В школе №2124 обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, осваивающие адаптированные основные общеобразовательные программы. Для того чтобы обеспечить их особые образовательные потребности, организовать специальные условия для гармоничного воспитания и образования, развития жизненных компетенций и становления личности, важно партнерство семьи и школы. Такой союз является мощным ресурсом социализации и социальной адаптации для наших учеников.
Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений
В школе есть замечательная традиция проведения мастер-классов от родителей. Это очень эффективная ресурсная форма взаимодействия с семьей особого ребенка.
Среди родителей наших учеников много профессионалов в области культуры и искусства, талантливых мастериц и рукодельниц, способных поделиться своим опытом, спортсменов и практикующих тренеров, педагогов, врачей. И конечно, в течение учебного года мы с удовольствием привлекаем самых активных к проведению мастер-классов для ребят. Их тематика и направления разнообразны. Мы расскажем лишь о некоторых из них в качестве примера.
В рамках развития творческих способностей детей в канун Нового года мама ученицы 3‑го класса провела мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству: вместе с одноклассниками они сделали традиционный новогодний венок, украсив его авторскими находками. Дети и педагоги испытали настоящий восторг и вдохновение! Они декорировали деревянные резные фигурки со своими именами, учились работать с глиттером (блестками). В результате яркая декоративная работа украсила школьную выставку поделок «Новогоднее чудо».
С удовольствием включаются ребята и в спортивные активности, направленные на формирование и развитие установок на ведение здорового образа жизни. Спортивный мастер-класс «Ура, каникулы!» с элементами игровой деятельности провела для учеников третьих классов мама – профессиональный педагог-хореограф и артистка балета, инструктор по адаптивной физической культуре и фитнесу, активная участница классных и школьных спортивных мероприятий. Дети с радостью выполняли задания, направленные на развитие внимания, координации движений, моторики, ритма и слуха, умения взаимодействовать в парах. Такие двигательные активности с элементами игровой деятельности необходимы ученикам начальной школы для выхода энергии после уроков, а также являются хорошим эмоциональным настроем на каникулы.
Мастер-классы проходят в нашей школе как самостоятельные воспитательные мероприятия, а также входят в план проведения различных тематических акций, профилактических недель, общешкольных событий, посвященных праздничным и памятным датам.
С удовольствием участвуют в активностях не только мамы, но и папы. Дети с нетерпением ждут встречи с родителями в рамках Всероссийской акции «Папин день календаря», когда папы проводят интересные мастер-классы по правилам дорожного движения и поведения в метро, пожарной безопасности, рассказывают о здоровом образе жизни и распорядке дня, учат ребят делать гимнастику и готовить вкусный завтрак, петь и играть на гитаре. Такие практические занятия вызывают у детей живой интерес и особое внимание, потому что проводят их папы! Традиционными стали также мастер-классы «Вместе с мамой» на День матери, которые объединяются в общий школьный флешмоб.
На празднике, посвященном Международному дню мира, папа ученика собрал команду единомышленников и провел для начальной школы яркую игровую программу «Мировой день» с мастер-классами на командообразование под руководством рыцарей добра, которые учили ребят договариваться между собой, слушать друг друга, доверять, брать на себя ответственность. Сколько радости было у ребят от взаимодействия со взрослыми людьми, которые в знак дружбы подарили им незабываемые впечатления!
Эта форма семейной активности имеет успех не только среди учеников начальных классов. Наши старшеклассники охотно знакомятся с профессиями на практике через профессиональные пробы, которые включены в систему профориентационных мероприятий. И тут нам тоже помогают родители. Мама наших учеников, профессионал своего дела, провела профпробы по профессии «фотограф», открыв для ребят новый взгляд на мир через оптику. Ребята узнали о жанрах фотографии как вида изобразительного искусства, получили базовые знания о технических характеристиках, влиянии света, цвета, композиции, ракурса на качество фотографии. Ученики практиковались в съемке натюрморта, попробовали рисовать светом.
Все эти формы активностей встраиваются в программу воспитания школы и удачно дополняют традиционные воспитательные практики.
В чем мы видим значимость и ценность проведения семейных мастер-классов? В первую очередь это позитивный жизненный настрой и эмоциональный подъем от совместной деятельности, который испытывают все участники мастер-классов – дети, родители, учителя. Именно в совместной деятельности широко раскрывается творческий потенциал наших ребят, развиваются их способности, мы все учимся объединять усилия для достижения общего результата, создания единого воспитательного пространства. У родителей появляется возможность по-новому взглянуть на своих детей, увидеть их успехи, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Дети в свою очередь рады видеть в школе своих мам и пап не в качестве зрителей, а в позиции лидеров и успешных наставников. Они испытывают чувство гордости за родителей, повышается их мотивация на достижение успехов в творчестве, спорте, учебе.
Школа становится местом объединения семьи и педагогов для осуществления единой цели воспитания подрастающего поколения.
Светлана КАПУСТИНА, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями школы №2124 «Центр развития и коррекции»;
Любовь ПОНОМАРЕВА, педагог-психолог школы №2124 «Центр развития и коррекции»
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».