Найти тему
Банкфакс

Барнаульцы рискуют обзавестись крупными кредитами на обновление изношенных лифтов

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com

В Алтайском крае до 15 февраля 2025 года необходимо заменить 750 старых лифтов. Об этом ИА «Банкфакс» сообщили в Сибирском управлении Ростехнадзора в ответе на запрос. В ведомстве пояснили, что с указанной даты будет запрещено эксплуатировать подъемники, выпущенные после 1989 года. Сейчас жители многоэтажных домов региона пытаются разобраться в сути этого запрета. Председатель барнаульского ТСЖ № 122 Владимир Сбитнев рассказал агентству, что в его доме лифты решили купить в кредит - якобы данный механизм решения проблемы предложили региональные власти. Так, собственникам жилья на обновление подъемных машин потребуется около 20 млн рублей, то есть каждой квартире придется выложить порядка 100 тысяч.

В редакцию ИА «Банкфакс» обратились жители многоэтажных домов. Они пояснили, что их управляющие компании и ТСЖ в конце 2023 года получили уведомление от муниципальных властей о том, что им следует форсировать процесс замены старых лифтов, ссылаясь на технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011). Согласно п. 5.5 документа, введенные в эксплуатацию до вступления в силу регламента и отработавшие отведенный срок лифты должны быть приведены в соответствие с требованиями в период, не превышающий 12 лет с даты вступления в силу - то есть до 15 февраля 2025 года. Горожане задались вопросом, почему речь идет именно о замене лифтов и можно ли продлить им жизнь путем модернизации и ремонта. Регламент, по словам обратившихся, разъяснений не содержит.

Чтобы внести ясность, «Банкфакс» направил запросы в Минстрой Алтайского края и Сибирское управление Ростехнадзора. Агентство озвучило вышеуказанные вопросы, а также спросило, сколько лифтов заменили в Алтайском крае с 2014 года, когда начала действовать региональная программа капитального ремонта, и сколько еще требуется обновить. Кроме этого, корреспондент поинтересовался, чем грозит невыполнение требований техрегламента и какие способы разрешения ситуации предлагают жителям домов, которые не накопили средства на замену старых подъемников.

В Минстрое Алтайского края в установленный законодательством срок не ответили на запрос, объясняя это тем, что в процессе согласования документ «завис» у профильного вице-губернатора Александра Климина. В Сибирском управлении Ростехнадзора предоставили ответ вовремя, но из трех страниц текста было ясно только то, что в жилом фонде Алтайского края сейчас эксплуатируются 750 лифтов, подлежащих замене до 15 февраля 2025 года. Уже в устной беседе представитель ведомства объяснил корреспонденту «Банкфакса», что выпущенные после 1989 года подъемники невозможно привести в соответствие с техрегламентом с помощью модернизации и ремонта. «У них все узлы настолько старые, что необходима только замена: лебедка, кабина, противовесы, станция управления…» - аргументировал собеседник. Также он сказал, что в случае, если старый лифт не заменят, Ростехнадзор будет добиваться приостановки его эксплуатации через суд.

На более «мягкое» развитие событий надеются в барнаульском ТСЖ № 122, в управлении которого находится девятиэтажка на улице Юрина, 114а. Председатель товарищества Владимир Сбитнев рассказал ИА «Банкфакс», что сейчас в доме работают лифты, установленные в 1985 году - со времен постройки дома. Каждые три года ТСЖ заказывает у специализированной организации их диагностику, на основании которой она выдает заключение, где указывается срок продления работы. В последний раз подъемники обследовали в середине 2023 года. По мнению экспертов, их можно эксплуатировать до 2027 года.

Несколько недель назад жители дома на общем собрании решили, что будут менять лифты на собственные средства именно в 2027 году. По словам Сбитнева, прежде была надежда, что в России все-таки запустят федеральную программу по замене подъемников, и проблема решиться благодаря бюджетному финансированию.

