Найти в Дзене
Эрудит.Онлайн

Сказочники русской музыки: Михаил Глинка, Николай Римский-Корсаков,Николай Метнер

Оглавление

Что такое сказка? Это один из жанров фольклора или художественной литературы. Сказки могут быть изложены в прозе или в стихах. Они могут передаваться устно или закрепляться в литературных источниках.

В письменных источниках сказки появились не ранее XVII века. Сказки повествуют о разных вещах, предметах, животных, растениях и так далее. Они бывают волшебные, бытовые, легендарные, анекдотические и не только.

Литературная сказка, изложенная в письменной форме автором или авторами, характеризуется тем, что в ней, как правило, действуют вымышленные персонажи, иногда волшебные или фантастические. Это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Их сюжет, затрагивающий разные подвиги, повествующий о внутренней и внешней красоте героев, направлен к позитивному итогу. Так, в заключении «Сказки о золотом петушке», Александр Сергеевич Пушкин подчеркнул: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Многие жанры сказочного фольклора не всегда существуют автономно, они пересекаются в разных видах искусства. Так, русские сказки вдохновили писателей и поэтов, музыкантов и художников. Им посвящали оперы и балеты, симфоническую и камерную музыку, вокальные и фортепианные пьесы. Приведем примеры. Первым, кто использовал русские народные сказания, был Михаил Иванович Глинка (вспомним оперу «Руслан и Людмила»). У Николая Андреевича Римского-Корсакова необходимо отметить несколько опер, так как этот жанр был ведущим в его творчестве: «Снегурочка», «Золотой петушок», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Сказка о царе Салтане».

Русские и зарубежные народные сказки реализовались в знаменитых балетах отечественных композиторов: П.И. Чайковский – «Щелкунчик» (по сказке Э.Т.А. Гофмана), где мы легко представляем сказочный рождественский мир, связанный с игрушками; «Спящая красавица» (по сказке Ш. Перро), где сталкиваются два мира – добро и зло (Фея Сирень и фея Карабос); И.Ф. Стравинский – опера «Соловей» на сюжет сказки Ханса Кристиана Андерсена, где противостоит живой и настоящий соловей и механическая подделка. В написанном И.Ф. Стравинским балете «Жар-птица» для Русских сезонов и балетной труппы Сергея Павловича Дягилева воплощаются сюжеты разных русских сказок – об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке, о Кощее Бессмертном и Царевне Ненаглядной Красе.

Первый балет Родиона Константиновича Щедрина «Конёк-Горбунок» написан по мотивам сказки Петра Павловича Ершова. Сразу несколько сказочных произведений использовал М. Равель, создавая либретто одноактной оперы-балета – «Дитя и волшебство». Это сказки Ш. Перро, братьев Я. и В. Гримм, Х. К. Андерсена и М. Метерлинка, где действуют «ожившие» предметы Кушетка, Китайская Чашка, Огонь, Кресло; животные – Кошка, Стрекоза, Летучая Мышь, Соловей.

Среди симфонических примеров широко известны «Тамара» Милия Балакирева (1837–1910); «Баба-Яга» и «Кикимора» Анатолия Лядова (1855–1914); и Симфония № 3 «Илья Муромец» Рейнгольда Глиэра (1875–1956).

Русские художники столь же часто обращались к сюжетам сказок. Вспомним известные примеры. Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) – «Витязь на распутье», «Три богатыря», «Иван-Царевич на сером волке». Михаил Александрович Врубель (1856–1910) – «Царевна-Лебедь» (собирательный образ, где изображена его жена и певица Надежда Забела-Врубель). Иван Яковлевич Билибин (1876–1942) – иллюстрации к сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса-прекрасная», «Белая уточка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».

Сегодня мы расскажем вам о тех композиторах-сказочниках русской музыки, которые в этом году отмечают свои юбилеи.

Михаил Иванович Глинка

Михаил Иванович Глинка (Википедия)
Михаил Иванович Глинка (Википедия)

Первый из них – Михаил Иванович Глинка. В русском искусстве он был первым, кто использовал русские мотивы в своих произведениях.

