Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Любовь и брак в Древней Греции

Поговорим немного о добром и вечном - о любви в Древней Греции.

В древнегреческом языке существовало несколько слов, которыми обозначались различные виды любви. Например, «эрос» или «эрот» означало страстную, почти безумную любовь, в основном связанную с сексом. В представлении греков подобная страсть не могла быть продолжительной и обязательно «пожирала» своего носителя. «филиа» означала влюбленность или дружбу, а «сторге» - семейную любовь, например, между братом и сестрой или между матерью и дочерью. Наконец, «агапе» - это достаточно поздний термин и означает любовь высшую, как от Бога к человеку, так и от человека к Богу.

Как и многое, любовь в Древней Греции была мифологизирована и обожествлена. Она представлена в образах нескольких мифологических существ, это прежде всего Афродита и Эрот.

Афродита (Венера Таврическая).
Афродита (Венера Таврическая).

Афродита — богиня любви и красоты. Ей приписывалась большая роль. А её силе подчинено почти все живое. В гимне Гомера «К Афродите» об Афродите сказано:

«Сладкое в душах богов вожделенье она пробудила,Власти своей племена подчинила людей земнородных,В небе высоком летающих птиц и зверей всевозможныхСкольким из них ни дает пропитанье земля или море.Всем одинаково близко сердцам, что творит Киферея…»

Афродита столь могущественна, что сводит богов и богинь с простыми смертными. Разве что три богини неподвластны Афродите: Артемида, Афина и Гестия.

Схватка Эрота и Пана.
Схватка Эрота и Пана.

Другое божество из сферы любви – Эрот. Иногда его объявляют сыном Зевса или самим Зевсом. Так, по Ферекиду, «Зевс, намереваясь быть демиургом, превратился в Эроса». В «Орфических гимнах» Эрот изображается не только как игривый крылатый стрелок, но и как бог, владеющий ключами от земных недр, моря, эфира и даже подземного царства. В его образе сливается игривая любовная сила с мощью мировых стихий. В олимпийской мифологии Эрос – сын Афродиты и Ареса. Вооруженный луком, стрелами и факелом, этот вечно юный божок постоянно сопровождает Афродиту, выполняя ее поручения (да, именно Эрос превратиться в римской мифологии во всем известного амура). Но довольно часто он помыкает своей матерью, не слушает ее наставлений и служит источником всяческой сумятицы и беспорядка.

О любви поговорили, значит следом идёт брак.

С чего начинается брак? Конечно же, с подбора невесты или жениха. У греков нормой считалось, что женщины «вянут» быстрее мужчин, а значит вступать в брак им следует раньше и желательно со старшим партнёром.

«В высшей степени недальновидно сочетать браком пару юных ровесников, ибо мужская сила не убывает даже тогда, когда красота женского тела уже увяла»

Еврипид

Как только подходящий партнёр находился, происходила помолвка, когда обе стороны заявляют о готовности вступить в брак и определяют размеры приданного. При этом согласно закону Солона (как пишет Плутарх) приданное недолжно было выдаваться деньгами.

«По его мысли, брак не должен быть каким-то доходным предприятием или куплей - продажей; сожительство мужа с женой должно иметь целью рождение детей, радость, любовь»

Плутарх

Семейная жизнь, сразу же делила дом на две части – гинекей, то есть женская половина дома и остальная часть дома, которая становилась запретной для жены, когда к хозяину дома приходили другие мужчины.

А теперь немного о свадьбе.

Во-первых, наиболее благоприятным периодом для свадьбы был Gamelion (примерно наш январь - февраль). Так как название месяца происходит от греческого слова gamos - свадьба.

Начиналась свадьба с пира, количество и изысканность угощений на котором зависит лишь от организаторов. Жених и невеста сидят за разными столами. Проблема была в том, что древнегреческим женщинам не положено присутствовать во время мужского застолья, поэтому на свадьбе достигался некий компромисс с этим правилом – комната одна, столы разные.

По истечению трапезы, невеста должна была сесть в запряженную повозку, между женихом и его лучшим другом или ближайшим родственником. В такой компании она отправлялась в свой новый дом. Вся церемония сопровождалась Гименом – свадебной песней, которая носит имя бога свадьбы Гименея. Иногда, после прибытия невесты, ось повозки сжигали, в знак того, что невеста не захочет покидать дом новоиспечённого. Если же невеста выходила замуж за вдовца, то жених не сопровождал невесту в повозке, а ждал её уже дома.

Во пышноколесной повозке невестуК мужу везли, и брачная песнь воздымалася громко.Свет далеко от факелов, яро горящих, кружился,В дланях прислуги несомых. Красою расцветшие девыШли вперед, и тянулись, ликуя, вослед хороводы. ЩИТ ГЕРАКЛА. Гесиод.

И вот по прибытию начинается своеобразная дуэль подруг невесты и друзей жениха, где и те, и другие взывают к богам. Девушки негодуют и жалуются - зачем вырывать невесту из рук матери и отца, обрекая её на трудную долю. Мужчины напротив отстаивают честь жениха и указывают на счастье для будущей жены. В песнях и играх проходит вечер, а к ночи жених забирает невесту с собою в покои.

На следующий день они уже муж и жена, где мужа ждал пир, в котором жена уже не могла участвовать, а исполняла роль хозяйки.

Семейная жизнь

Семейная жизнь, сразу же делила дом на две части – гинекей, то есть женскую половину дома, и остальную часть, которая становилась запретной для жены, когда к хозяину дома приходили другие мужчины.

Идеал древнегреческой жены — это женщина, обязательно хозяйственная, скромная, верная, и полностью игнорирующая факт измены со стороны мужа.

«Лучшие женщины – те, о которых в обществе мужчин говорят как можно меньше, неважно плохо ли, хорошо ли»

Фукидид

Так, например женщине уличённую в прелюбодеянии, как пишет Эсхион, запрещалось посещать храмы, носить украшения, а если она нарушит это правило, любой встречный мужчина имел право сорвать с неё одежду и крашения и избить. В Кимах прелюбодейку выводили на рыночную площадь на виду у всех, а затем заставляли проехать на осле по всему городу.

Впрочем, это не ограждало от супружеских измен, которые часто описывают дошедшие до нас произведения греческих авторов.

И под конец немного о разводах

В древних Афинах существовало два вида разводов: "отсылка" - развод по воле мужа и "оставление" - развод, инициированный женой. Первый не требовал никаких официальных процедур; муж мог отправить жену из дома в любой момент. В этом случае жена считалась разведенной без участия должностных лиц. Обычно она возвращалась к отцу, при этом дети оставались у мужа. Что касается женщины, то она не могла самостоятельно развестись, ей необходимо было обратиться к архонту, который совершал развод только в том случае, если ему предоставили веские основания для данной процедуры.