Найти тему
VK Play

Достойная временная замена «Цивилизации»: впечатления от Millenia

Оглавление

Рассказываем об игре, которая сочетает уйму привычных механик со множеством интересных новых идей, а потому может понравиться весьма широкой аудитории

Sid Meier’s Civilization – безусловно одна из самых успешных игровых серий, когда-либо выходивших на ПК. Речь идет, ясное дело, не об абсолютных цифрах продаж (тут всякие Call of Duty вне конкуренции), но о тотальном доминировании в рамках жанра на протяжении трех десятилетий. Каждая новая Civilization – всегда замечательная игра и пример для подражания. Она неизменно получает очень теплый прием, увеличивает популярность стратегий и остается актуальной не один год. Чем-то подобным могут похвастаться еще разве что The Legend of Zelda и Super Mario Bros., однако их пока, к сожалению или к счастью, не выпускают на PC. Короче говоря, никому не удается свергнуть Sid Meier’s Civilization с трона, хотя попытки периодически предпринимаются. И очередным претендентом на славу станет Millenia – игра студии C Promt Games (там трудятся разработчики Age of Empires, System Shock 2 и StarCraft) и почитаемого стратегами издательства Paradox Interactive. Демо новинки появилось в Steam только сегодня, однако мы смогли пройти его немного заранее, причем неоднократно. А теперь готовы поделиться впечатлениями.

В основе Millenia очень похожа на Civilization, так что поклонники жанра быстро освоятся в ней. Тут мы точно так же начинаем с единственным городом и простейшим воином, постепенно исследуем мир вокруг, возводим строения, изучаем технологии, сражаемся с варварами, расширяем границы и считаем ходы до получения первого дополнительного поселенца. Длительность партии в демоверсии жестко ограничена – нам дают сделать лишь 60 ходов, но этого вполне хватает, чтобы понять: совершать революцию в жанре и рвать шаблоны Millenia вряд ли будет. При этом заметных отличий от культовой классики и собственных идей у новинки достаточно, так что по ходу дебютного прохождения будет полезно читать все подсказки и проходить по ведущим во встроенную энциклопедию ссылкам. Да и в дальнейшем даже в демо Millenia вы еще неоднократно найдете для себя что-нибудь новое. Каждая партия тут получается уникальной – настолько велик ассортимент доступных механик и возможных действий.

Кто без храбрости – тот без радости!

-2

Как и в большинстве подобных стратегий, война в Millenia не является основным и уж тем более обязательным занятием, однако совсем без боев ни одна партия все равно не обойдется, а потому здорово, что разработчики постарались углубить и разнообразить эту составляющую игры.

Боевые юниты в Millenia делятся на вспомогательные, основные и мобильные, и их можно по всякому сочетать внутри армий, чья вместимость постепенно растет. Вспомогательные отряды – это обычно стрелки. Они в каждом раунде битвы атакуют первыми, причем цель выбирают случайным образом. Основные – пехота, крепкая и опасная, но обязанная сперва устранять таких же участников ближнего боя. Мобильные – кавалерия. Она атакует последней, но бьет противника с наименьшим запасом здоровья и игнорирует все препятствия. То есть, хотя битвы в Millenia автоматические, их результат не зависит от одного лишь параметра общей силы армии, а может довольно сильно варьироваться в зависимости от набора отрядов. Находящиеся на последнем издыхании лучники, например, способны все еще быть смертоносными, если хорошо их защитить. Кроме того, на ход сражений влияют некоторые технологии, боевой дух юнитов, полученный ими опыт и трансформация обычных воинов в офицеров. Последние дают бонус всем товарищам, но навсегда лишаются шанса на модернизацию. То есть офицер-лучник из каменного века уже никогда не возьмет в руки тот же мушкет. Кстати, за битвы тут дают специальные очки войны, которые применяются для экстренного лечения и марш-бросков, а также мгновенного привлечения в армию добровольцев! А еще того самого доисторического офицера при желании можно будет однажды уволить, также превратив в вышеупомянутый ценный ресурс.