М.И. Глинка считается создателем русской национальной оперы и родоначальником русской художественной музыкальной школы. Он соединил музыкальную технику, признанную во всем мире, с русским народным песенным складом. «Иван Сусанин» или «Жизнь за Царя» – героико-драматическая опера или народная музыкальная драма. «Руслан и Людмила» – эпическая сказочная опера по одноименной поэме А.С. Пушкина.

«Камаринская», «Вальс-фантазия», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» – это основа русского симфонического стиля, соединяющего черты европейской культуры и своеобразие фольклора (русского, польского, испанского). Особенно велик вклад Глинки в романсное творчество. Он создал более 70 песен и романсов. Музыкальное сообщество считает Глинку классиком русской музыки. Ее выразительные качества – мелодическая пластика, сочетающая в себе качества итальянского бельканто и русской народной песни, стройность формы, полностью соответствующей образному содержанию, авторская инструментовка.

Родился Глинка в селе Новоспасском, Ельнинского уезда, Смоленской губернии 20 мая (1 июня) 1804 году, и в этом году музыкальный мир отмечает 220 лет со дня его рождения. Первые детские впечатления – это русские песни и сказки, звучание крепостного оркестра, а также колокольный звон. Начальное образование получил в Петербурге. В.А. Жуковский предложил Глинке для оперы сюжет Ивана Сусанина. Опера была закончена весной 1836 года в Петербурге. В начале 1842 года в Петербург приехал концертировать Ф. Лист. Ему необычайно понравились фрагменты новой оперы «Руслан и Людмила». В 1843 в Париже М. Глинка знакомится с Г. Берлиозом и увлекается идеями программного симфонизма.

В 1847 году Глинка решает вернуться из Испании в Россию. В феврале 1857 композитор скончался и был похоронен на лютеранском кладбище в Берлине. По настоянию младшей сестры прах композитора был перевезен в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков (Википедия)
Николай Андреевич Римский-Корсаков (Википедия)

Один из выдающихся отечественных сказочников в мире музыки – Николай Андреевич Римский-Корсаков, написавший «Снегурочку», «Ночь перед Рождеством», «Майскую ночь», «Садко», «Кащея бессмертного», «Золотого петушка», «Сказку о царе Салтане».

Римский-Корсаков – выдающийся композитор, педагог, дирижёр, литератор. Он много уделял внимания общественной деятельности: был директором бесплатной музыкальной школы, возглавлял Беляевский кружок, работал в Придворной певческой капелле, выступал дирижером в «Русских симфонических концертах», был избран в члены Шведской королевской музыкальной академии. Он помогал друзьям инструментовать и оркестровать собственные произведения, совместно с М.А. Балакиревым и А.В. Лядовым редактировал партитуры М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и «Ивана Сусанина», дорабатывал оперы М.П. Мусоргского («Хованщина», «Борис Годунов» и «Женитьба»), оркестровую фантазию «Ночь на Лысой горе».

Римский-Корсаков родился в Тихвине Новгородской губернии в дворянской семье, известной традициями флотской службы 6 (18) марта 1844 года, и в 2024 году музыкальное сообщество отмечает 180-летний юбилей со дня его рождения. С детства у него была отличная музыкальная память, абсолютный слух и безупречное чувство ритма.

Работал в консерватории Санкт-Петербурга, преподавал инструментовку, оркестровку, руководил концертами. У него есть целый ряд литературных трудов: автобиографическая «Летопись моей музыкальной жизни», научные труды «Основы оркестровки» и «Учебник гармонии».

