Найти тему
Учительская

Глубокое и безграничное

С чего начинается Родина? Наверное, многим, вспомнившим слова этой песни из кинофильма «Щит и меч», захотелось продолжить: «С картинки в твоем букваре…» Что такое Родина? Родина – глубокое и безграничное понятие, и у каждого оно свое. Кто-то вспомнит место, где родился и вырос, где прошли детство и юность, где был беззаботен и счастлив, куда возвращаясь, человек ощущает уют и комфорт, где каждый уголок согревает сердце. Для других Родина неразрывно связана с семьей, со временем, проведенным в кругу близких, дорогих сердцу людей. Несомненно, семья играет важную роль в жизни каждого человека. Родители и близкие показывают пример гармоничных отношений, закладывают нравственные и моральные принципы, прививают любовь к культуре, искусству и, конечно, к своей стране.

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

С детства мать знакомит своего малыша с народным фольклором, напевая колыбельные песни и потешки. Когда малыш подрастает, рассказывая сказки, мама учит правилам жизни, а загадывая загадки, развивает умение анализировать и мыслить. Семья впервые знакомит ребенка с искусством: с классической музыкой отечественных композиторов, живописью прославленных художников, первыми театральными постановками на большой сцене. Посещая музеи, ребенок ненавязчиво изучает историю, а путешествуя по стране, совместно с родителями познает культуру и традиции народов России, восхищается достопримечательностями, узнает о природных богатствах.

Подрастая, дети обретают еще одну семью: школьный коллектив и учителей, которые помогают не только овладевать знаниями, но и учиться гармонично выстраивать отношения с миром и самим собой.

В школе также проводится много занятий, которые формируют нравственные качества ученика. Среди них «Разговоры о важном», где обсуждаются нравственные вопросы, проблемы человеческих ценностей, в их числе дружба и уважение, милосердие и справедливость, формируется гражданская позиция на основе исторической памяти и гордости за свои страну и народ.

Современный подход в образовании предполагает межпредметную связь истории с другими дисциплинами: обществознанием и культурологией, литературой и русским языком, географией и биологией, изобразительным искусством и музыкой. Узнавание своей страны, гордость за ее достижения и открытия, уважение к традициям и создание новой истории – все это способствует формированию патриотизма. Все эти задачи школа решает разными способами, один из них – знакомство с культурно-историческими традициями, школьные экскурсии.

Взаимодействие школы и семьи в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения является неотъемлемой частью системы школьного обучения. Внеурочная деятельность и различные классные мероприятия расширяют мировоззрение школьников, обогащают представления об истории и культуре своего народа.

В истории каждого народа есть значимые события, имеющие не­пре­­хо­дя­щую ценность для осознания себя народом. Таковым событием для Руси по праву считается Куликовская битва, значение которой до конца не оценено.

Историю Куликовской битвы рассказывали не раз. И не только в учебниках и научной литературе, но и в музейных экспозициях. Ее собирали по крупицам на протяжении многих столетий. Рассказ о сражении здесь ведется с разных точек зрения, начиная с летописных данных самого полного литературного памятника «Сказание о Мамаевом побоище» и завершая научным взглядом на сражение. На несколько часов ребята погрузились в мир Средневековья, ознакомились с артефактами XIV века, испробовали различные техники и приемы сражений, актуальные в период Куликовской битвы.

Путешествие класса с родителями и педагогом продолжилось в селе Себино в Тульской области, в 11 км от Куликова поля. Село Себино – родина святой праведной старицы Матроны, московской чудотворицы. Почитаемая всей Россией, Матрона была прихожанкой местного храма. Ребята вели беседы о духовно-нравственных ценностях, о сострадании и милосердии.

А еще во время путешествия мы постарались освоить искусство приготовления тульских пряников по старинному рецепту, все изделия получились вкусными и ароматными. Прекрасную сладкую паузу дополнил травяной чай, приготовленный в тульском самоваре.

В рамках программы «Движения первых» учащиеся нашей школы совместно с родителями посетили музей «Ясная Поляна», усадьбу великого русского писателя. Ученики ознакомились с историей родового гнезда Толстых, посетили дом семьи, прониклись атмосферой, в которой создавал литературные шедевры Лев Николаевич. Ребята побывали и на могиле русского классика – месте паломничества всех поклонников творчества Льва Николаевича. Эта поездка дала возможность увидеть, каков был уклад жизни одной из самых известных семей России, ознакомила с новыми фактами биографии писателя, приоткрыла секреты его мастерства, связанные с семейными традициями Толстых.

Знакомство с историей, культурой, традициями и бытом нашего народа, разговоры о нравственности в такой неформальной обстановке всегда продуктивны, а подобные поездки остаются и в сердце, и в памяти школьников на долгие годы.

В рамках внеурочной деятельности по функциональной грамотности учащиеся делились впечатлениями о семейных поездках по городам нашей страны:

– Я был в прекрасном городе Санкт-Петербурге. В этом городе живут бабушка и дедушка, двоюродные братья и лучший друг! В Петербурге люблю Исаакиевский собор. Он очень большой, а с его смотровой площадки открывается вид на весь город. Самый красивый остров в окрестностях города – Елагин. Там очень красиво: много цветов и чудесных мест для прогулок. А к фонтанам Петергофа мы возвращаемся каждый год. Они поражают своими величием и красотой…

– Летом с родителями мы поехали в далекое и увлекательное путешествие по России… В Казань. Город, который славится своими церквями и соборами. В Казани спокойная и загадочная атмосфера. Все церкви большие и красивые. Россия – действительно удивительная и очень разнообразная страна. Я горжусь этим!

– Вместе с мамой я побывал в Горно-Алтайске и Барнауле. Эти города наполнены энергией природы… Это путешествие мне подарило много новых впечатлений.

– В новогодние каникулы мы с семьей побывали в Коломне. Было очень холодно, но красиво. В этом городе много церквей и музеев. Больше всего мне понравился музей хлеба. Было очень интересно послушать, как готовят хлеб разных видов…

– По пути на дачу мы всегда заезжаем в Коломну. Мне очень нравится этот миниатюрный городок. Там можно погулять по уютным малолюдным улочкам и отведать гусарскую пастилу…

Посещая разные города и их достопримечательности, учащиеся не только обогащают свои знания по истории и культуре нашей страны, но и прекрасно проводят время со своими семьями. «Семья – это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности», – подчеркивал в своем обращении Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Екатерина ВЯЛОВА, учитель русского языка и литературы школы №1529 имени А.С.Грибоедова

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».