Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Скрипач и белка. Сибириада. О некоторых случайных совпадениях. Семьдесят семь копеек.

Оглавление

Косолапов Сергей

Тихим мартовским утром, когда солнце уже пыталось проглядывать сквозь пышные кроны сосен, на крыльцо маленького домика, стоящего на границе небольшого городка и леса, вышел седой мужчина. В одной руке он держал скрипку, в другой – смычок. Осторожно ступая по талому, чуть прихваченному ночным морозцем, снегу, он сделал десяток шагов по направлению к деревьям и остановился. С удовольствием вдохнув, пропитанный сосной и морозом, свежий утренний воздух, он прикрыл от блаженства глаза, прижал к плечу скрипку и провел по струнам смычком.
       Весенний ветер слегка шевелил длинные седые волосы, касался бороды и усов, словно пытался приласкать своим весенним дыханием старика.
       Скрипка отозвалась так, словно здоровалась со скрипачом. Он внимательно вслушался в каждый звук, изданный скрипкой, слегка помедлил, словно что-то выжидал, потом еще раз провел по струнам смычком и наконец, зазвучала музыка.

       Через несколько мгновений старик уже полностью погрузился в нее и даже не заметил, как в нескольких метрах от него неслышно взбежала по дереву и уселась на ветку прямо напротив него лесная белка. Глядя на скрипача своими бусинками-глазами, она точно слушала его музыку, не пытаясь убежать, словно ей нравилось то, о чем пела скрипка.
       А пела скрипка о том, о чем писал этой бессонной ночью скрипач, понимая, что это его последнее творение, боясь не успеть завершить его из-за проклятой тяжелой болезни, и в этой музыке он вместил все: и любовь и надежду, и нежность и жестокость, и добро и зло. Счастье и несчастье жили рядом на этих струнах, радость сменялась скорбью и мукой одиночества, и все было пронизано неизбывной тоской, которая глушила тему желания жить.
Скрипка то взвизгивала, то летела в стремительном полете, то на миг затихала, но только, чтобы уже через мгновение взорваться в потоке страстей.
     Странно, но эти звуки не пугали одинокую слушательницу концерта, и белка продолжала все так же, как и прежде, сидеть и слушать скрипача.

     В какой-то момент музыка подошла к своему апогею, ритм стал безудержно нарастать, и уже было не узнать основную тему произведения, искаженную многочисленными модуляциями скрипача,  и вдруг скрипка замолчала – резко, без переходов и затуханий, просто остановилась и замолчала. Что-то изменилось в лице старика, оно словно окаменело, и глаза навыкате смотрели вдаль не моргая. Скрипач опустил руку со смычком, и тот выпал из его слабеющей кисти на снег. Ноги старика стали тихо подкашиваться и он сначала медленно, потом быстрее стал опускаться и упал на жухлую серую прошлогоднюю траву весенней проталины. Одна рука его откинулась в сторону, словно он хотел напоследок обнять этот мир, а второй он бережно прижимал к груди скрипку.
      А белка все так же сидела на дереве, точно ждала продолжения концерта.

------------------

Фото: На студенческой лыжной базе. Я в центре, справа от меня с сумкой - Витя Нестеров, он же Филимоныч.
Фото: На студенческой лыжной базе. Я в центре, справа от меня с сумкой - Витя Нестеров, он же Филимоныч.

Сибириада

Как-то в студенческой компании мы с другом моим Филимонычем, как и вся наша дружная общага электротехнического факультета, отмечали День энергетика. Было это в декабре, в  разгар антиалкогольной пропаганды, когда спиртное продавали по талонам и очереди за ним украшали все российские населенные пункты повсеместно и каждодневно.
    Как и водилось тогда, было не до изысков. Пили под немудреную закуску обычную «Русскую» водку, разлитую в простые зеленые бутылки, закатанные алюминиевыми пробками и почему-то прозванные в народе «чебурашками». Так как водки было немного, выпили всю. Не хватило. Для продолжения банкета Филимоныч отправился к своему однокурснику Гоше. Гоша был парнем неплохим, он вошел в наше положение и щедро выделил из приготовленных к празднованию Нового Года запасов невесть откуда добытую бутылку «Сибирской» с винтовой пробкой - редкость по тем временам, но с одним условием – вернуть ему до Нового Года непременно такую же. Филимоныч торжественно поклялся, что добудет ему эту самую «Сибирскую» хоть из-под земли. В-общем, договор был заключен, и «Сибирскую» употребили вслед за «Русской» по назначению.

