Найти в Дзене
Ivanovo train

«Поездка по остаткам самой длинной ведомственной железнодорожной линии, не относящейся к РЖД, Текстильный - Комсомольск»

Предисловие: Данная статья является дополненной статьей Ильи Рымара(RIV) непосредственно участниками данного похода, с разрешения автора я публикую данную статью здесь. Ссылка на ориг: https://vk.com/@-219526468-poezdka-po-ostatkam-samoi-dlinnoi-vedomstvennoi-zheleznodoro

Приятного чтения!

Приветствую вас, ребята! Это первая статья в моём авторском сообществе. Решил написать её в память о этой ныне разобранной железнодорожной линии, само путешествие состоит из двух частей.

Предыстория:

Начнём с Исторической справки:

Линия Текстильный - Иваново строилась для обслуживания ИвГРЭС, находящийся в городе Комсомольск. Первое движение по линии было открыто 12 декабря 1928 года, сделав свой первый рейс пассажирский поезд из Иваново в поселок Миловский(ныне часть Комсомольск). Было установлено регулярное движение пассажирских поездов, а также нескольких товарных по новой ветке.

Фото строительства линии до Комсомольска.                                                                              источник: дом культуры ИвГРЭС
Фото строительства линии до Комсомольска. источник: дом культуры ИвГРЭС

Основным топливом Ивановской ГРЭС до 1980-х годов был торф. Торфяное топливо поступало на ГРЭС как по узкоколейной железной дороге Комсомольского транспортного управления, так и в вагонах широкой колеи. Небольшой участок путей широкой колеи вблизи Ивановской ГРЭС был электрифицирован (электрифицированными являлись и некоторые пути узкой колеи). По неподтверждённым данным, электровозы доставляли вагоны к топливоприёмному бункеру на территории Ивановской ГРЭС.

Один из электровозов ИвГРЭС                                                                                                                               источник:yandex.ru
Один из электровозов ИвГРЭС источник:yandex.ru

На линии было 2 станции и несколько платформ, дачники пользовались удобством передвижения на поезде, т.к некоторые деревни находятся в глубине лесов, и кроме поезда до них по-другому никак нельзя доехать.

Карта ветки Текстильный-Комсомольск на 1986 год.
Карта ветки Текстильный-Комсомольск на 1986 год.

На протяжении почти всей истории железнодорожной линии на ней существует пассажирское движение. По автодороге от Иваново до Комсомольска можно доехать лишь длинным, «кривым» маршрутом, поэтому поезда на Комсомольск всегда были популярны у пассажиров.

До 2003 года поезда сообщением Иваново — Комсомольск отправлялись от главного вокзала города Иваново, где имелась специальная касса и специальный стенд с расписанием. Проезд в них стоил значительно дороже, чем в пригородных поездах МПС.

Условная схема маршрута Иваново-Комсомольск Вокзал г.Иваново 09.08.2004                                              источник:https://railway-archive.studio-petukh.ru/article?name=26/komsomolsk_karty.html
Условная схема маршрута Иваново-Комсомольск Вокзал г.Иваново 09.08.2004 источник:https://railway-archive.studio-petukh.ru/article?name=26/komsomolsk_karty.html
Стоимость проезда на 2001 год.                                                                                                                        источник:https://railway-archive.studio-petukh.ru/article?name=26/komsomolsk_karty.html
Стоимость проезда на 2001 год. источник:https://railway-archive.studio-petukh.ru/article?name=26/komsomolsk_karty.html

С 2003 года поезда отправляются от станции Текстильный. Количество поездов сокращалось: вначале они стали ходить четырежды в неделю (до этого ходили ежедневно), затем курсирование стало прерываться с конца октября по конец апреля.

В 2014 году в связи с бюрократическими проблемами(Завышенные требования по осуществлению перевозки пассажиров были просто не выполнимы для предпрития) пригородный поезд Текстильный – Комсомольск совершил свой последний рейс в истории.

Сам поезд.                                                                               источник:https://railgallery.ru/photo/5369/?vid=39672&lang=pl
Сам поезд. источник:https://railgallery.ru/photo/5369/?vid=39672&lang=pl

В этом же году пригородный поезд заменили на автобусы. В связи с прекращением движения пассажирского поезда на линии, большинство деревень опустело,станции и платформы стали зарастать и разграбляться.

С момента отмены движения и до 2018 года, линию заставили прочими вагонами (вероятно ИвППЖТ-1 брало за отстой хоть какие-то средства). В 2018 окончательно решили уничтожить линию. Разбор шёл днём за днём, зимой работы прекращались. И что мы получили на 2023 год? Оставшиеся 10 километров из 34!

1 Часть нашего похода:

Далее мы решили собраться нашей компанией и исследовать остатки линии. Начинаем со станции Текстильный.

Сама станция Текстильный.
Сама станция Текстильный.

Идём дальше, следующая остановка - платформа 4 километр или о.п Коллективные сады.

Остатки от платформы.
Остатки от платформы.

Следующая остановка - 7 километр.

