Найти в Дзене

Три возраста искусства по Джорджо Вазари

Оглавление

Джорджо Вазари — знаменитый итальянский художник и историк искусства — сравнивал развитие творческого метода с процессом становления личности человека. Проводя аналогию между искусством и жизнью, он выделил три периода: детство, юность и зрелость.

Эти периоды можно увидеть как в процессе становления конкретного художника, так и в развитии искусства в целом.

Три возраста художника

Детство

Для Вазари творчество начинается, как и жизнь, с младенчества. В этой первой стадии художник только начинает исследовать свой творческий потенциал. Он может копировать работы других мастеров, подражая им, как младенцы подражают взрослым. Это время, когда художник осваивает основы искусства, учится рисовать, работать с красками и использовать разные техники.

Юность

Юность в искусстве соответствует периоду роста и развития человеческой личности. На этом этапе художник начинает вырабатывать свой собственный стиль и идентичность. Он экспериментирует, ищет свой путь и формирует собственные идеи. Как юноша, который ищет свое место в обществе, художник также ищет свое место в мире искусства.

Зрелость

Зрелость – это время, когда художник уже нашел свой стиль и становится более уверенным и профессиональным. Он развивает свои навыки и начинает создавать уникальные произведения искусства. Это, как становление взрослой личности, требует многих лет практики и самоотдачи.

Впоследствии художник может переживать периоды зрелости, когда его искусство находится на пике, и периоды упадка, аналогично периодам жизни, когда человек чувствует себя бодрым и полным сил, а затем более уставшим и уязвимым.

Вазари подчеркивал важность постоянного роста и развития в искусстве, так же как и в жизни. Он призывал художников постоянно совершенствовать свой творческий метод, подобно тому, как люди стремятся к развитию своей личности.

Мазаччо. «Чудо со статиром», 1427 — юность Возрождения, период Кватроченто
Мазаччо. «Чудо со статиром», 1427 — юность Возрождения, период Кватроченто

Три возраста искусства

Именно Джорджо Вазари ввёл термин «Возрождение», определивший важнейшую эпоху в истории искусств. И в этой эпохе он также выделил три возраста.

Детство

Период Треченто (XIV век) — раннее Возрождение. Вазари подмечает как художники интуитивно осваивали вновь возродившееся чувство прекрасного — это «младенческий» период, представленный современниками Джотто. Тут возродился интерес к классическому искусству, начали осваиваться новые техники. Но искусство пока было несовершенным.

Юность

Период Кватроченто (XV век) — среднее Возрождение. Вазари выделяет художников, которые нащупывают и создают правила реалистического творческого метода — это Юность. Сюда относятся мастера-новаторы XV века, установившие законы перспективы и пропорций, изучившие анатомию, понявшие суть светотеневой моделировки. К этому периоду можно отнести Брунеллески, Донателло, Мазаччо.

Зрелость

Период Чинквеченто (XVI век) — Высокое Возрождение. Этот период представлен гениями современной Вазари эпохи — Микеланджело, Рафаэлем и Леонардо да Винчи. Они не только освоили технику, но и обладали свободной манерой, возвышающейся над правилами.

В Античности Вазари также выделили эти три периода: детство – архаика, юность – классика, зрелость – эллинизм. Проводя параллели с Античностью, которая тоже пережила периоды расцвета, зрелости и упадка, Вазари предсказал и грядущий кризис в искусстве — маньеризм.

Рафаэль Санти. «Афинская школа». 1510—1511 — зрелость Возрождения, период Чинквеченто
Рафаэль Санти. «Афинская школа». 1510—1511 — зрелость Возрождения, период Чинквеченто