Семья для детей – основа всей жизни! А случается, родитель настолько вдохновляет ребенка и становится для него примером во всем, что и в выборе профессии он идет по стопам мамы или папы. Расскажем семейные истории педагогов Дворца творчества детей и молодежи на Миусах, где родители стали профессиональным вдохновением для своих родных.
Виолетта Рубеновна Асатрян, педагог по танцам, влюбила в мир хореографии свою дочь Диану Номан, и сегодня они обе преподают на Миусах.
– Я росла в музыкальной семье, сама с детства занималась в музыкальной школе, посещала танцевальный кружок, пела в хоре. Я понимала, что занятия нравятся мне из-за педагогов, которые сумели преподавать увлекательно. Я тоже захотела в будущем преподавать, – рассказывает о своем профессиональном пути Виолетта Асатрян, руководитель ансамбля современного танца «Дольче Вита» на Миусах.
Именно в этом ансамбле в 9 лет начала заниматься дочь педагога Диана.
– Ей очень нравилось наблюдать, как выступают мои ученики на сцене. Диана всегда приходила посмотреть на мои занятия, расспрашивала, как я составляю концертные программы, – вспоминает Виолетта Рубеновна.
Сама Диана говорит, что училась у мамы, наблюдая за ней на сцене:
– Она излучала такую мощную энергию! Я ощущала, что танец – это не только красивые движения, но и общение со зрителем. Именно тогда мне захотелось блистать, как мама!
Сегодня Диана Номан преподает во Дворце творчества на Миусах современные танцы: hip-hop, girly hip-hop, jazz funk, reggaeton, latino mix, belly dance, участвует в фестивалях и конкурсах, дает мастер-классы, снимается в рекламе и музыкальных клипах.
По словам Дианы Номан, именно мама стала примером того, как надо двигаться к результату самой и вести к достижениям своих учеников:
– Я училась у своей мамы и видела, как ее ученики вдохновлялись своим педагогом. Недавно я посчитала, что во Дворце на Миусах провела уже более 20 лет жизни. Дворец стал для меня родным домом. Поэтому у меня не было никаких сомнений при выборе места работы.
Всеволод Смелянов преподает во Дворце на Миусах картинг и электрокартинг. Автомобили он обожает с детства. А еще он постоянно проводил время на работе у мамы Ирины Дмитриевны Смеляновой, мастера спорта по стрельбе из лука, педагога Дворца на Миусах. Здесь посещал разные занятия дополнительного образования, захотел работать педагогом, прошел собеседование и приступил к делу.
– Да нет особенной истории, Сева всю жизнь во дворце крутится, я во дворце, куда ж ему деваться? – шутит Ирина Дмитриевна.
Воспитанники Ирины Смеляновой ежегодно занимают призовые места на городских, региональных и всероссийских соревнованиях. Она точно знает, как передать свои знания и обучить навыкам детей. При этом считает, что у Всеволода ладить с детьми получается лучше, чем у нее самой:
– Мне кажется, у него есть особый педагогический талант.
Всеволод Смелянов параллельно с работой педагогом на Миусах учится в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма.
– После окончания учебы хочу продолжить работать педагогом, – говорит он. – Дворец на Миусах дает очень много возможностей. Главное, чтобы ты горел своим делом!
Гул детских голосов наполняет холл Дворца творчества детей и молодежи на Миусах. Одни занятия завершились, другие вот-вот начнутся: жизнь во дворце кипит.
Девочки лет восьми показывают друг другу на смартфонах, какие фотографии у них получились. Слышно:
– Этот красный фон точно привлечет внимание моих подписчиков.
Оказалось, они занимаются на занятиях «Мобильная фото- и видеосъемка». Двенадцатилетние подростки произносят слова на непонятном языке и смеются. Что за язык такой? Говорят:
– Китайский!
И добавляют:
– Это очень перспективно, китайский скоро будет важнее английского языка.
На руках у мамы малыш месяцев пяти. Очевидно, что он и ходить еще не умеет. Мама поясняет:
– Мы с трех месяцев ходим на занятия в бассейн, на Миусах есть плавание для грудничков. Здесь очень деликатный педагог, ведь самое важное для всех малышей – это правильное знакомство с водой. Нужно подружиться с ней и ничего не испугаться. А еще здесь столько спортивного инвентаря, игрушек для занятий! Я плаваю вместе со своим малышом, это такое удовольствие!
Педагог Дворца на Миусах по современному танцу Диана Номан встречает у входа совсем уже взрослых ребят – школьников старших классов. Они занимаются в Предуниверсарии Российского государственного гуманитарного университета, находящегося по соседству с Миусами. А во дворце они параллельно посещают интересные им спортивные и танцевальные программы. Доносятся фрагменты обсуждения насущных тем: новостей из жизни лидеров мнений, звезд Интернета и кинематографа.
Все эти дети такие разные, каждый пришел во Дворец на Миусах со своей задачей, и все они нашли здесь возможности для их решения.
Чтобы понять философию Дворца творчества детей и молодежи на Миусах, разобраться, почему мастера спорта и заслуженные педагоги хотят здесь работать и как в бюджетном учреждении дополнительного образования смогли появиться великолепно оборудованная кулинарная мастерская, первоклассный кабинет робототехники, автогородок, гончарная мастерская, студия скульптуры, программы по арт-фехтованию, стрельбе из лука, чирлидингу и 3D-моделированию и многое другое, следует почитать страницу директора Ольги Николаевны Коровацкой в социальной сети «ВКонтакте». На этой же странице можно встретить ее слова: «Наш Дворец на Миусах со всей душой работает для того, чтобы во всех семьях дети были радостные и счастливые!»