ТГМ4-2478 с составом из цистерн маневрирует на станции 7 километр
ТГМ4-2478 с составом из цистерн маневрирует на станции 7 километр
Само здание вокзала станции интересное. Год постройки 1960. На данный момент оно используется, как будка для стрелочников.
Само здание вокзала станции интересное. Год постройки 1960. На данный момент оно используется, как будка для стрелочников.

Далее разделение линии :

В сторону Комсомольска

В сторону завода ИвТехУглерод, куда собственно сейчас и происходит движение.

ТГМ4-2478 на пути от станции 7 километр, к заводу.
ТГМ4-2478 на пути от станции 7 километр, к заводу.

Следующая наша остановка - платформа 10 километр или же деревня Беркино.

Вид в сторону Комсомольска.
Вид в сторону Комсомольска.
Здесь заканчивается остаток пути. На 2023 год линия составляет всего 10 километров из 34. Вид в сторону Текстильного.
Здесь заканчивается остаток пути. На 2023 год линия составляет всего 10 километров из 34. Вид в сторону Текстильного.

От Беркино до Ольховки остались лишь только шпалы торчащие из-под земли.

Следующий исторический объект это мост через реку Санебу.

Вид в сторону Текстильного.
Вид в сторону Текстильного.
Вид в сторону Комсомольска.
Вид в сторону Комсомольска.
Сам мост через реку.
Сам мост через реку.

Увы, местные жители приняли нас не добром, а прогоном. Видно уже привыкли, что сюда приходят мародеры, чтобы поживиться остатками рельс. Сразу понятно было при виде обрезанных головок костылей, с помощью сварки.

От сигнализации ничего не осталось.

И вот так завершилась первая часть нашего путешествия.

2 часть нашего похода:

Мы решили пропустить линию от Ольховки до Марково, т.к. там были «платформы», но на самом деле обычные тропы-ориентиры для машиниста. Начинаем наше путешествие с самой окончательной точки линии - города Комсомольск!

В таком состоянии находится оставшийся вокзал города.
В таком состоянии находится оставшийся вокзал города.
Именно на этом километре заканчивалась вся линия.
Именно на этом километре заканчивалась вся линия.
Вид с золоотвала.
Вид с золоотвала.
Вдалеке видны остатки депо.
Вдалеке видны остатки депо.
Старый цех ИвГРЭС.
Старый цех ИвГРЭС.

Далее мы пошли в сторону станции «Комсомольск-грузовой» и там же в депо ИвППЖТ-1.

Идём дальше, в сторону 26 километра.

А раньше тут кипело движение...
А раньше тут кипело движение...
И тут на нашем пути встала преграда - охраняемая плотина водохранилища.
И тут на нашем пути встала преграда - охраняемая плотина водохранилища.
Успешно обходим преграду по обходу, который был рядом и двигаемся дальше!
Успешно обходим преграду по обходу, который был рядом и двигаемся дальше!
Вид на речку Ухтохму, с фоном ИвГРЭС
Вид на речку Ухтохму, с фоном ИвГРЭС
"И снова джунгли»
"И снова джунгли»
Ребята, я что то вижу! - Крикнул Дмитрий. Это оказались остатки железнодорожной трубы через болотце.
Ребята, я что то вижу! - Крикнул Дмитрий. Это оказались остатки железнодорожной трубы через болотце.

И пройдя 4 километра сквозь густые леса, мы видим просвет.

Неужели это станция 26 километр, Марково?? Сказали мы, измученные бегом от диких слепней, который следовали за нами, заодно и кусая нас.

Федя, который тащит артефактный километровый знак и вид в сторону Комсомольска.
Федя, который тащит артефактный километровый знак и вид в сторону Комсомольска.

Сама станция 26 километр представляла собой: два пути, и два подъездных пути. Один был на лесопилку, вероятно там грузили брёвна в вагоны. Другой же был к торфоперевалке, которая была недалеко от станции. Там перебрасывали торф с 750 мм на 1520 мм и везли в цеха ИвГРЭС.

Артефакты местных жителей:)
Артефакты местных жителей:)
Здание вокзала станции 26 километр. Увы табличку сняли, теперь можно думать что обычный дом.
Здание вокзала станции 26 километр. Увы табличку сняли, теперь можно думать что обычный дом.

Пройдя обратно на переезд, я с Дмитрием заметили бывшую каморку (пост или будка) стрелочника/цы.

Руины будки на фоне густых лесов.
Руины будки на фоне густых лесов.

Можно считать, что исследование линии завершено. Наша группа пошла на местный автобус до Комсомольска. Им оказалось небольшое маршруточное такси.

-39

Приехав обратно в Комсомольск, мы поспешили в «дом культуры», чтобы посмотреть зал трудовой славы.

Но мы увы опоздали, он закрылся буквально за час до нашего приезда. Отчаянные мы пошли вокруг него. И тут же заметили интересную статую, которую где-то видели. Узнав её, сразу поняли, что эта статуя была монументом рядом с платформой вокзала!

Статуя «Лыжнице» на фоне грядущей тучи
Статуя «Лыжнице» на фоне грядущей тучи

С вами был RiV и Ivanovo train.Подписывайтесь и ставьте лайки! Отдельное спасибо за участие в поездке PIROMAN, TGM6A-2296, Danon1275 и 2te10ut-0052! Даты фотографий: 2022-2023.До скорого!