Найти тему
Деньги 24

Места знать надо! Нужно ли тормозить рост маркетплейсов?

Девять из десяти россиян в прошлом году хотя бы раз совершали покупку на маркетплейсе. Причем, скорее всего, либо на синеньком, либо на фиолетовом. Как итог, ФАС признала Ozon и Wildberries коллективными монополистами.

Более того, в Совете Федерации уже готовят законопроект по ограничению маркетплейсов. Если он будет принят, то для торговых онлайн-площадок могут установить предельную долю рынке - не больше 25 процентов. Если маркетплейс переступает этот порог, то его ограничат в открытии новых пунктов выдачи заказов. К чему это может привести? Ну давайте посмотрим.

Для начала немного статистики. За прошлый год совокупный объем трат на всех российских маркетплейсах вырос почти в 1,5 раза. Абсолютным лидером по росту числа покупок стал Мегамаркет - плюс 330%. Второе место за Вайлдбериз - количество транзакций увеличилось в два раза. Третье место - за Озон. И примерно на 30% чаще стали покупать на Яндекс.Маркете.

Источник: исследование Tinkoff eCommerce
Источник: исследование Tinkoff eCommerce

И тут есть нюанс. Россияне в принципе стали больше покупать в интернете. В Москве, например, количество транзакций в 2023 году увеличилось на 40%. Ну а в целом, по данным АКИТ, объем интернет-торговли в России только за прошлый год вырос на четверть - до 6 триллионов рублей. И, по разным оценкам, на электронную коммерцию приходится от 9 до15% всей розницы в стране. И большую часть онлайн продаж - 57% - обеспечивают маркетплейсы. Еще треть рынка - это собственные интернет-магазины крупных ритейлеров.

-3

Чуть меньше 10% занимают классические онлайн-магазины, то есть торгующие специализированными товарами. И оставшаяся доля - это трансграничные компании.

Источники: Forbes, АКИТ
Источники: Forbes, АКИТ

За счет чего маркетплейсы за последние пару лет совершили такой рывок и стали доминирующей силой на рынке? Все просто. Во-первых, ассортимент. Каждый год количество уникальных продавцов на таких площадках растет. К примеру, в прошлом году их стало на 8% больше. И многие из них работают на нескольких площадках сразу. Во-вторых, за счет конкуренции им удаётся развивать альтернативные каналы поставок товаров тех брендов, что ушли из России. В-третьих, там появляется все больше отечественной продукции. Ну и, в конце концов, условия доставки стали реально лучше:

-5

ну и удобство пользования приложениями так же за последние годы сильно улучшилось.

Что любопытно, рост числа покупок на маркетплейсках привел к снижению среднего чека - в среднем по рынку на 10%. То есть, покупают понемногу, но часто.

Источник: исследование Tinkoff eCommerce
Источник: исследование Tinkoff eCommerce

Если смотреть на отдельные площадки, то на Вайлдберриз и Яндекс.Маркете средняя стоимость покупок стала меньше, а вот на Озон и МегаМаркете она выросла.

Источник: исследование Tinkoff eCommerce
Источник: исследование Tinkoff eCommerce

При этом важно отметить, что на отечественном рынке, реально, маркетплейсов сотни. Просто большая их часть находится в нишевых сегментах. То есть это площадки, ассортимент которых ограничен одной или несколькими категориями. Плюс они ориентированы на свою аудиторию покупателей. Самые известные такие маркетплейсы - "Ламода", "Детский Мир", "МВидео" и "Леруа Мерлен".

Источник: "Ведомости", Data Insight
Источник: "Ведомости", Data Insight

Согласно расчетам аналитиков рынка, суммарный оборот таких площадок в прошлом году составил почти 600 млрд рублей - это на 27% превышает показатели 2022 года. И по прогнозам, уже к 2026 году их оборот может превысить один триллион рублей. Рост нишевых площадок, в целом, соответствует росту всей интернет торговли, но, реально уступает гигантам рынка. При этом в своих категориях, они вполне себе могут составить им конкуренцию. Товары специализированы, лучший контроль поставщиков - меньше контрафакта.

И вот тут возникает вопрос - как именно ФАС определила, что Озон и Вайлдберриз занимают доминирующее положение на рынке? К примеру, по расчету аналитиков Инфолайн, их доли - 19 и 29% - то есть меньше половины рынка. Откуда антимонопольщики взяли цифру в 80% - то есть по какому параметру считали - ведомство не уточнило. Бизнес, маркетплейсы и различные торговые ассоциации единым фронтом против любых подобных ограничений. Потому что повредит это, в первую очередь малому и среднему бизнесу.

-9

Логика простая. В регионе, где развивается маркетплейс, открываются распределительные центры, активно расширяется логистика, склады и пункты выдачи заказов, не говоря о местных производителях. А это как раз конкуренция - как по качеству, так и по цене.

В общем, пока делать какие-то далеко идущие выводы не стоит. История только начинается. ФАС обычно по мелочам не дергается - значит повод есть. При этом, если будут какие-то ограничения, не факт, что они помогут другим маркетплейсам, особенно тем, что и так неплохо работают в своей нише.

-10

Ну и главное, чтобы все это не повредило бизнесу, который плотно завязан на крупные торговые онлайн-площадки. В общем продолжаем наблюдать. Так что, не теряйте деньги!