Под размеренный ход напольных часов проходит наша беседа с выпускником 1990 года, председателем управляющего совета школы №123 Владимиром КОТТОМ. Звуки часового механизма как будто уносят нас в 80‑е годы прошлого века, когда братья-близнецы Володя и Саша учились в школе, переживали свои первые актерские успехи в школьном театре «Раз. Два. Три».
– Владимир Константинович, сегодня вы известный сценарист и режиссер театра и кино. В своей фильмографии имеете более 30 кинофильмов. Ваши работы отмечены наградами всероссийских и зарубежных кинофестивалей. Как начинался ваш путь в профессию? Какую роль сыграла наша школа в поиске призвания?
– Мы с братом любили театр, стали посещать кружок при одном театре в центре Москвы. Это были интересные занятия. Здесь мы впервые вышли на сцену, получили свои первые роли в спектакле. Но мы тратили много времени на дорогу – сначала ехали в школу в районе, потом спешили в театр, возвращались домой поздно.
Рядом с театром была школа, при которой открылся первый театральный класс в городе. Наше с братом решение было очевидным: мы стали учиться в школе №123. Родители поддержали наш выбор. Хотя нам было всего-то по 11 лет, да и дорога была довольно дальняя, на метро, потом на троллейбусе до консерватории, но мы были вдвоем и оттого чувствовали себя в безопасности.
Школьные уроки и занятия захватывали, учиться было интересно, здесь приобретали важные навыки актерского мастерства. Знаете, так получилось, что мы полюбили эту школу. Эта любовь не отпускает до сих пор.
– Каким был ваш первый учитель и за что вы ему благодарны?
– Мой первый учитель Галина Анатольевна Бодьянова. Именно ей я благодарен, что полюбил приходить в школу! Она вела свои уроки так, что каждый раз изучение какой-то темы было открытием. То ли нажимала какие-то незаметные клавиши, то ли мое детское любопытство, а может, и то и другое одновременно, но мне хотелось учиться. Это были не вопрос конкурентной среды, не стремление «я хочу быть отличником». Галина Анатольевна смогла пробудить мой интерес к учебе и постоянному открытию чего-то нового, воспитать любовь к творчеству. Вот в этом она, конечно, мне помогла.
– Какие жизненные ценности были привиты в школе?
– Вопрос сложный. Ценности прививаются не только в школе, но и в семье. Нам повезло, школа и наша интеллигентная семья были как бы на одной волне. Но именно в школе нас учили правильно общаться с разными людьми – подростками и взрослыми. Люди все разные, и мы разные. У всех разные темперамент, характер, желания. Именно в школе я научился общаться так, что у меня не было врагов. Это не значит, что подлизывался или покупал дружбу. Нет. Просто школа научила меня не бояться людей!
И еще. Я уже говорил, что школа научила меня учиться. Для меня это главное достижение в жизни. Я постоянно учусь. Это не вопрос знаний, это вовлеченность в процесс. Сейчас я сам преподаю, но продолжаю учиться. И это все благодаря школе.
– Как вы учились? Можно ли было вас отнести к прилежным ученикам?
– Учился довольно средне. Среди четверок и пятерок временами пробегали двойки. Но от мамы, корректора в крупном издательстве, я унаследовал врожденную грамотность. Я мог не знать правил, но диктанты писал на «отлично». Недавно, разбирая свои старые архивы, нашел школьные грамоты. Оказывается, я уже и забыл, два года подряд в городе занимал 2‑е и 3‑е места на олимпиаде школьников по русскому языку.
Я много читал. Страсть к чтению пробудилась в семье, а в школе она получила свое развитие. Могу с гордостью сказать, что прочитал все произведения, которые входили в школьную программу.
Но что хочу особо отметить: в школе я никогда не гнался за оценками. Они не так важны для жизни. Главное, чтобы человек вышел из школы хороший, достойный. Вот главная школьная оценка!
– Было ли у вас в школе любимое место?
– Радиорубка. Каждую перемену с друзьями собирались в комнате, наполненной множеством аппаратуры. Мне давали ключи. Здесь я засиживался допоздна, делал радиопередачи, потом транслировал на всю школу. Это было большое доверие для меня со стороны учителей. Пожалуй, подготовка радиопередач стала моим первым опытом на пути к профессии сценариста.
– Была ли у вас в детстве мечта? Сбылась ли она?
– Мечта была! Рядом с метро продавалось мороженое. Я экономил на всем, только чтобы съесть мороженое. И я думал: вот вырасту и каждый день буду есть мороженое! Но повзрослев, понял, что хочу быть режиссером. Вот эта моя мечта сбылась.
– Представим на минутку, что волшебство существует. Что бы вы сделали, если бы утром проснулись министром просвещения?
– Отменил бы все эти диагностики, убрал бы череду тестов. Столько сил они отнимают у детей! На мой взгляд, оценка за тесты не может быть адекватной, так как не отражает динамику развития ребенка. Для кого-то дорасти до качественной четверки большой успех! И когда оценка становится не мерилом достижений ученика в процессе учебы, а элементом какой-то статистики и рейтингования, – это плохо.
ОГЭ и ЕГЭ оставил бы. Но точно изменил бы содержательно и организационно. Выполняя задания экзамена, дети должны размышлять, решать, оформлять решение, писать осознанные тексты. При этом атмосфера экзамена должна быть комфортной.
– Каким был самый лучший совет, который вам дали и который вы передали своим детям?
– На уроке физкультуры я сломал руку. Стремился сделать акробатическое упражнение лучше всех своих одноклассников, забыл о безопасности. Когда рука зажила и я вернулся на урок, учитель дал мне первое задание. Надо было нарисовать плакат, где крупно написать правило: «Не делай как лучше, а делай как надо!»
Для меня этот принцип стал очень важным в жизни. Потому что, когда делаешь «как надо», результат автоматически будет лучше! И мои дети это хорошо знают.
– Хотели бы вы своим детям свою судьбу?
– Вот этого я точно не хочу! Дети творческие. Двое старших окончили, дочка учится в школе №123. Почему такой выбор? Да, я выбирал как отец. Был в разных школах, приходил, садился около гардероба и слушал речь старшеклассников. Не скажу, что общение ребят меня радовало…
И вот через несколько лет я вернулся в свою родную школу. Сидя на лавочке, внимательно вслушивался в детскую речь, пытался услышать то, что всегда режет слух. Ребята общались вежливо, доброжелательно, что-то заинтересованно обсуждали. Я был очень рад, что в школе сохранилась почти семейная атмосфера тепла, общения и традиций. То, как легко первоклассник обращается с вопросом к старшекласснику, получает ответ, помощь, дорогого стоит.
Поэтому мои дети в этой школе. Но это не стремление передавать профессию по наследству. Очень хочу, чтобы мои дети были похожи не на родителей, а на самих себя. Пусть ребенок сам выберет свою судьбу, а школа поможет правильно подготовиться к жизни.
Я полюбил приходить в школу. Раньше ребенком, теперь взрослым и состоявшимся человеком. Помню строчки гимна: «Школа моя театральная в центре Москвы на Никитской. // Была ты от дома дальняя, стала совсем очень близкой». По большому счету изменились люди, технологии, оборудование. Пусть неизменными остаются традиции единения семьи и школы.
Юрий БАЙКОВ, заместитель директора школы №123
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».