Найти тему
Правда ПФО

«Росхим» взял под контроль бывший актив Рыболовлева по схеме «Башсоды» и «Башнефти»

«Метафракс» – один из крупнейших российских производителей метанола и его производных. Предприятие является стратегически важным для отечественной промышленности, поэтому задача Росхима, как управляющей организации, благодаря максимальной оптимизации технологических процессов выстроить более эффективную производственную модель, что позволит добиться увеличения выпуска продукции, будет способствовать наращиванию клиентской базы», – прокомментировал накануне Давыдов установление контроля над предприятиями в Губахе и Орехово-Зуево. «Росхим» подчеркнул, что нацелен «на обеспечение дальнейшей успешной реализации производственных и инвестиционных планов АО «Метафракс Кемикалс».

Фото metafrax.ru

Самое время уточнить, как вообще у кого бы то ни было появилась возможность брать контроль над «Метафраксом». В прошлом году заместитель генерального прокурора РФ подал иск в Арбитражный суд Пермского края о возврате в собственность Росимущества почти 100% акций «Метафракс Кемикалс». Основанием иска надзорное ведомство указало незаконность изначальной приватизации Губахинского химического завода в 1992 году – предприятие производит стратегически важный метанол.

Формальным бенефициаром «Метафракс Кемикалс» в материалах арбитражного дела назывался проживающий в США Сейфеддин Рустамов, но фактическим бенефициаром надзорное ведомство считало бизнесмена Дмитрия Рыболовлева, экс-владельца «Уралкалия». Рыболовлев с 2011 года владеет футбольным клубом «Монако», с 2012 года является гражданином Кипра и, видимо, по этой причине ухитрился стать едва ли не единственным российским олигархом, не попавшим под санкции Евросоюза и США. Именно Рыболовлева, кстати, считают прототипом зловещего русского олигарха Андрея Сатора из блокбастера «Довод» режиссера Кристофера Нолана.

Но сохранив активы за пределами России, на внутрироссийском уровне Рыболовлев оказался не столь удачлив. Напрасно пресс-служба миллиардера утверждала, что никакого отношения к «Метафракс Кемикалс» он больше не имеет. В конце 2023 года суд удовлетворил иск Генпрокуратуры, завод в Губахе вернулся в госсобственность. И вот спустя чуть более месяца – объявление о передаче его «Росхиму».

-2

Фото asmonaco.com

Стоит ли напоминать, что практически по такой же схеме «Росхим» получил фактический контроль над «Башкирской содовой компанией», о чем ранее подробно рассказывала «Правда ПФО». А впервые схема была опробована еще раньше на главном предприятии Башкортостана, «Башнефти» – когда сначала акции были истребованы из собственности АФК «Система» в пользу государства, а затем переданы «Роснефти». «Росхим» же практически не скрывает свою связь с братьями Аркадием и Борисом Ротенбергами, так что причина столь резвого развития компании (кроме вышеупомянутых предприятий, за последнее время в периметр «Росхима» вошли АО «Кучуксульфат» и АО «Волжский оргсинтез») наблюдателям более-менее понятна.

Другое вчерашнее объявление «Росхима» напомнило о еще одной схеме перехода башкирских предприятий под его контроль. «Синтез-Каучук» и «Стерлитамакский нефтехимический завод» ранее принадлежали Дамиру Мугинову и Иосифу Рутману, которые, по мнению некоторых акторов, инициировали «народные протесты» на шихане Куштау в 2020 году в рамках конкурентной борьбы с «Башкирской содовой компанией». Но в 2023 году и СНХЗ, и «Синтез Каучук» также оказались под контролем «Росхима» – без каких-либо судебных процессов. Но так просто Рутмана и Мугинова в покое не оставили: «Правда ПФО» рассказывала, что в Арбитражном суде РБ слушается дело о взыскании с них солидарно 9 миллиардов рублей на неэффективные сделки с иностранными контрагентами, что, по мнению «Росхима», ухудшило положение компаний группы ТАУ.

Теперь же «Росхим» запустил процесс объединения СНХЗ с «Синтез-Каучуком», который и завершился формально накануне. Компания подчеркивает, что «объединение предприятий предоставит возможность выстроить полный производственный цикл по выпуску продукции для нефтехимии и РТИ». «Перед объединенной командой поставлены задачи технологического развития, выхода на новые объемы и расширения линейки выпускаемой продукции. У Стерлитамакского нефтехимического завода и Синтез-Каучука сильные, профессиональные команды – уверен, под управлением Росхима все цели будут достигнуты, инвестиционная программа полностью реализована», – прокомментировал процесс Давыдов.

-3

Фото: sterlitamak.ru

«Синергия двух предприятий обеспечит эффективность и развитие, так как позволит оптимально модернизировать их, используя преимущества (сильные стороны) обоих производств. Процессы корпоративной трансформации успешно завершились, поэтому компания смотрит уверенно в будущее благодаря принципам уверенного стратегического развития, стабильно высокого качества продукции, разработки и внедрения инновационных решений», – отмечает главный исполнительный директор АО «СНХЗ» Владимир Балабанов.

«Правда ПФО» следит за развитием событий.

Фото превью vk.com/ruschem