Позитивные события сменялись трагическими. За то, что он поддержал требования студентов в напряженном для России 1905 году, его уволили и организовали полицейский надзор, а его сочинения были запрещены к исполнению. Умер от инфаркта миокарда в 1908 году в своей загородной усадьбе в Любенске, где сейчас находится Мемориальный музейный комплекс Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Наследие композитора впечатляюще по масштабам: 15 опер, 3 симфонии и множество симфонических сюит, увертюр, картин, хоровая и камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Римский-Корсаков обогатил русскую музыку новыми красочными гармониями, виртуозным использованием тембровых возможностей оркестра. Композитор создал самобытную систему ладогармонических средств, связанную со сферой фантастики (увеличенные, цепные, уменьшенные лады, так называемая «гамма Римского-Корсакова»).

Николай Карлович Метнер

Николай Карлович Метнер (Википедия)
Николай Карлович Метнер (Википедия)

Николай Карлович Метнер открыл всему миру новый жанр – фортепианную сказку. Это 38 разнообразных пьес, сгруппированных в десять циклов. В «Сказках» отражена связь литературы и народной поэзии с музыкальным искусством и живописью. В то же время композитор не использовал подлинные национальные мелодии, как правило, он применял более утончённые, скрытные средства, намекающие на народную основу.

Пианист и педагог Генрих Нейгауз писал: «Одним из любимых фортепианных жанров Метнера были сказки – маленькие музыкальные новеллы. Этот жанр близок к новеллам Шумана и интермеццо Брамса, но достаточно нов и оригинален по программно-поэтическому содержанию».

Образная палитра «Сказок» разнообразна и многопланова: созерцание, патетика, эпос, скерцо, драма, фантастика. Однако, как правило, лирическое начало присутствует везде, соединяясь с элементами повествования.

Программный замысел выражен в обобщённой форме и не получает детального сюжетного развития в музыке. Отдельные сказки передают звуковые изобразительные эффекты – «Сказка эльфов», «Сказка колоколов», воссоздают разные картины движения – «Шествие рыцарей».

Н.К. Метнер в 1879 году родился в семье, которая славилась своими художественными традициями: мать – представительница знаменитого музыкального рода А.Ф. Гедике. Его самобытная индивидуальность проявилась в разных направлениях: композитор, исполнитель, музыкально-критический деятель, педагог. Метнер прожил противоречивую жизнь, не «вписывался» в известные общественные и музыкальные круги, категорически отвергал практически все новейшие течения. В 2024 году музыкальная общественность отмечает 145 лет со дня его рождения.

В композиторском творчестве он отдавал предпочтение камерному сочинительству, не стремился осваивать масштабные оперные или симфонические, крупные балетные или вокально-хоровые пространства.

Среди фортепианных жанров: 3 концерта, 14 сонат, 3 цикла «Забытых мотивов» и миниатюры. Камерно-вокальное творчество представлено 3 сонатами для скрипки и фортепиано, фортепианным квинтетом, циклами романсов на стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, Г. Гейне, И. Гёте и других (более сотен романсов и песен).

Центральное место занимают 14 фортепианных сонат, которые заключают в себе целый мир психологически углублённых музыкальных образов. Некоторые сонаты носят программных характер – «Соната–элегия», «Соната–сказка», «Соната–воспоминание», «Ночной ветер» и другие.

После Октябрьской революции в 1921 году Н.К. Метнер уехал с семьёй за рубеж, где жил до своей кончины. Умер 13 ноября 1951 года в Лондоне.

Приглашаем школьников, студентов и педагогов принять участие в дистанционной олимпиаде по музыке «Сказочники русской музыки: Глинка, Римский-Корсаков, Метнер»! Прием работ до 20 февраля 2024 года включительно, подробные условия участия опубликованы на сайте.

Олимпиада по музыке «Сказочники русской музыки: Глинка, Римский-Корсаков, Метнер»
Олимпиада по музыке «Сказочники русской музыки: Глинка, Римский-Корсаков, Метнер»

Другие интересные материалы на нашем канале:

  • Романтизм в разных странах
  • Сергей Рахманинов: гений XX века, покоривший мир своей музыкой
  • Известные композиторы: Родион Щедрин
  • Известные композиторы: Александр Николаевич Скрябин
  • Известные композиторы: Ференц Лист
  • Известные композиторы: Вольфганг Амадей Моцарт