В течение нескольких десятилетий после окончания Второй мировой войны мир практически полностью перешел на использование так называемых «основных боевых танков». И если средние и тяжелые машины все еще применялись в годы холодной войны, то первыми из бронетанкового семейства фактически полностью выбыли легкие танки. Однако, в начале нового столетия ветер в сфере танкостроения вновь переменился, и теперь конструкторы все чаще обращаются к идее создания сверхподвижных легкобронированных танков.
Справедливости ради стоит отметить, что в годы первой холодной войны легкие танки никогда не исчезали полностью: французские AMX-13, британские FV101 «Scorpion», американские «Stingray», китайские Тип 62, австрийские Steyr SK 105 – список можно продолжить. При этом если посмотреть на легкие танки холодной войны, в них будет сложно узнать те крошечные (относительно) боевые машинки времен Второй мировой войны будь то советский Т-70, немецкий Pz.II «Luchs» или американский М5 «Стюарт». В современных легких танках все чаще узнаются не то самоходки, не то БМП или БТР. К слову, развитие последних двух видов боевой техники во многом способствовало сокращению количества легких танках в современных армиях.
Сегодня под легким танком, как правило, подразумевают гусеничную или колесную машину, способную двигаться быстрее и дальше ОБТ, но при этом имеющую более слабое бронирование. При этом вооружение современного легкого танка может быть аналогичным вооружению полноценного основного боевого танка. В Китае, например, легкие танки сегодня проектируются главным образом на случай боевых действий в горной местности. Чаще всего за основу подобных машин берутся актуальным БМП. Собственным актуальным легким танком не так давно решила обзавестись и Польша. Местное оборонное предприятие OBRUM в сотрудничестве с британо-шведской компанией BAE Systems еще в 2013 году начало работу над перспективной легкой машиной PL-01. В том же году был анонсирован концепт танка, а уже в 2016 поляки и британцы смогли показать первый функционирующий прототип.
За основу польского легкого танка PL-01 было решено взять шведскую БМП Strf 90 разработки 1993 года. Первоначально работу над боевой машиной пехоты вела шведская компания Hagglunds, однако в последствии БМП и всю документацию выкупила британская BAE Systems. Но что же из себя представляет польский легкий танк? Боевая масса 01-го составляет от 30 до 35 тонн в зависимости от комплектации. В качестве сравнения: российский ОБТ Т-90М «Прорыв» в стандартной комплектации весит 48 тонн. За футуристическим «стелс»-дизайном польского танка скрывается лафетная схема компоновки, необитаемая башня, центральное расположение боевого отделения и мотор, вынесенный в переднюю часть машины. Вишенкой на торте оставшееся в наследство от Strf 90 десантное отделение на 4 бойцов. При этом экипаж легкого танка состоит из 3 человек.
Бронирование перспективного легкого танка сопоставимо с защитой современных БМП. Без учета композитных экранов лоб корпуса прикрывает 160 мм брони, а борта – 60 мм. Броня танка - керамико-арамидная. Помимо композитных экранов, могут быть установлены средства активной защиты. В качестве основного калибра в башню PL-01 могут быть установлены (на выбор) гладкоствольные пушки калибров 105 или 120 мм. Боезапас 120-мм орудия по утверждению поляков – 45 снарядов. Из дополнительного вооружения по традиции 7.62-мм пулемет. В движение легкий танк приводится 940-сильной дизельной установкой разработки самой OBRUM. Рабочий объем – 13.5 литров. На шоссе легкий танк может разгоняться до 70 км/ч, а на пересеченной местности до 50 км/ч. Запас хода – 500 км. Последний раз новости о перспективной работке звучали в 2020 году. На сегодняшний день легкий танк от OBRUM в производство так и не запущен. Так, что в некотором смысле танк действительно «невидимый».
>>>> Идеи для жизни | NOVATE.RU <<<
В продолжение темы читайте про Тип 99: какой танк российского производства может сравниться с лучшим ОБТ Китая.
Источник: https://novate.ru/blogs/241223/68357/