Найти тему
Учительская

Сколько неожиданных открытий!

Одним из приоритетов современной воспитательной политики является «сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд…». Заданные ФГОС основного общего образования цели оставляют за педагогом выбор методов их достижения. Именно от учителя зависит, какие технологии и средства он использует при формировании ценностных ориентаций обучающихся, каких социальных партнеров привлекает. Но можно ли достичь этих целей без привлечения семьи? С уверенностью можно утверждать, что нет.

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

Семья – это фундамент, на котором строится личность человека. В каждой семье чтят своих героев. Это могут быть герои труда, изобретатели и научные работники, участники боевых действий или люди, спасшие других во время стихийных бедствий. Каждая семья имеет традиции, вырабатывает свой подход к решению типичных жизненных проблем, по-своему реагирует на изменения в стране и мире. Проблемой, с которой часто сталкиваются молодые педагоги, а в последнее время и более опытные учителя, становится выстраивание моста между семьей и школьным коллективом. Взаимное недоверие, неумение взаимодействовать, опасение выделиться или привлечь к себе негативное внимание – вот препятствия, без преодоления которых не получится воспитать достойного гражданина России.

Большую помощь в создании атмосферы взаимного уважения, доверия между всеми участниками образовательного процесса могут оказать коллективные творческие дела, праздники, а также проектная и исследовательская деятельность, вовлекающая в совместную деятельность и обучающихся, и их родителей, и учителей-предметников. Одним из таких проектов, реализуемых в Москве, для педагогов нашей школы стала олимпиада «Не прервется связь поколений». Сбор материалов, необходимых для выполнения заданий данного конкурса, невозможен без участия старших родственников. Именно они рассказывают обучающемуся о прадедушках и прабабушках, живших в годы Великой Отечественной войны, передают семейные предания и воспоминания об этих людях, показывают фотографии и письма из семейных архивов. После этого к поиску информации подключаются педагоги, они помогают проанализировать те факты, которые опубликованы на сайте «Память народа», чтобы проверить подлинность семейных воспоминаний, их соответствие данным архива Министерства обороны, ознакомиться с историей тех воинских подразделений, в составе которых предки обучающегося участвовали в Великой Отечественной войне. На основании полученных данных составляется рассказ и создается инфографика, иллюстрирующая и подчас дополняющая его. И все равно часть информации остается непроверенной, не все семейные предания находят документальное подтверждение, оставляя место для догадок и дальнейшего поиска. К нему вновь может подключиться семья обучающегося, направив запрос в архив Министерства обороны или продолжив поиск на специализированных форумах, посвященных истории отдельных воинских частей. Такая работа может сплотить семью еще больше.

А в школе проходят такие мероприятия, как стендовые защиты, классные часы, акция «Бессмертный полк», на которых обучающиеся делятся историями своих предков. Сколько неожиданных открытий здесь происходит! Так, оказалось, что предки сразу нескольких учениц нашей школы, учившихся в разных классах и незнакомых друг с другом, были земляками, уроженцами Пермского края (тогда Молотовской области), погибшими в боях с фашистами в районе Демянского котла в 1942 году. А спустя годы их правнучки живут рядом и ходят в одну и ту же школу, правда, уже в другом регионе.

Часто можно слышать, что коренных москвичей практически не осталось, большинство либо приехали в Москву, либо родились у переехавших в столицу родителей. Однако эта олимпиада показала нам, что среди учеников нашей школы есть потомки тех, кто защищал Москву в 1941 году, чьи дедушки и прадедушки уходили в народное ополчение. Одну из таких удивительных историй хотелось бы привести. Это рассказ ученицы 5‑го класса Веры Авчуринской. Он тем более ценен, что большинство ополченцев 5‑й дивизии народного ополчения числятся погибшими или пропавшими без вести.

«Мой прадедушка, Михаил Дмитриевич Краюхин, родился в 1908 году в селе Напутное или Напутново (встречаются разные написания названия) Владимирской области. Там он жил, женился на моей прабабушке Елене Дуваевой, а уже во взрослом возрасте решил переехать в Москву, чтобы работать на фабрике, помогать развитию индустрии СССР. В Москве он с семьей жил в общежитии и работал на кружевной фабрике им. Тельмана машинистом в гардинном цехе. В военных действиях он до Великой Отечественной войны не участвовал, так как во время Первой мировой войны и Гражданской войны был еще маленьким.

