ЛОХАМ ТУТ НЕ МЕСТО

Генеральный директор Netflix Рид Хастингс в тележке, полной DVD-дисков, готовых к отправке
Генеральный директор Netflix Рид Хастингс в тележке, полной DVD-дисков, готовых к отправке

Для нас с Константином успех Netflix – личная рана с 2000-х годов, когда банально не хватило мозгов понять перспективы видеопроката и его уже приближающуюся трансформацию.

В то время мы исследовали возможность открытия проката видеокассет, но поняли, что этот бизнес умрет под давлением больших кинотеатров.

А Netflix смогли развивать бизнес и пережили 4 трансформации. Каждый раз они своевременно делали очередной pivot и резко меняли направление.

Одна из таких моделей буквально смела с дороги своего конкурента – семейный видеомагазин Blockbuster. В 1997 году Blockbuster был лидером в индустрии видеопроката: шутка ли, 2800 магазинов по всему миру! А тут владельцы Netflix, имея колоссальные проблемы с сервисом проката видео по почте, предлагает слияние за $50 млн. Blockbuster только рассмеялся в лицо владельцу Netflix Риду Хастингсу. Но через 10 лет, когда Blockbuster объявляла о банкротстве, было уже не смешно. А прибыль Netflix в тот год составила $161 млн.

Семейный видеомагазин Blockbuster
Семейный видеомагазин Blockbuster

Такой мощный рост был следствием целой серии неудачных решений конкурентов и технологических исследований.

История компании Blockbuster не уникальна. Резкие изменения в отрасли отправляют на дно большое количество успешных компаний. Kodak первым придумал цифровое фото, но не выдержал перехода от пленки к цифре. Nokia не поняла, что можно внедрить в телефоны чипы с геолокацией и, сделав устройства дороже на $100, создать совершенно иной продукт.

Как лидеры принимают решения по работе на глобальных рынках? В первую очередь, обосновывая решения с помощью последних исследований поведения людей, наших когнитивных искажений и экономики впечатлений. Именно так Netflix делает ставку на блокбастерах на одних рынках и на мультфильмах – на других (всему виной культурные отличия и совпадения).

Любое технологическое лидерство важно вкупе с глубоким пониманием клиента. В 2023-м Apple впервые за 12 лет обошла Samsung и стала лидером на мировом рынке смартфонов. Корневое отличие стратегий компаний – в работе с ЦА. Apple, как и Netflix, делают ставку на унификацию и глобальность.

Корпоративная культура Apple: им нужно уделать Майкрософт и Самсунг за счет своего лояльного ядра клиентов, понимания их потребностей и моделей принятия решений.

А кого уделаешь ты в 2024?