Найти тему

"Третьеримская" идеология для Российской Федерации. Почему не удалось вернуться к ней после крушения СССР

Вообще, идеологию понимают по-разному. Я предлагаю использовать такое определение

Идеология - это концепция, актуальная для данного исторического периода, посредством которой социальная общность (народ, нация, государство) стремится реализовать собственное понимание правды, свою мечту, свою идею.

И такое определение позволяет считать идею «Москва- Третий Рим» идеологией, идеологией элит. Народная идеологическая модель сходная по духу с третьеримской – это концепция Русь – Новый Израиль или Святая Русь.

И возникает естественный вопрос: после крушения СССР вернулась ли идеология «Москва-Третий Рим/Святая Русь»? Ответ: нет. Народы Российской Федерации не вернулись к этой идеологии, хотя отдельные группы считают, что Россия продолжает исполнять функцию «удерживающего». И возможно это так. Только вот очевидно, русский народ сегодня в большей своей массе живет без руководящей глобальной миссии, позволяющей ему чувствовать свою причастность к мировой истории. И не просто причастность, а ведущую роль. Именно таковыми свойствами обладает «работающая идеологическая модель», будь то Третий Рим или построение Коммунизма.

И мы не видим такой миссии на данный момент. Почему же после крушения СССР не вернулась прежняя идеология? И этому можно найти несколько объяснений.

1) Прежде всего, радикально сократилось число верующих. А идея Третий Рим/Святая Русь это идея духовная, и только духовная.

2) К XIX веку произошло остывание миссианского огня. И не понятно, какие нужны усилия, чтобы возжечь его снова. Понятно, что сам он не возгорится, тем более произошло резкое сокращение верующего слоя в котором только и может этот огонь возгореться.

3) Любая идеология – есть детище своего времени. Изменяется мировоззрение, образ жизни, социальные условия, знания, миропредставление, и это влечет за собой необходимость изменений идеологии.

Но читатель может поймать меня на слове. Ведь выше было сказано, что возможно Россия все еще выполняет миссию удерживающего. Но при этом народ не вернулся к прежней идеологии. Как так? Да это может быть. Так Россия все еще удерживает приход антихриста, как мешает открыться двери упавший на ее пути предмет. Представим, что некогда на страже стоял часовой. Он стоял у двери и чувствовал свою миссию. Но потом он ушел. Но осталась его сторожка, остался запор на двери, валяются его вещи. Но вот часовой или его потомки уже не занимаются охраной двери. Может быть ходят вокруг, заняты своими делами. Приходят иногда посмотреть – где дежурил их предок. Может быть сделали музей своего дедушки, «стоявшего на часах». Но скажи детям ушедшего часового, что они должны стать на страже дверей ада – они только посмотрят на вас удивленно. Зачем? Да и есть ли этот ад? Может и есть, а может и нет. Да и скорее всего нет. А то что из двери воняет серой и вырывается огонь – так это непознанное явление природы. Ведь за века никто так и не выбрался оттуда. Поэтому музей – да, становиться и сторожить неизвестно что – это нет, увольте.

Но что-то всё же дети делают такого, что мешает этой двери распахнуться настежь. Может быть память о своем странном предке, чувствовавшем свою миссию в том, чтобы не отпирать эту загадочную дверь.

Но у детей уже нет ощущения необходимости стоять на страже у дверей ада. Не вдохновляет это. А это вдохновение, это ощущение причастности к большому и важному для сохранения всего мира делу – и есть русская миссия, русская идея.

Потому после крушения СССР и не произошло возврата к прежней идеологической модели. Поэтому нам и нужна новая / обновленная идеология, нужна новая / обновленная миссия, понятная всем, а не только небольшой кучке верующих.

Александр Смирнов

Телеграмм Мефодий+