    На следующий день мы отправились по магазинам. До праздника оставалась неделя. Толкаясь в бесконечных очередях, мы смогли купить только пару бутылок «Русской», опять же в невзрачных зеленых «чебурашках», но, сколько бы магазинов не обошли, «Сибирской» нигде не было.
    Прошло несколько дней. Время неумолимо катилось к Новому Году, а долг отдавать было не чем. Однажды, когда мы  в очередной раз вернулись из похода по злачным местам, Филимоныч извлек из шкафа еще не выброшенную пустую бутылку из-под той самой «Сибирской», внимательно оглядел ее, открутил пробку и мечтательно понюхал горлышко. Потом он достал и откупорил бутылку «Русской» и перелил ее содержимое в пустую «Сибирскую». После этого он плотно закрутил винтовую пробку, подогнул на ней «юбку», которая почему-то не оторвалась в процессе открывания, а лишь слегка отогнулась, перевернул бутылку, несколько раз встряхнул ее, чтоб убедиться, что пробка не «пробегает» и, довольно хмыкнув, пошел отдавать долг. Так наша честь была спасена.
Самое интересное, что когда мы спросили Гошу после празднования Нового Года, как ему пришлась по вкусу «Сибирская», он с высоко поднятой головой гордо ответил:
    - Да вы что! Мы начали с «Русской» - жестковата, а как открыли «Сибирскую», так  все сразу разницу почувствовали – и крепость другая и вкус!
    После этих слов мы с Филимонычем переглянулись и дружно отвернулись друг от друга, чтоб нечаянно не разразиться  рвавшимся из груди предательским смехом.

----------------

О некоторых случайных совпадениях

Иногда мне кажется странным, но почему-то зачастую в одном месте, не сговариваясь, оказываются люди с одинаковыми именами или фамилиями, словно стянутые невидимым магнитом в одну исходную точку.

   Не так давно, с год назад, еще до эпохи великого коронавирируса, я пошел в нашу участковую больницу. Пока я ждал приема врача, сидя в очереди, то от нечего делать, стал читать плакаты на стенах и таблички на дверях поликлиники. И вот что интересное я там вычитал.
   В больнице на тот момент в разных кабинетах работало два врача. Вместе с ними работали по две медсестры, то есть всего медсестёр было четыре. И надо же такому случиться, что все четыре медсестры на тот момент были Ольги. Надо сказать, что в этой больнице ни одной Ольги больше нет.

   Размышляя над этим, в голову мне стали приходить другие примеры совпадений. Например, когда я начал работать директором Детской школы искусств, то в один из своих первых деловых визитов в Управление культуры я с удивлением отметил, что в небольшой бухгалтерии, которая занимала две комнаты, в одной - кроме главного бухгалтера, сидели две Ларисы, а во второй – две Марины.
   В этой же небольшой школе искусств на тот момент было всего несколько преподавателей, причем оба преподавателя хорового отделения носили имя Юлия, а оба преподавателя художественного отделения - Елены. Причем, одна из них – Елена Викторовна, была второй женой одного моего знакомого. Нетрудно догадаться, что и первая его жена тоже была Еленой, причем, тоже Викторовной.

   До поры до времени я не задумывался о таких совпадениях, встречающихся по жизни довольно часто, и лишь недавно задумался о том, почему это происходит и есть ли этому объяснение. И вот что я надумал.

   Во-первых, несомненно, существует процент случайного совпадения событий. Что ни говорите, а вероятность того, что событие (совпадение) случится есть всегда. В большей или меньшей степени это зависит от того, где и с кем происходит событие – это уже обстоятельства места и времени, но вероятность есть всегда. Конечно, в условиях средней полосы России вероятность оказаться рядом четырем Олям, конечно выше, чем четырем условным Гюльчатай, но и такое тоже может быть, а почему бы и нет? Небольшой наплыв гастарбайтеров – вот и Гюльчатай станет больше.

   Во-вторых, в большинстве случаев, отмеченных мной совпадений имен, люди были из одной местности и примерно одного возраста. Это объясняет многое. В одной и той же местности зачастую модно давать детям имена, которые наиболее популярны на сегодняшний день. Например, в свое время у нас в классе из десяти пацанов было три Сергея (в том числе и я), то есть, если бы мы остались работать в родном селе, то была бы огромная вероятность, что рядом работали бы тезки.

   С фамилиями все гораздо сложнее и проще. Опять же, в определенной местности, как в замкнутом пространстве это совпадение обусловлено наличием родственных связей и разрастанием сети одинаковых фамилий, зачастую превалирующих над остальными. Например, в деревне Черемуховка Республики Коми, откуда родом мой отец, практически две фамилии – Косолаповы и Рубцовы, процентов на девяносто. Ну и остальных понемногу.