-3

В завершение же рассказа о военных делах стоит отметить, что даже к базовому частоколу в Millenia прилагается неплохой гарнизон. Как результат, в каменном и бронзовом веке штурмовать чужой город – не вариант, поскольку потребуется чересчур много усилий. В начале партии вам для развлечения вполне хватит варваров, которые числом и агрессией слегка превосходят своих коллег из Civilization. Да и даже если вы завоюете поселение другой фракции (или создадите раньше времени много своих), контролировать их будет крайне непросто – все государство получит штрафы, а гарнизон придется подкреплять полноценными юнитами. Новинка довольно строга к фанатам ранней экспансии, однако в Millenia уже в самом начале заметны бонусы и механики, которые далее позволят создавать большие империи. В конце-то концов, именно ради этого мы в такие стратегии чаще всего и играем.

Да чтоб ты жил и трудился в интересное время!

-4

Что касается условных веков-эпох, ставших одной из визитных карточек той же Civilization, то их в Millenia аж более тридцати – это, наверное, формальный рекорд по меркам жанра! Но нюанс в том, что среди них есть необязательные – альтернативные. Вместо железного века по окончании бронзового можно, например, вступить в «эпоху героев» или «эпоху крови», исследовав (а не просто найдя) много природных чудес или убив уйму врагов соответственно. Не выполнили особых условий – не катастрофа, вы просто обойдетесь без экзотических технологий и эксклюзивного списка штрафов и бонусов. Причем тот же железный век в целом не хуже своих альтернатив и подойдет под большинство стилей игры.

Какой могла быть Detroit: Become Human

Базовое же условие для смены эпохи в Millenia – это изучение трех из пяти технологий в текущей, но на техническую, так сказать, революцию все равно тратятся силы ученых, и она занимает не один ход. Зато если вы смените век раньше всех конкурентов, то у вас будут быстрее копиться очки инновации, за которые тоже дают хоть и непредсказуемые, но ценные награды. А еще их дают, когда вы изучаете технологию, нужную для создания конкретных юнитов: первого получаете сразу же и бесплатно! Хотя бывают исключения, и совершенно не факт, что на поздних стадиях партии вам будут так же дарить военные спутники и боевых роботов.

-5

Зато каких юнитов в Millenia вообще нет, так это рабочих: никто не бегает вокруг городов, чтобы строить всяческие улучшения. В этой игре просто есть специальный ресурс строительства, который тратится на создание ферм, охотничьих лагерей, рыбацких лодок, жилых кварталов, шахт и прочих объектов внутри ваших границ. Распределив горожан между локациями, можно начать получать пищу и золото, увеличить производительность поселения (чтобы быстрее создавать внутри него здания и юниты), а также повысить приток очков науки, культуры, разведки/исследования, инженерии, управления, искусства и дипломатии. Больше того, в Millenia есть производственные цепочки! Создав плантацию на источнике винограда или оливок, вы сразу получите не только еду, но также деньги, а позже сможете построить пресс или винодельню, чтобы перерабатывать урожай и получать дополнительные преимущества вроде очков дипломатии. Впрочем, на все сразу не хватит ни места, ни людей, ни ходов – игра подталкивает города к специализации, тем более что часть ресурсов можно экспортировать из одних своих поселений в другие.

Сто очков факультету разведки и исследований!

-6

Как можно заметить, в Millenia очень много различных типов очков – даже их список уже выглядит странным и немного пугающим. Однако связанные с ними игровые механики активируются по ходу партии отнюдь не сразу. То же искусство, например, в демоверсии вообще невозможно открыть и опробовать, а из всего потенциала инженерии смысл находится лишь в трансформации ее во всегда нужные очки строительства. Проапгрейдить же уровень города, рекрутировать пионеров (способных создавать аванпосты) и восстановить поселение из руин получится уже только после релиза новинки. В демоверсии же ни случая не представится, ни очков нужных не хватит. Даже куда более простую и понятную дипломатию успеваешь применить максимум дважды, но зато, как вариант, аж для мирного присоединения нейтрального города. В дальнейшем же она позволит, помимо прочего, торговать с другими государствами.