Радость, счастье и здоровье детей – бесспорно, самые важные приоритеты каждой семьи. Ведь именно семья в первую очередь закладывает в ребенка ценности, создает паттерны поведения в обществе, обучает взаимоотношениям с другими людьми. Любовь родителей взращивает у ребенка чувство уверенности в себе и становится важнейшей опорой на всю жизнь, неисчерпаемым ресурсом для любых свершений. Семья может заметить и поддержать разные интересы ребенка, создать условия для разностороннего развития его личности, дать возможность найти свое хобби или даже любимую будущую профессию, которая впоследствии станет бескрайним пространством для совершенствования талантов. Слова директора Ольги Коровацкой именно о том, что Дворец на Миусах помогает детям в семье быть радостными, счастливыми и раскрыть свои таланты.
Дополнительное образование, предлагая разнообразие практико-ориентированных занятий, обеспечивает детям и подросткам возможность узнать себя лучше – выявить то новое, что увлечет, что уже удается особенно легко и доставляет удовольствие.
Дворцы творчества позволяют детям попробовать себя в абсолютно разных сферах: прикладные занятия, командный или индивидуальный спорт, технические и естественные науки, творческие кружки, иностранные языки и IT. Пробуя разное, ребенок, руководствуясь практикой, а не гипотезами, может сказать, к какому направлению у него лежит душа, и выбрать любимое дело.
Ребенок может также заниматься одновременно по нескольким программам, развиваться в нескольких направлениях, составив удобное для себя расписание. Например, можно сделать так, чтобы все занятия были в один день, или же, напротив, выбрать два-три дня, когда ребенку будет удобно посещать кружки после школьных уроков.
– Расписание занятий мы выстраиваем так, чтобы ребенок при желании 3-4 часа в день мог проводить во дворце, посещая подряд несколько занятий разных направленностей. Например, программирование, танцы и футбол. В это время взрослые также могут посещать занятия дополнительного образования, у нас очень много программ от 18 лет, включая бассейн, и их стоимость в 1,5-2 раза ниже аналогов в коммерческом секторе. В этом смысле Дворец на Миусах становится местом интересного и полезного обучения и досуга для всей семьи. После занятий родители и дети еще долго обсуждают, кто чему научился, как было здорово на занятии, – рассказывает руководитель учебной части Дворца на Миусах Наталья Евгеньевна Мушкова.
Во Дворце на Миусах сегодня более 700 программ дополнительного образования, по которым занимаются почти 9000 детей. За последние шесть лет число учащихся выросло почти в 6 раз, а число программ – в 4.
Каждые выходные на Миусах проходят мастер-классы для детей или всей семьи. Особенно популярны кулинарные, где мама или папа и ребенок пекут кексы, печенье, торты, а затем все вместе пьют чай. В течение года во дворце проходит много мероприятий для всей семьи: спортивные эстафеты, квесты, встречи с интересными спикерами.
Занятия помогают сформировать первые профессиональные навыки и компетенции. Часто такое образование становится мостиком к следующей ступени – среднему или высшему образованию. Выбирая специальность, дети ориентируются на то дело, которое им нравится и которое принесло первые результаты, победы и признание авторитетов. Главное – почти все программы дополнительного образования детей и подростков в Москве бесплатны, чтобы помочь ребенку, нужны только желание и участие родителей.
– Каждый ребенок талантлив! Важно помочь ему понять и раскрыть свой талант, – говорит Ольга Николаевна Коровацкая, которая начала руководить Дворцом на Миусах шеcть лет назад. – Родители могут помочь ребенку сделать это, дав ему возможность пробовать себя в разном и сделать выбор самостоятельно. Я всегда говорю родителям: «Ребенок – это такой же человек, как и вы, только маленького роста».
Именно на занятиях дополнительного образования дети создают прикладные проекты и овладевают навыками, которые можно представить на конкурсах. Они получают важный опыт соревнований, знакомятся с тем, что умеют другие дети, осознают свой уровень. Опыт сверстников погружает ребят в конкурентную реальность, показывает, сколько необходимо работать, чтобы добиться результатов. Подготовка и участие в конкурсах воспитывают в ребенке очень много важных качеств: терпение, понимание важности регулярных занятий, умение повторять одни и те же действия для овладения навыком на высоком уровне.
– Важно поддержать ребенка в случае неудачи и быть рядом. А если он победил, суметь выразить, насколько это значимое достижение, – говорит педагог Дворца на Миусах по робототехнике Мария Дмитриевна Надебская.
Ее воспитанники ежегодно становятся победителями, лауреатами или финалистами главных конкурсов в своем направлении: «Мастерята», «КосмоРоботс», «РобоТемка».
– Для награды нужно пройти путь, и чем он сложнее, тем приятнее победа. Работа педагога с ребенком становится определяющим фактором. В подростковом возрасте детям особенно нужен надежный взрослый, который ведет ребенка к его достижениям, а иногда даже к выбору профессионального пути в дальнейшем, – отмечает педагог Надебская.
В этом отношении дополнительное образование также формирует у ребенка представление и положительный опыт того, как взрослый должен взаимодействовать с ребенком, становясь для него поддержкой и опорой. Помогать детям познавать себя и раскрывать свои таланты при поддержке компетентных взрослых – вот миссия Дворца творчества на Миусах.
Наталия ИВАНОВА, Дворец творчества детей и молодежи на Миусах
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».