Найти тему

ОКН ФЗ «Церковь Воздвижения», 1864 год (выдержки из историко-культурных исследований)

Рис. 1. Церковь Воздвижения. Современный вид
Рис. 1. Церковь Воздвижения. Современный вид

«Церковь Воздвижения», 1864 год (ул. Батурина, д. 44 А) входящий в состав ансамбля «Комплекс сооружений дворца», 1910-1911 годы (ОКН ФЗ).

Императрица Мария Александровна, супруга императора Александра IIи первая августейшая владелица Ливадии, будучи глубоко религиозной, большое внимание уделяла строительству дворцовой церкви. Она лично согласовала со Святейшим Синодом освящение храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, отмечаемого 14 (27) сентября.

Рис. 2. Крестовоздвиженская церковь в Ливадии. 1866 г.  Из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Рис. 2. Крестовоздвиженская церковь в Ливадии. 1866 г. Из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

8 сентября 1862 г. состоялась торжественная закладка дворцовой церкви, возводимой по проекту архитектора И.А. Монигетти. По форме однокупольный храм, сооруженный в византийском стиле, представлял собой правильный куб. Притвор, примыкавший к нему, переходил в полуоткрытую галерею с навесом, что соединяла храм и дворец. В последующие несколько лет по рисункам И.А. Монигетти велось внутреннее оформление дворцовой церкви: художником-итальянцем Рафаэлло Изелла исполнены настенные росписи, а художником А.Е. Бейдеманом – иконы и запрестольный образ. Настенные панно «Воздвижение Честного Креста», «Тайная вечеря» и «Рождество Богородицы» оказывали сильное эмоциональное воздействие на входящих в храм. Богатство отделки подчеркивал роскошный резной иконостас из белого мрамора.

Рис. 3. Крестовоздвиженская церковь в Ливадии. 1894 г.  Из журнала "Живописное обозрение".
Рис. 3. Крестовоздвиженская церковь в Ливадии. 1894 г. Из журнала "Живописное обозрение".

Ливадийская дворцовая церковь, как архитектурное сооружение, была высоко оценена искусствоведами XIX в. Со временем в ней были собраны бесценные священные реликвии (например, икона Иверской Божией Матери византийского письма X в.). А ливадийский церковный хор считался одним из лучших на Южном берегу Крыма.

В 1888 г. рядом с храмом по проекту архитектора Д.И. Гримма была выстроена небольшая каменная звонница, также исполненная в византийском стиле. До 1920-х гг. ее стены были декорированы вытесанными по инкерманскому камню крестами и орнаментами.

Поблизости от звонницы располагалась «Рущукская колонна» – колонна из мрамора, привезенная в качестве трофея из турецкой крепости Рущук на Дунае, установленная в 1879 г.

В октябре 1894 г. дворцовая Крестовоздвиженская церковь оказалась центром значимых исторических событий после кончины императора Александра III, ушедшего из жизни в покоях Малого дворца в Ливадии. В дворцовой церкви 21 октября 1894 г. состоялась панихида по покойному, а затем был обнародован Манифест о вступлении на престол императора Николая IIи проведена присяга на верность новому государю. После чего в церкви состоялась церемония принятия православия невестой Николая II принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, нареченной в православии Александрой Федоровной.

Рис. 4. Крестовоздвиженская церковь в Ливадии.  Фрагмент интерьера. 1900 г.
Рис. 4. Крестовоздвиженская церковь в Ливадии. Фрагмент интерьера. 1900 г.

В 1910-1912 гг. во время строительства Большого дворца архитектором Н.П. Красновым в соответствии с пожеланием августейших особ был существенно увеличен западный притвор дворцовой церкви, находившейся у юго-западного фасада дворца. При этом главный вход в церковь был перенесен с ее северного на западный фасад. Новый вход был соединен с Итальянским двориком Нового дворца открытой мраморной галереей в виде византийской аркады. Создание рисунка для мозаичного панно «Ангел Господень» над новым входом в дворцовую церковь, а также реставрация старых и создание новых росписей были произведены художником А.И. Славцовым.

Рис. 5. Вход в дворцовую Крестовоздвиженскую церковь, устроенный Н.П. Красновым. Над входом мозаичное панно «Ангел Господень». Источник: Ливадийский дворец-музей. Фотоальбом. Симферополь, 2012.
Рис. 5. Вход в дворцовую Крестовоздвиженскую церковь, устроенный Н.П. Красновым. Над входом мозаичное панно «Ангел Господень». Источник: Ливадийский дворец-музей. Фотоальбом. Симферополь, 2012.
Рис. 6. Крестовоздвиженская церковь в Ливадии. Проект Н.П.Краснова. Из журнала "Зодчий". 1913 г.
Рис. 6. Крестовоздвиженская церковь в Ливадии. Проект Н.П.Краснова. Из журнала "Зодчий". 1913 г.

Последняя служба в присутствии Николая II, его супруги и детей в Крестовоздвиженской церкви прошла утром 31 мая 1914 г. В тот же день царская семья покинула Ливадию навсегда. В декабре 1918 г., незадолго до отправления в эмиграцию дворцовую церковь посетили вдовствующая императрица Мария Федоровна, ее дочери великие княгини Ксения и Ольга Александровны и великий князь Александр Михайлович со своей семьей.

Впоследствии церковь была закрыта, а ценности, находившиеся в ней изъяты. В 1925 г. были сняты колокола, купол и крест, а в самом здании был устроен советский «красный уголок» - помещение, отведенное под культурно-образовательную и политпросветительскую деятельность.

В 1991 г. дворцовая церковь была освящена заново и в ней возобновились богослужения.

Рис. 7. Церковь Воздвижения. Современный вид
Рис. 7. Церковь Воздвижения. Современный вид