Потенциал разведки и исследования по ходу демо тоже остается не совсем ясным, потому как она напрямую привязана к индивидуальным технологическим древам разных фракций. Эти так называемые «национальные идеи» не зафиксированы изначально, но выбираются нами уже по ходу игры. Например, в бронзовом веке можно навсегда назначить своих граждан «горными строителями», «древними мореплавателями», «рейдерами» или выдать им одну из пяти других специальностей. Внутри каждой – по восемь бонусов и технологий, разблокируемых уже упомянутыми очками инженерии. На первый взгляд, схема сложная, однако на практике все гораздо понятней, особенно если вы слишком поздно открыли бронзовый век и часть специальностей уже разобрали соперники, оставив вас почти без выбора.

Таким образом, на старте партии фракции отличаются только флажками и одним из доступных всем мелких бонусов. Но вот далее (согласно и обещаниям разработчиков, и контенту демоверсии) у каждой получится по-настоящему уникальное древо развития и технологий. Это может быть как очень здорово и полезно для реиграбельности, так и довольно скучно, если эксклюзивы не всегда будут достаточно крупными. Впрочем, помимо того, разведка еще позволяет нанимать конных скаутов – очень полезных в дебюте, когда на карте полно нейтральных деревень, в которых можно получить один из двух крупных трофеев на выбор. На более поздних же стадиях полезней должны стать какие-нибудь геологи, способные отыскать в горах жилы золота. Деньги-то лишними никогда не бывают, особенно если у вас много войск, требующих каждый ход жалованье!

-7

Очки управления позволяют создавать поселенцев (но относительно редко, так как у функции есть кулдаун), экстренно рекрутировать воинов (в Millenia вообще уйма способов их получить), открывать свойственные вашему государственному строю разовые, постоянные и регулярные бонусы, а также давать старт революции. Причем тот же исходный племенной строй можно сохранить и очень надолго, поскольку более современные формы правления автоматически лишат вас прежних преимуществ, к которым вы могли сильно привыкнуть. Немного иначе работают очки культуры: у них есть максимальный лимит, так что их крайне важно своевременно тратить. На что именно? Например, на мгновенную и бескровной смену все той же формы правления. А еще на строительство новых пригородов (не путать с жилыми кварталами и отдельными поселениями), временный буст экономики, превращение аванпостов в города, мгновенное изучения технологий, усиление инновационности, бонус к дипломатии и — да-да-да — получение военных юнитов!

В общем, все виды очков и наград за них в Millenia переплетены фантастически плотно – вплоть до того, что одними при необходимости иногда можно компенсировать недостаток других. Пойдет ли это на пользу игре (расширит ассортимент стратегий и тактик или, напротив, уменьшит его), пока судить сложно и рано.

Добавить в желаемое

-8

Ограничение демоверсии всего в 60 ходов – это ужасно, причем сразу по двум причинам. Во-первых, оно не позволяет увидеть Millenia во всей красе и оценить ее потенциально самые лучшие и интересные составляющие – индивидуальную кастомизацию фракций и технологических древ по ходу партии. Да и вообще, почти все особенности этой новинки не успевают толком раскрыться – она остается довольно сильно похожей на Civilization, хотя в перспективе должна стать намного самобытнее.

Как выбрать монитор в 2024 году

Во-вторых, после 60 ходов чертовски хочется играть в Millenia еще и еще – и вот это уже комплимент ее разработчикам! Нового лидера жанра у них, скорее всего, не получится, в том числе по причине невыразительного визуального оформления игры. Однако, пока следующей части Sid Meier’s Civilization не видно даже на горизонте, у Millenia есть время, чтобы добиться успеха. Вполне вероятно, что она сможет понравиться поклонникам жанра, и те проведут в ней десятки или даже сотни часов. Более точное предсказание постараемся дать, когда пройдем всю Millenia несколько раз целиком. Прямо сейчас же у нее еще нет конкретной даты релиза. Зато уже обещана локализация, чертовски важная в этом жанре.