Найти тему
ТыжИсторик

Идеал красоты Питера Пауля Рубенса

Автор nekojiru

Часто можно услышать мнение, в котором безапелляционно утверждается, что идеал женской красоты, воспетый Рубенсом - это идеал красоты той эпохи, начала XVII века. “Тощие времена - тучные бабы, и наоборот”. Пищевые ресурсы скромны, поэтому толстая - значит богатая, питается хорошо, здорова, не изнурена трудом. Эти рассуждения мне кажутся примитивными.

Питер Пауль Рубенс. Персей освобождает Андромеду. 1620 - 1622 гг.
Питер Пауль Рубенс. Персей освобождает Андромеду. 1620 - 1622 гг.

Конечно, в среде крестьянской, такой подход вполне актуален, причем во все прошедшие эпохи. Женщина - это и будущая мать и выносливый работник, а какой выносливости можно ожидать от субтильной малокровной барышни? Но вот в аристократической среде все-таки всегда в моде была утонченность. Нет, не мышечная мощь, фитнес-культура открыла свои двери для женщин лишь в середине XX века, не обязательно худощавость, но и далеко не тот богатырский объем, который на своих картинах тщательно выписывал Рубенс.

Питер Пауль Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа. 1617 - 1618 гг.
Питер Пауль Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа. 1617 - 1618 гг.

Семья, в которой вырос Питер Пауль Рубенс, знала и взлеты, и падения. Его отец был юристом, мать сдавала комнаты внаем, так что семья жила в достатке до смерти Яна Рубенса в 1587 году. Будущему художнику было на тот момент 10 лет. Мать смогла дать ему достойное образование, Рубенс знал несколько языков: латынь, французский, итальянский и греческий языки, и в той или иной степени был знаком с немецким, испанским и английским языками. Не удивительно, что впоследствии он успешно совмещал живопись и дипломатическое поприще.

Питер Пауль Рубенс. Венера перед зеркалом. 1612 - 1615 гг.
Питер Пауль Рубенс. Венера перед зеркалом. 1612 - 1615 гг.

Есть соблазн подумать, что лишенные физических нагрузок и неизмученные здоровым питанием, красотки эпохи барокко, окружавшие Рубенса, и правда были чрезмерно упитанными, но это предположение опровергают портреты первой жены художника. На всех картинах изображена вполне стройная женщина.

Питер Пауль Рубенс. Портрет Изабеллы Брант. 1610 г.
Питер Пауль Рубенс. Портрет Изабеллы Брант. 1610 г.

Другое дело, вторая супруга художника - Елена Фоурмен. Златовласая красавица стала музой и моделью художника, она позировала для многих его работ. Картина “Шубка”, где двадцатичетырехлетняя Елена Фоурмен стыдливо придерживает меховую накидку, пытаясь прикрыть наготу, говорит о том, что вторая супруга внешне полностью соответствовала предпочтениям мастера.

Питер Пауль Рубенс. Шубка. 1638 г.
Питер Пауль Рубенс. Шубка. 1638 г.

Ответ на вопрос, почему женщины на картинах Рубенса столь пышнотелы, мне кажется, очень простым. Потому что такие дамы ему нравились и казались красивыми. В молодости он много времени провел в Италии и Испании, где копировал работы своих великих предшественников. Легко заметить, что фигуры на полотнах Питера Пауля Рубенса полнокровнее и тяжеловеснее, причем не только женщины, но и мужчины. Мужчины, правда, отличаются мощью, а женщины, скорее, рыхлостью.

Кстати, “русским Рубенсом” иногда называют Бориса Кустодиева, женщины на его картинах тоже славятся своими объемами, но мне кажется важной разница, с которой художники передают саму фактуру тела. Красавицы Рубенса покрыты ямками и бугорками, в то время как дамы Кустодиева гладкие и лоснящиеся. Гете в защиту Рубенса написал: «То, что художник не любил, не любит, он не должен описывать”, и с ним нельзя не согласиться.

Питер Пауль Рубенс. Три грации. 1635 г.
Питер Пауль Рубенс. Три грации. 1635 г.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал. У нас много интересного!