А их не два, а три! Не поверила своим глазам! На воде началось активное движение... Мы посовещались с Сергеем и решили сказать нашим операторам. Зашли в дом, я обернулась. Из-за скалы выплыл огромный грузовой корабль с маленьким баркасиком рядом. Я замерла с чувством выполненного долга. Глобальная цель достигнута!

-6

Однако пока операторы собирали технику и выползали из дома, корабль благополучно вышел из-за скалы и уплыл. Баркасик поплыл забирать другой корабль, но этот процесс обычно занимает около часа, а значит, уже стемнеет… Долго… Не успели… Поехали в гостиницу, кадр упущен.

Мамонтёнок

2 февраля 2024 года

Выдалась пара свободных минуток, чтобы собраться с мыслями, поймать вдохновение и наконец-то облечь мысли в связный текст. Человеческая память, оказывается, такая ненадежная и слабая. Пришлось приступить к написанию отчёта о прошедших днях... Восстановить хронологию событий сложно, хорошо, что есть фотографии и записи.

Ездили к памятнику героям Хасана, там очень красивая смотровая площадка на 360°, а звуки... Звуки деревни — нечто совершенно удивительное, живое и душевное: лай собак, блеянье козочек. Мы всё это записали! Доехали до клятвенного места, памятника «Союза Танчжи». Это история 12 молодых товарищей, поклявшихся бороться за независимость Кореи до конца и в знак такой решимости отрезавших себе фалангу безымянного пальца... Удивительные люди, невольно восхищаешься их действиям и ужасаешься одновременно. Безумству храбрых поём мы песню!

После выездной экскурсии мы поехали на маяк. По пути встретили рыжего волка. Необычное животное, похожее на корги-переростка, тоже с коротким хвостом. Охотился на оленей в кустах.

Сегодня мой день в кадре! На косе поймали старый столетний корейский баркасик, выброшенный на берег. Он практически развалился, но зато так живописно смотрелся в кадре, словно врос в песок. Я задумчиво ходила вдоль него, тушевалась немного... Всё-таки в наших университетских съёмках участвует не так много людей (я, оператор и помощник оператора), все друзья, близкие. Большая ответственность!

А потом... мы обнаружили замечательную льдину! Спуск на пляж был скован льдом, к нему требовалось пробираться. Но внизу, прямо у берега, нашлось два круглых блюдца — льдины, друг за другом. Невероятный опыт! Меня, конечно, страховали: наш сопровождающий помог спуститься на пляж по льду, провёл вдоль берега к нужным льдинам. А дальше уже я сама.

Между льдинами было небольшое пространство, пришлось прыгать. Нужная уже подтаяла под солнцем, слякоть. Как зыбучий песок… Было ощущение, что я в льдину проваливаюсь. Съёмочная группа была очень далеко, я в шапке, ничего не слышу, что мне говорят... Не поняла, начали уже снимать или нет. Стояла и любовалась морем. Боялась дёрнуться, чтобы не испортить кадр. Смотрела на волны долго-долго... Волны... Волны… Волны… И поняла, что меня укачивает.

Кадр отсняли. За мной прибежали. Самый страшный момент — возвращаться назад. Первая льдина зыбкая, вторая скользкая, оттолкнёшься — и не знаешь, что будет. Когда я вылезла, решили снять ещё разочек тот же кадр, но с другого ракурса. Вернулась на льдину, смотрела на волны. А потом почувствовала, как волна окатывает льдину и та под моими ногами превращается в месиво. Волна накатывает с новой силой. Льдина задрожала, заколыхалась под напором воды. Я не знала, ведётся ли ещё съёмка, стояла неподвижно, смотрела вдаль до тех пор, пока сопровождающий не добежал до меня и не крикнул: «Иди быстрей!»

Выбралась благополучно. Даже ног на намочила. Кадр удался.

Довольна. Побыла Мамонтёнком, не хватало только петь в кадре.

Эпопея с буксиром

3 февраля 2024

Последний день на первом маяке. Нам осталось сделать совсем немного подсъёмок, так что ехать всей группой смысла не было. Меня взяли на всякий случай - вдруг пригожусь в кадре. Ютились впятером в одной машине.

-11

Погода сегодня неописуемая: солнце и... штиль. Даже ветряк на маяке не шелохнулся ни разу. Идеальная погода для прощания. По пути обнаружили активное движение на воде -буксирчик уже вышел в море гружёный и собирался плыть к одному из прохлаждающихся вдали кораблей. Сначала я испытала разочарование: неужели мы опять упустили нужный кадр? Но опасения были напрасны. Когда мы подъехали к маяку, быстро подготовили технику и стали ждать.

Снимали все! Алексей Юрьевич (наш режиссёр) ушёл на побережье к скалам; Павел Гуляев вскорабкался на угольную кучу и ловил буксирчик оттуда; оператора Сергея Петригу я увидела только раз — он мчался с камерой наперевес куда-то за скалы. Я тоже снимала на телефон! Последний день на маяке — и такой подарок. С замиранием сердца проводила взглядом и камерой сначала корабль, а потом маленький буксирчик... А потом...

...Павел сказал, что камера не писала. Он нажал на кнопку. Но она не записывала. Такое бывает раз в сто лет. Алексей Юрьевич снимал с земли, почти с уровня моря, тоже был огорчён — кадры паршивые. Что делать? Судорожно переглянулись. Оставалась последняя надежда - на Сергея. Долго ждать не пришлось. По его довольному лицу всё сразу стало понятно: Сергей спас наши съёмки и запечатлел кадр дня — с разных ракурсов.

-13

Маячник Евгений совсем расслабился. Честно говоря, я ему завидую: у него отлично получается работать в кадре, словно не чувствует пронизывающего взгляда камеры всем телом... Движется естественно. А я становлюсь оловянным солдатиком! Снимали за рабочим столом, потом записали небольшое интервью.

В процессе сборов, случайно, я разлила чай. Разнервничалась, стала извиняться. А Евгений так по-доброму рассмеялся — даже не понял, почему я так суечусь. Я тоже не поняла: быть как на иголках — моё обычное состояние.

-14

Уезжала с легкой тоской... Больше не увижу Драго, пса, Дизеля, кота... Маяк. Верю, что мечта Евгения о благоустройстве маяка сбудется. Не знаю, смогу ли увидеть его ещё хоть раз в жизни, всё-таки маяки — военные объекты, туристам там делать нечего. Просто верю. Он человек военной закалки, так что удержать хозяйство в порядке сможет!

Последний раз проезжаем два замечательных дерева. Они стоят в этой огненной саванне вдвоём, рядышком, прямо у обочины. И своей формой лёгкие — изогнутый ствол и извилистая тонкая крона из миллиардов мелких веточек — словно капилляры. Поразительно.

Автор: Ольга Леснюк

Читайте продолжение: Мыс Брюса. Дневник проекта «Служители света»