Сегодня в различных источниках можно встретить множество воспоминаний немецких солдат сражавшихся на Восточном фронте. Воспоминаний как выдуманных, так и вполне реальных. С выдуманными воспоминаниями все понятно, их сочиняют на ходу различные авторы пытаясь набрать просмотры. Немцы там представлены то глупыми, то трусливыми. На самом же деле это был сильный и опасный враг, которого советский народ одолел заплатив огромную цену.
Да и если как следует поискать и почитать, то можно найти вполне реальные воспоминания лишенные пафоса и претенциозности, которыми так обильно снабжают выдуманные "мемуары". Немцы в начале войны действительно верили в свою скорую победу и силу "немецкого оружия", а еще в "непобедимый рейх" и подобные сказки, которые рассказывал им "великий фюрер".
...фюрер обещал нам, что мы закончим войну осенью 1941 года, но он немного ошибся. Завтра, именно завтра, 6 октября 1942 года мы будем на том берегу реки, и война будет закончена, попомните мое слово. Этот дневник войдет в историю Новой Германии! (Источник: "Летят лебеди" Том 1. «Другая война». В письмах, дневниках, рассказах. Геннадий Веретельников)
Очень быстро немецкая армия обломала зубы о русских, которые не желали сдаваться и продолжали драться вопреки всем обстоятельствам. В итоге пароксизм немецкого величия у солдат сменился на сомнения, разочарование и, порой, на безразличие:
Русские окружили армейский корпус, и мы сидим в мешке. В субботу нас атаковали, было много убитых и раненых... Отступление было ужасным. Тяжело ранен наш командир, у нас теперь нет ни одного офицера. Мне пока везет, но сейчас мне все безразлично..." (Из письма унтер-офицера Георга Кригера, 631-й тяжелый артиллерийский дивизион 86-го артиллерийского полка 112-й пехотной дивизии, п/п 00704, невесте. 30.XI.1942 г. Опубликовано: РГ)
Понятное дело, что это все выдержки из писем отдельных людей. Нельзя сказать, что всей немецкой армии у всех солдат царило одно одинаковое настроение. Многие военнослужащие вермахта, люфтваффе и уж тем более частей СС верили в свою победу и правильность идей до последнего дня войны. Если почитать мемуары того же Эриха Кемпка, личного водителя Гитлера, то он и после войны и поражения Германии пытался оправдать поверженный режим. "Зато был порядок", "нас погубили предатели", - в своих мемуарах "Я сжег Адольфа Гитлера" Кемпка то явно, то двусмысленно намекает, что он не особо то и раскаивается.
Впрочем, некоторые немецкие солдаты и офицеры пожалели о своем решении прийти в Россию вовсе не из-за обострившейся совести и не из-за обретенной вдруг порядочности. Их заставил животный ужас и страх. Война в России оказалась не похожа на войну против французов или англичан. В этом плане интересно прочесть письмо немецкого солдата попавшего в плен под Сталинградом. Там он столкнулся с русскими кавалеристами, которые оставили в его памяти "неизгладимый след".
...мне страшно. И не только мне. Вся моя рота боится русских кавалеристов. Они не берут в плен. Они с такой злостью рубят своей саблей, что перерубают солдата вместе с винтовкой, на две части. Я сам это видел. Унтерштурмфюрер Мюллер защищался винтовкой от атаки кавалериста, но русский, - одним, мама, одним ударом! Разрубил и Мюллера и его винтовку пополам! Мама, я хочу домой! (Источник: "Летят лебеди" Том 1. «Другая война». В письмах, дневниках, рассказах. Геннадий Веретельников)
Сложно сказать действительно ли кончина Мюллера была столь необычно ужасна или пленный немец от страха сильно приукрасил гибель своего командира. Одно не вызывает сомнения, - немецкий солдат испугался не на шутку. Возможно это и послужило причиной того, что он сдался в плен не желая продолжать воевать.
Советские кавалеристы храбро сражались против захватчиков с самого начала войны. Под Сталинградом боевые задачи выполняли три кавалерийских корпуса. Первый удар оборонительных боев на Донском рубеже принял на себя 3-й Гвардейский кавалерийский корпус. Тяжелые бои выпали на долю 4-го кавалерийского корпуса состоящего из донских и кубанских казаков. Корпус сражался в районе Котельниково. Кавалеристы вместе с частями 51-й армии с тяжелыми боями обеспечивали сосредоточение 2-й гвардейской армии. Немало хлопот захватчикам доставил и 8-й кавалерийский корпус так же сражавшийся под Сталинградом.
Так что несмотря на кажущуюся примитивность и стереотип о том, что к началу Второй Мировой войны конники безнадежно устарели, кавалерийские части по факту не просто храбро сражались, но и достигали поставленных целей, побеждали в сражениях, ходили по тылам противника и просто наводили неимоверный ужас на некоторых немецких солдат. О чем свидетельствуют приведенные выше воспоминания.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.