С чего начинается Родина? Наверное, многим, вспомнившим слова этой песни из кинофильма «Щит и меч», захотелось продолжить: «С картинки в твоем букваре…» Что такое Родина? Родина – глубокое и безграничное понятие, и у каждого оно свое. Кто-то вспомнит место, где родился и вырос, где прошли детство и юность, где был беззаботен и счастлив, куда возвращаясь, человек ощущает уют и комфорт, где каждый уголок согревает сердце. Для других Родина неразрывно связана с семьей, со временем, проведенным в кругу близких, дорогих сердцу людей. Несомненно, семья играет важную роль в жизни каждого человека. Родители и близкие показывают пример гармоничных отношений, закладывают нравственные и моральные принципы, прививают любовь к культуре, искусству и, конечно, к своей стране.
Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений
С детства мать знакомит своего малыша с народным фольклором, напевая колыбельные песни и потешки. Когда малыш подрастает, рассказывая сказки, мама учит правилам жизни, а загадывая загадки, развивает умение анализировать и мыслить. Семья впервые знакомит ребенка с искусством: с классической музыкой отечественных композиторов, живописью прославленных художников, первыми театральными постановками на большой сцене. Посещая музеи, ребенок ненавязчиво изучает историю, а путешествуя по стране, совместно с родителями познает культуру и традиции народов России, восхищается достопримечательностями, узнает о природных богатствах.
Подрастая, дети обретают еще одну семью: школьный коллектив и учителей, которые помогают не только овладевать знаниями, но и учиться гармонично выстраивать отношения с миром и самим собой.
В школе также проводится много занятий, которые формируют нравственные качества ученика. Среди них «Разговоры о важном», где обсуждаются нравственные вопросы, проблемы человеческих ценностей, в их числе дружба и уважение, милосердие и справедливость, формируется гражданская позиция на основе исторической памяти и гордости за свои страну и народ.
Современный подход в образовании предполагает межпредметную связь истории с другими дисциплинами: обществознанием и культурологией, литературой и русским языком, географией и биологией, изобразительным искусством и музыкой. Узнавание своей страны, гордость за ее достижения и открытия, уважение к традициям и создание новой истории – все это способствует формированию патриотизма. Все эти задачи школа решает разными способами, один из них – знакомство с культурно-историческими традициями, школьные экскурсии.
Взаимодействие школы и семьи в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения является неотъемлемой частью системы школьного обучения. Внеурочная деятельность и различные классные мероприятия расширяют мировоззрение школьников, обогащают представления об истории и культуре своего народа.
В истории каждого народа есть значимые события, имеющие непреходящую ценность для осознания себя народом. Таковым событием для Руси по праву считается Куликовская битва, значение которой до конца не оценено.
Историю Куликовской битвы рассказывали не раз. И не только в учебниках и научной литературе, но и в музейных экспозициях. Ее собирали по крупицам на протяжении многих столетий. Рассказ о сражении здесь ведется с разных точек зрения, начиная с летописных данных самого полного литературного памятника «Сказание о Мамаевом побоище» и завершая научным взглядом на сражение. На несколько часов ребята погрузились в мир Средневековья, ознакомились с артефактами XIV века, испробовали различные техники и приемы сражений, актуальные в период Куликовской битвы.
Путешествие класса с родителями и педагогом продолжилось в селе Себино в Тульской области, в 11 км от Куликова поля. Село Себино – родина святой праведной старицы Матроны, московской чудотворицы. Почитаемая всей Россией, Матрона была прихожанкой местного храма. Ребята вели беседы о духовно-нравственных ценностях, о сострадании и милосердии.
А еще во время путешествия мы постарались освоить искусство приготовления тульских пряников по старинному рецепту, все изделия получились вкусными и ароматными. Прекрасную сладкую паузу дополнил травяной чай, приготовленный в тульском самоваре.
В рамках программы «Движения первых» учащиеся нашей школы совместно с родителями посетили музей «Ясная Поляна», усадьбу великого русского писателя. Ученики ознакомились с историей родового гнезда Толстых, посетили дом семьи, прониклись атмосферой, в которой создавал литературные шедевры Лев Николаевич. Ребята побывали и на могиле русского классика – месте паломничества всех поклонников творчества Льва Николаевича. Эта поездка дала возможность увидеть, каков был уклад жизни одной из самых известных семей России, ознакомила с новыми фактами биографии писателя, приоткрыла секреты его мастерства, связанные с семейными традициями Толстых.
Знакомство с историей, культурой, традициями и бытом нашего народа, разговоры о нравственности в такой неформальной обстановке всегда продуктивны, а подобные поездки остаются и в сердце, и в памяти школьников на долгие годы.
В рамках внеурочной деятельности по функциональной грамотности учащиеся делились впечатлениями о семейных поездках по городам нашей страны:
– Я был в прекрасном городе Санкт-Петербурге. В этом городе живут бабушка и дедушка, двоюродные братья и лучший друг! В Петербурге люблю Исаакиевский собор. Он очень большой, а с его смотровой площадки открывается вид на весь город. Самый красивый остров в окрестностях города – Елагин. Там очень красиво: много цветов и чудесных мест для прогулок. А к фонтанам Петергофа мы возвращаемся каждый год. Они поражают своими величием и красотой…
– Летом с родителями мы поехали в далекое и увлекательное путешествие по России… В Казань. Город, который славится своими церквями и соборами. В Казани спокойная и загадочная атмосфера. Все церкви большие и красивые. Россия – действительно удивительная и очень разнообразная страна. Я горжусь этим!
– Вместе с мамой я побывал в Горно-Алтайске и Барнауле. Эти города наполнены энергией природы… Это путешествие мне подарило много новых впечатлений.
– В новогодние каникулы мы с семьей побывали в Коломне. Было очень холодно, но красиво. В этом городе много церквей и музеев. Больше всего мне понравился музей хлеба. Было очень интересно послушать, как готовят хлеб разных видов…
– По пути на дачу мы всегда заезжаем в Коломну. Мне очень нравится этот миниатюрный городок. Там можно погулять по уютным малолюдным улочкам и отведать гусарскую пастилу…
Посещая разные города и их достопримечательности, учащиеся не только обогащают свои знания по истории и культуре нашей страны, но и прекрасно проводят время со своими семьями. «Семья – это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности», – подчеркивал в своем обращении Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.
Екатерина ВЯЛОВА, учитель русского языка и литературы школы №1529 имени А.С.Грибоедова
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».