О том, зачем современному человеку изучать историю, мы спросили доцента кафедры международных отношений и политологии Станислава Андриайнена.
Расскажите, как возникло ваше увлечение историей?
Моя мама всю жизнь проработала учительницей в школе. Самые первые книги в доме, которые я увидел на полках, были учебники по истории и сборники документов. Я и читать учился по учебнику истории. К этому надо добавить жгучее любопытство – мне всегда было интересно читать про связь событий, «что откуда произошло». Причем мою тягу к истории замечали окружающие. Когда я в детстве с мальчишками играл в «войнушку», ко мне после игры обращались приятели: «Ты же историк, опиши, как что тут у нас происходило». И я старался объяснить...
Студентам СПбГЭУ я всегда говорю: «Жизнь слишком коротка, чтобы заниматься вещами, которые вам не интересны». Делайте то, что действительно вас «зажигает». Это поможет преодолеть любые душевные кризисы и трудности взросления.
Как складывался ваш профессиональный путь?
В 17 лет я окончил среднюю школу в городе Норильске. Ради хорошего гуманитарного образования (и своей любимой истории) поступил на исторический факультет Петрозаводского государственного университета. Там мне дали основы профессиональной подготовки. Учеба была напряженной, но мне повезло – я стал стипендиатом Благотворительного фонда В. Потанина.
После окончания университета решил, что хочу попробовать стать «настоящим историком-исследователем» и поступил сразу в две аспирантуры: на факультет истории Европейского университета в Санкт-Петербурге и на кафедру истории России Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (ФИНЭК).
Обе аспирантуры я успешно окончил. После защиты кандидатской в диссертационном совете Санкт-Петербургского института истории РАН меня позвали работать на кафедру истории ФИНЭКа. Таким образом, этой осенью исполнилось 20 лет с тех пор, как я пришел в экономический университет.
Какова основная тема вашего научного интереса?
Я специалист по истории России и моя точная специализация – политическая и военная история Российской империи XVIII – первой половины XIX вв. Я с уважением отношусь к специалистам по другим периодам и темам, с сочувствием смотрю на историков России, занятых изучением XX века – какие страсти там кипят! Мне же лично интересно изучать взлеты и неудачи России имперского периода: реформы, войны и перевороты. Сначала я много занимался XVIII веком, а теперь больше занят эпохой Николая I.
Известно, что вы составили сборник документов «П.И. Шувалов, И.И. Шувалов. Избранные труды». Расскажите про это подробнее.
История такая: я пришел в аспирантуру к профессору Е.В. Анисимову, который много лет работал в нашем вузе на кафедре истории. Евгений Викторович предложил мне тему для кандидатской – деятельность Петра Ивановича Шувалова, видного государственного деятеля эпохи императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.).
Петр Шувалов разрабатывал и воплощал десятки проектов государственных преобразований. По сути, он был «премьер-министром» России в 1750-е годы. Именно Петр Шувалов предложил создать в России настоящие банки – они были учреждены в 1754 году. Его двоюродный брат Иван Иванович Шувалов, фаворит Елизаветы Петровны, был инициатором создания Московского университета и Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Когда я немного освоился в теме, с удивлением осознал, что никто не задался вопросом, сколько всего проектов было у Шувалова? Каким темам они посвящены? Я стал систематизировать информацию о проектах, собирать в архивах их тексты. После того, как я написал и защитил диссертацию про Шувалова, мой научный руководитель познакомил меня с сотрудниками московского издательства, для которых я и приготовил этот сборник документов.
Вы также были научным сотрудником российско-британского проекта «Европеизация российского дворянства».
Маркетологи часто говорят: «лучшая реклама – это сарафанное радио». Применительно к гуманитарным наукам это выглядит так – лучшей рекламой являются ваши социальные связи и коммуникабельность. После того как я несколько лет писал про Петра Ивановича Шувалова, меня стали знать, как специалиста по XVIII веку. В Петербург приезжали коллеги из Москвы, занятые схожей тематикой, мы общались. Потом они порекомендовали меня профессору Оксфордского университета Андрею Зорину, который собирал команду специалистов для работы над коллективной монографией по теме «Европеизация российского дворянства».
В итоге, я провел три интересных года в составе русско-британской команды, занятой в этом проекте. Мне довелось побывать и в Оксфорде (Нью-колледж, основанный в XIV веке), и в Лондонском университете. Посмотрел массу достопримечательностей, получил опыт работы в составе проектной группы, серьезно развил свои навыки общения на английском.
Можете оценить интерес современной молодежи к истории? Существует мнение, что молодые люди историю совсем не знают и не интересуются ею.
Не могу с этим согласиться. Нельзя сказать, что все студенты не ценят и не любят историю. Наши студенты – очень разные. Есть увлеченные и увлекающиеся. Другое дело, что историю они видят, как люди цифровой эпохи. Многие начинают увлекаться историей не после чтения научно-популярных книг, а в связи с компьютерными играми.
Недавно я на перемене беседовал со студентом 1 курса, и мы с жаром обсуждали с ним вселенную «Вархаммер». Молодой человек решил делать доклад о том, какие законы и закономерности истории можно проследить в этой игре.
Кроме того, текущее противостояние России и коллективного Запада волей-неволей заставляет молодежь думать о том, как мир пришел к нынешнему конфликтному состоянию.
На ваш взгляд, что дает современным людям изучение всемирной и отечественной истории?
Даже если студент изучает экономические науки или технику, знание истории ему может пригодиться. История учит нас с уважением относиться к чужому мнению, потому что в истории редко бывает единственно правильный ответ.
История знакомит нас с традициями и обычаями других народов, что впоследствии может помочь выстраивать профессиональные и личные контакты. Сейчас модным термином является «soft skills». На мой взгляд, история прекрасно подходит для развития гибких навыков, помогает формировать свое мировоззрение, чтобы лучше понимать исторический путь России.
Наконец, история учит стойкости. Вокруг нас могут бушевать разные страсти, но человек, знающий историю, способен ответить: «В истории бывали ситуации и похуже. Справимся».
В последнее время все чаще поднимается тема отстаивания исторической правды. Считаете ли вы, что ее действительно нужно отстаивать? И каким образом это сделать?
Историческую правду надо отстаивать в любую эпоху. Поскольку история влияет на умы и сердца, способна оказать влияние на современную политику, то часто возникает желание политизировать историю, интерпретировать ее так, как выгодно отдельному политику, публицисту, государству. Поэтому одна из задач историков – доказывать, что в истории есть объективное знание, которое нельзя искажать в угоду конъюнктуре.
Как отстаивать историческую правду? Следить за тем, какие дискуссии об истории идут в обществе, особенно в интернете. Историкам не стоит сидеть «в башне из слоновой кости» и изучать темы, которые интересны именно им как профессионалам. Вернее, это можно делать. Но, помимо этого, надо говорить о тех сюжетах, которые волнуют общество.
Периодически всплывает, например, миф о том, что «Петра Великого подменили в Европе». Это очень старая история, которую придумали еще в XVIII веке. Я считаю этот миф абсурдным. Но если он «всплывает», то моя задача – спокойно и аргументировано объяснять интересующейся публике, почему эта версия является фантастичной.
История – наука очень древняя и при этом вечно молодая. Древняя она потому, что первым историком в европейской традиции принято считать Геродота из Галикарнаса, который жил 2500 лет назад.
Вечно молодая – потому что каждое человеческое поколение задает прошлому свои вопросы, и мы, историки, по мере сил стараемся на эти вопросы отвечать.