   Интересен другой факт, не поддающийся объяснению, как совпадение фамилий по смысловой окраске.

   Жена моего брата, ставшая в замужестве Косолаповой, после очередного переезда на новое место жительства, устроилась на работу. Коллектив был небольшой, всего три человека вместе с ней. В первый же день, когда она пришла, одна из сотрудниц ее спросила:
   - Лена, а как твоя фамилия?
   - Косолапова, - ответила та.
   Обе сотрудницы быстро переглянулись и весело рассмеялись.
   Лена слегка смутилась и спросила:
   - Вам показалась смешной моя фамилия?
   - Нет-нет, что ты, не обижайся. Просто одна из нас Медведева, а вторая –Потапова!
   Вот так! Нарочно не придумаешь!

---------------

Фото из доступных источников Интернета.
Фото из доступных источников Интернета.

Семьдесят семь копеек

Эту небольшую историю можно считать продолжением темы, которую я поднял в миниатюре "О некоторых случайных совпадениях". Правда, это совпадение носит несколько иной характер, но тем не менее...
  Итак,

  Дело было в студенческие годы, когда мы питались в столовой студенческого городка, названную мной «зеленкой» за цвет ее наружных стен. Народу там обычно было много, особенно в обед, все-таки четыре наших студенческих общежития были рядом.
   Ну, так вот, как-то раз зашел я в это самое время в столовую, встал в хвост очереди, стою, жду. Время в очереди всегда движется медленно и мучительно долго, но я терпеливо стоял. Не знаю, сколько времени прошло, но где-то через  полчаса я все-таки дошел до раздачи, взял поднос и начал выбирать блюда. И вот тут-то я обнаружил, что не взял с собой кошелек с деньгами. Вот досада! Возвращаться за деньгами в общагу – верный час потеряешь, а то и больше, с учетом размеров очереди, которую придется стоять снова. Я повертел головой, пытаясь отыскать глазами в обеденном зале или в очереди хоть каких-то знакомых, чтоб перезанять денег на обед, но никого не увидел. Что делать?

   А очередь меж тем медленно и неуклонно, как крах империализма, двигалась в заданном направлении, подталкивая меня к кассе. В тяжких раздумьях я двигался вдоль раздачи и автоматически ставил блюда на поднос. В задумчивости я засунул руку в карман своей курточки и к немалому удивлению достал оттуда несколько мелких монет.
   «А! Так это мне вчера в магазине сдачу сдали!»

   Я пересчитал мелочь – мало. Тогда я быстро обследовал все свои остальные карманы и выскреб из них все, что было – пятаки, двушки, трешки, копейки, даже несколько монеток по десять копеек. Получилась увесистая горсть меди, разбавленная тремя «десятчиками». Уже на самом подходе к кассе я успел подсчитать содержимое – семьдесят семь копеек.
   «Маловато, конечно, - подумал я. – Наверняка, не хватит. Ладно, отдам, сколько есть, а остальное потом принесу, может, поверят».

   Тетку, которая в тот день сидела за кассой, я не то чтобы знал, но видел несколько раз за раздачей – крашеная блондинка лет сорока с хмурым опухшим лицом и прокуренным хриплым голосом. Такая мадам рявкнет на тебя матом и не постесняется. «Ну, да ладно, такова уж, видно, моя планида», - подумал я, покорно сдавшись на милость судьбы, пододвинул поднос к кассе и стал спокойно смотреть, как тетка лихо отбивает на кассе чек. Через пару секунд она подвела итог, посмотрела на меня, и огласила свой приговор:
   - Семьдесят семь копеек…
   Ни один мускул не дрогнул на моем лице - я просто не успел ни удивиться, ни обрадоваться, ни как-то еще выразить свои эмоции. Не отрывая от кассирши взгляд, я молча вытянул руку и невозмутимо высыпал на тарелку у кассы из своей вспотевшей натруженной ладони мелочь.

   Тетка быстро пересчитала мои гривенники, пятаки и копейки и удивленно подняла на меня глаза:
   - Ты что, заранее подсчитал? – недоуменно спросила она.
   Я неопределенно хмыкнул, подхватил поднос и гордой походкой двинулся к свободному столику, чувствуя на своей спине ее изумленный, пронзительный и недоуменный взгляд.

--------------

Семьдесят семь копеек (Косолапов Сергей) / Проза.ру

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Косолапов Сергей | Литературный салон "Авиатор" | Дзен