Наши статьи о том, как осложняется путь страны, когда упущены сроки необходимых изменений, эволюционных мер, вызвали ряд комментариев, в которых акцентировался такой вопрос: почему (и в какой степени) карма всего народа зависит от проявлений воли руководителей: как в примере с крепостным правом, когда цари опоздали с реформами, или когда советское правительство не приняло Рекомендации Великих Учителей.
Сам по себе этот факт несвоевременности преобразований достаточно осмыслен в социальных науках – но с точки рения только общественно-экономических отношений. Но это является лишь внешней, малой частью того "слоя" причинности, который в действительности является "причиной внешних причин", и включает и психологию взаимоотношений различных социальных слоёв, и, что главное, характер мировосприятия множества людей, сформированный во множестве воплощений.
Для того, чтобы понимать, как формируется сложная, "многослойная" карма целого народа, важно понимать, как действуют Законы Бытия (или Космические Законы), находящиеся в основе всех явлений.
Именно степень гармонии с этими Законами воли множества людей определяет качество и условия общей жизни, формирующиеся под влиянием кармы страны, кармы народа.
Рассмотрим, к примеру, действие Закона главенства тонкого принципа (более тонких проявлений над более "плотными", незримых форм над зримыми). Нарушение этого закона проявляется среди прочего в угнетении интеллектуальных форм труда. Со стороны государства нарушение этого Космического закона проявляется, как негодные условия для труда интеллигентных форм. Со стороны народа (или массового сознания) – это презрение к интеллигентным, "не физическим" формам, внутреннее согласие с мерами угнетения в адрес носителей интеллигентности и культуры в стране.
То есть ответственность разная, но от неё никто полностью не свободен. С одной стороны, правители обязаны создавать условия для развития каждого – условия образования и доступа к сокровищам культуры. С другой стороны, психология народа, хотя и обусловлена степенью образованности, но не исчерпывается этим, поскольку, во-первых, выбор между грубостью и тонкостью, справедливостью и несправедливостью – это выбор духовного порядка (вопрос внутренних ценностей, идеалов, стремлений).
Во-вторых, и это главное, не будем забывать, что "народ" в социальном смысле – это множество людей, в разных воплощениях занимавших разное социальное положение. Сегодняшний представитель "народа", возможно, в недавнем своём прошлом был как раз среди тех, кто этим "народом" управлял.
Так народная карма складывается из множества индивидуальных кармических условий. Что делает понятным вопрос о том, почему одни в чём-то опаздывают, а "другие" должны страдать. ("Социальный взрыв" начала 20 века обусловлен, конечно, длительным подавлением воли и духа народа, в котором веками были повинны и царствующая династия, и церковь, и влиятельные сословия).
Это лишь малая часть причинности; мы коснулись только проявления закона главенства тонкого принципа и закона кармы как таковой, включая закон ответственности человека.
Есть ещё множество законов бытия, нарушение которых слагает тяжкую карму народов. Например, такие законы, как закон равенства начал, закон сотрудничества и братства, равно нарушаются во всех социальных слоях.
А закон внутренней ответственности, о котором говорила Е.И. Рерих как о причине страданий народа, этот тот закон, который принадлежит к области мировосприятия и проявляется в мыслях людей.
Понятно, что мысль не зависит от тех внешних полномочий, которые имеет личность (современный человек слишком привык мыслить политическими категориями и понятие ответственность связывать только с "полномочиями"), однако мысль формирует карму (и условия Мира) ничуть не менее, чем действие.
Именно эта истина мощного влияния внутренних стремлений и идеалов людей, даже вроде бы не выраженных, воплощена в афоризме о том, что народ обретает тех правителей, которых заслуживает.
Е.И. Рерих всей душой любила Россию и русский народ, и много оставила текстов, относящихся к судьбам России. В её трудах, как и в Учении Живой Этики, среди прочего сказано, что русский народ во многом лучше других. Но так же, как и другие народы, и даже в большей степени, "болеет безответственностью", – не понимая, что на каждом человеке лежит мера ответственности за свою страну, Страна, в которой воплощается человек, указывает на определённый долг перед этой страной и её народом.
Закончим выдержками из текстов Е.И. Рерих на эти темы – о важности соблюдения закона свободной воли, уважения всего относящегося к знанию и культуре, а также об ответственности каждого человека за бытие.
«Ярый народ устал от ярой слежки за каждое слово. Яро устал от комиссаров. Ярые рабочие следят за интеллигентными тружениками, и яро издеваются над ними, но ярые сносят из-за любви к Родине» (Е.И. Рерих. 11.07.1952 г.).
"…многие… все еще надеются вернуться к прежней безответственной жизни. …русский народ… во многом он гораздо лучше многих… Именно безответственностью болели и болеют русские люди. Ведь такое понятие, как гражданский долг или ответственность, до сих пор еще не укладывается во многих черепах. Среди военных можно было еще найти понятие долга или чести, но в гражданских кругах, как это ярко выявлено было революцией во всех ее фазах, об этой жар-птице никто и не слыхал!" (Письмо Е.И. Рерих от 17.10.1935 г.).
Гореликова М.В.