Механизм, которым собираются воспользоваться члены ТСЖ № 122, якобы предлагает правительство Алтайского края. Он актуален для домов, которые копят средства на капитальный ремонт на специальном счете, а не на счете регионального оператора Фонда капремонта многоквартирных домов. Суть данной схемы следующая: в доме значительно повышают взносы на капремонт, несколько лет копят некую минимальную сумму, затем ее переводят подрядчику-инвестору, который меняет лифты, и в дальнейшем в течение нескольких лет с ним полностью рассчитываются. Подрядчик, в свою очередь, берет кредит для замены лифтов. При этом собеседник уточнил, что власти будто бы рекомендуют гражданам заключать договоры с конкретными компаниями.

В ТСЖ № 122 пояснили, что уже достигли предварительной договоренности с некой фирмой, но не из «рекомендованного списка». Вместе с этим товарищество повысило взносы с начала 2024 года до 20 рублей, при том, что для пятиэтажек и более высоких многоквартирников в крае установлен минимальный взнос на капремонт в размере 10,18 рубля за 1 кв. м жилья. За три года товарищество рассчитывает накопить 40 % от суммы, необходимой для замены лифтов, потом их установить и в течение пяти лет рассчитаться с подрядчиком. В доме действуют шесть лифтов, их обновление оценивается примерно в 20 млн рублей - по 3,3 млн рублей на один лифт. Таким образом, каждой из 207 квартир придется выложить около 100 тысяч рублей.

Схожую схему предлагает Российское лифтовое объединение (РЛО), называя ее проектом ускоренной замены лифтов. На сайте РЛО указано, что она разработана для владельцев специальных счетов комиссией по вопросам лифтового хозяйства общественного совета при Минстрое России совместно с РЛО. Презентовали его на всероссийском вебинаре, проведенном министерством 17 ноября 2022 года. Любопытно, что на сайте федерального Минстроя есть упоминания о проекте, но публикаций с подробными разъяснениями и информацией о реализации агентству найти удалось.

Между тем алтайский региональный регоператор - Фонд капремонта многоквартирных домов - сообщал, что в 2021 году в крае заменили 40 лифтов на сумму 90 млн рублей с применением механизма факторинга. Новый финансовый инструмент в рамках программы капитального ремонта на территории субъекта был применен впервые в рамках пилотного проекта. В нем участвовали шесть российских регионов.

Пресс-служба регоператора информировала, что по договору факторинга выполненные подрядной организацией работы будет оплачивать банк, а регоператор рассчитается с ними посредством рассрочки платежей. Оплату банковских процентов выполнит государственная корпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ.

Однако после 2021 года о факторинге в регионе больше не говорили. В 2022-м региональный оператор заявлял, что получил субсидию в размере 100 млн рублей из краевого бюджета на возмещение части затрат на замену лифтов. На эти средства обновили 110 подъемников. С начала же действия региональной программы капитального ремонта в Алтайском крае заменили и отремонтировали 966 лифтов. Это показатель на 1 января 2024 года, обнародованный регоператором.

Стоит добавить, что в 2019 году Совет Евразийской экономической комиссии уже принимал решение о переносе срока приведения лифтов в соответствии с техническим регламентом - с 15 февраля 2020 года до 15 февраля 2025 года. Возможно, случится и вторая по счету корректировка. На днях Национальный лифтовый союз предложил перенести срок еще на 3-5 лет. «[Назрела] реальная угроза вывода из эксплуатации 100 тысяч лифтов, которые не соответствуют техническому регламенту Таможенного союза. <…> Мы видим простой путь решения этого вопроса: <...> обратиться в Евразийскую экономическую комиссию, с тем чтобы она продлила срок приведения лифтов в соответствие техническому регламенту еще на три-пять лет», - цитирует ТАСС президента организации Виктора Тишина. По его словам, на замену 100 тысяч лифтов в стране требуется порядка 300 млрд рублей.