В 1941 году моему прадедушке было уже 33 года, у него было четверо малолетних детей, в действующую армию его не призвали. Но он все равно пошел на фронт добровольцем в составе дивизии народного ополчения Фрунзенского района (так тогда назывался район Хамовники), сформированной в июле 1941 года. В августе 1941 года части народного ополчения, пройдя обучение в Подмосковье, были направлены на фронт в район Боровска и Малоярославца. Осенью 1941 года они приняли участие в тяжелых боях с фашистскими захватчиками под Спас-Демянском, понесли большие потери и отступили к Наро-Фоминску, где заняли оборонительные позиции и продолжали сдерживать натиск захватчиков на этих рубежах. Многие ополченцы погибли в этих боях, многие семьи получили информацию о том, что их родные пропали без вести. Было такое письмо и у моей прабабушки. Но прадедушка не погиб, а попал в плен…

По воспоминаниям бабушки, он не любил рассказывать об этом этапе своей жизни, не вспоминал тот период, скупо говорил о войне. За него многое рассказывали шрамы, оставшиеся на теле: следы от укусов собак, от ударов рукояткой пистолета по голове… Прадедушка не смирился со своей участью: он трижды пытался бежать из плена, но его ловили и возвращали обратно. Где именно он находился в заключении, точно установить не удалось. Но после третьего побега в ноябре 1943 года он примкнул к партизанскому отряду под командованием М.И.Наумова, действовавшему в этот момент на территории Житомирской и Киевской областей УССР. Об этом мы узнали только недавно, когда новые рассекреченные документы появились на сайте «Подвиг народа». Благодаря этой информации мы смогли предположить, что прадедушка в 1942-1943 годах мог стать заключенным концлагеря Шталаг 358 «Богуния», находившегося рядом с городом Житомиром. Это было страшное место: большое число военнопленных не были обеспечены ни жильем, ни достаточным количеством еды. Многие умирали от голода и холода. Ослабленные лишениями люди начали умирать от болезней: по лагерю прокатилась волна эпидемий сыпного тифа и дизентерии. Больных не лечили, их расстреливали… Современные исследователи считают, что в лагере погибли не менее 79000 советских военнопленных. Как прадедушке удалось выжить? Никто не знает, он не рассказывал об этом никому.

Вновь обретя свободу, он в составе конотопского партизанского отряда «Смерть фашизму» участвовал в рейдах по тылам противника на территории современной Украины, вместе с другими партизанами совершил пеший марш по направлению к Киеву, готовясь поддерживать наступающие части Красной армии, а затем участвовал в рейде по западным областям Украины, где ему приходилось бороться не только с фашистскими оккупантами, но и с участниками отрядов УПА. В 1944 году прадедушка вступил в ряды регулярных частей Красной армии, освобождал от фашизма территорию Европы. После Победы он не сразу был демобилизован, а до января 1946 года сопровождал эшелоны с немецкими военнопленными на территории СССР.

Вернувшись к семье, прадедушка опять начал работать на заводе. У них с прабабушкой появилась на свет моя бабушка Раиса Михайловна Дуваева. Но никаких наград у него не было. Бабушка думает, что его не представляли к наградам из-за того, что он был в плену. Но для семьи главным было то, что он вернулся домой живым!

Я горжусь своим прадедушкой. Пусть он не имел личных наград, но именно его подвигу и подвигу его однополчан посвящен памятник 5‑й стрелковой дивизии народного ополчения Фрунзенского района на улице Остоженка. Испытания, выпавшие на его долю в плену, нельзя забыть. Но они не сломили прадедушку, он остался трудолюбивым, доброжелательным человеком. Он пример того, как нужно преодолевать жизненные трудности, сохраняя лучшие человеческие качества».

Услышав рассказ Веры, многие подростки заинтересовались историей своей семьи. Ведь каждому хочется узнать, в каких значимых событиях, изменивших историю нашей страны и всего мира, принимали участие его предки, которых он считал обычными людьми. Опираясь на эти примеры, будет проще выбирать свой жизненный путь, будут ориентиры для принятия решений в сложных жизненных ситуациях. Не случайно Президент РФ В.В.Путин в одном из своих выступлений подчеркнул: «…я убежден, что традиционные семейные ценности – это важнейшая нравственная опора и залог успешного развития и в настоящем, и в будущем».

Наталья АВЧУРИНСКАЯ, учитель информатики школы №171;

Нина ЖУРЕНКО, Дарья ЛЬВОВА, учителя истории и обществознания школы №171

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».