Людям свойственно ненавидеть только тот факт, что капитал не у них. Когда же он оказывается у них, они очень даже не против капитализма.
Отказаться от всех благ капитализма, от возможности потребления очень сложно, как раз потому что схема взаимоотношений в обществе пронизана алчностью человека.
Недавно прочитала у Мироновой серию сторис о демонстративном потреблении с целью вызвать зависть.
У Веблена есть книга «Теория праздного класса», где он подробно изложил, как вырабатываются правила и навыки праздности. Причем, каждый из слоев общества стремится во что бы то ни стало перенять задатки вышестоящего по иерархии (а иерархией при капитализме служит непосредственно твой материальный достаток). Получаем почти что обезьян и их принципы выстраивания своего обезьяньего общества.
Людям с капиталом даже нужно демонстрировать свои возможности, чтобы продолжать оставаться на верхних позициях (мы же знаем, за кем больше всего следят в запретграме - за теми, кто выкладывает деньги пачками, пишет о запусках на миллионы и постит фото с сумками Биркин, Гелендвагенами и бриллиантовыми кольцами). То есть нужно постоянно демонстрировать свой высокий уровень потребления, даже если эти вещи совсем не функциональны, и в принципе, без них можно обойтись. Тем самым ты обеспечиваешь себе свое положение на верхних строчках. Такая дамочка в брендовых шмотках автоматически показывает всем остальным "обезьянам" женского рода, что она имеет многое, в обществе она на хорошем счету, ну и у ее самца хороший счет в банке, извиняюсь за тавтологию.
Иногда высокое потребление бывает даже обременительным для того, кому нужно проделывать все эти манипуляции по демонстрации. Я вспоминаю в этой связи, например, принцессу Диану и ее ненависть к Короне, ее нежелание быть "в семье", ее внутреннее несогласие (и неготовность следовать нормам) с уставом, правилами поведения, а также ее стремление идти наперекор.
За чем наблюдают люди? Чему завидуют? Что хотят заполучить себе? В первую очередь, это самые разнообразные атрибуты человеческой жизни, начиная от жилища и его обстановкой и заканчивая разными экзотическими путешествиями, шмотками, едой. К примеру, выложить утром авокадо на тарелке - тоже ведь своего рода "отделение" от общества и демонстрация того, что "я, мол, право имеющий".
Также Веблен в своей книге указывает на такое понятие как "денежная сила". Именно денежная сила, по его мнению, оказывает влияние на людей. А чтобы ее демонстрировать, ты должен как можно больше потреблять и заставлять других смотреть на это.
А теперь представьте, его труд о "праздном классе" увидел свет в 1899 году. С тех пор многое что изменилось, черты "праздного класса" еще более исказились. Теперь в праздный класс можно записывать блогеров, инфоцыган. Они не участвуют в создании каких-то материальных ценностей, и они делают деньги буквально из воздуха. Вещи вконец обрели власть над людьми, поработили их сознание. Появились какие-то специфические мерки престижа, потребление напоказ еще больше упрочило свои позиции.
Большой кусок в его труде посвящен и моде, феномен которой я исследую на протяжении всей своей жизни. Но несколько лет назад пришла к выводу, что следует концентрироваться все же на стиле. Потому что мода - это скоропортящийся продукт. Хотя это самый быстрый способ демонстрации должного уровня потребления. Особенно, если ты носишь вещи ярлычками наружу или, как блогер, постоянно показываешь их в своих соцсетях (чтобы другие обезьяны завидовали, копили, брали кредиты или оплачивали долями и покупали).
Каноны красоты тоже явно сменились, если брать то время и сейчас. В 19 веке явно не было пока еще надутых губ и силиконовых грудей, которые стали тоже своеобразной отличительной особенностью женщин высокого сословия. Поэтому обезьяны попроще, с доходом пониже, все равно тянутся за теми, кто им это продемонстрировал (за "платежеспособными" и денежными, так сказать) и несут свои зарплаты надомным косметологам, чтобы уколоть непонятный состав в свое лицо.
Появилась и тенденция, особенно в мегаполисах (недавно я читала о Москве), когда мужчины среднего возраста (не звезды, не артисты) тоже начали прибегать к разного рода инъекциям, чтобы выглядеть моложе, свежее, глаже с лица. Они скоро наравне с женщинами будут колоть ботокс и филлеры, раздувая сферу косметологии, которая и так лопается от денег. Уже колют.
Факты "вкалывания" себе чего-то, возможности это сделать - тоже есть демонстрация своего богатства. Поэтому телочки показывают фото из белых кабинетов косметологических клиник.
Путешествия и красивые фото из разных стран - такая же показуха. Кто-то хочет поделиться своими знаниями об архитектуре? Или может быть кто-то желает вам просветления своими речами о каком-то там ретрите в Южной Америке? Все это не более чем демонстрация факта: "Я сижу на ветке выше. Ты меня не достанешь". Такие люди автоматически вызывают интерес других - тех, как раз, кто этого себе позволить пока не может.
Таким образом, любой предмет роскоши приобретается с целью вызвать зависть окружающих. Покупатель намеревается всем заявить о том, что он вот смог. А ты поди попробуй.
P.S. Как блогер, тем более как модный блогер, я понимаю, о чем пишу. И этот механизм не более, чем часть моей работы. Здесь так же, как с решебником по математике: если ты тупо списал и получил свою "пятерку", ты не усвоил материал. Но если ты списал и разобрался в механизме, понял решение, считай уже, обратил это знание в свою пользу. Согласна ли я отказаться от демонстративного потребления? В жизни, я бы не сказала, что у меня много предметов роскоши, хотя, конечно, смотря, как что и с чем сравнивать. А с другой стороны, у меня-то и подписчиков не очень много, то есть тех, кто целенаправленно следил бы за мной и хоть чему-то да завидовал.
У Мироновой был еще обозначен негласный лозунг демонстративного потребления: "Для человека важнее то, что о нем подумают, нежели то, кто он есть на самом деле". И к сожалению, на свете очень много людей, которые стали "червивыми", заразившись идеями капитализма - желанием поглощать как можно больше и как можно лучше. Я надеюсь, что хоть и списываю с решебника, но задачки разбираю и начинаю понимать, что к чему.