Механическая коробка передач менее популярна в России, чем автоматическая. Особенно среди новых авто. Но на вторичном рынке больше половины машин — на механике. И если вы планируете купить машину с МКПП, важно знать, как правильно обходиться с механикой и как продлить исправное техническое состояние этой коробки.
Особенности механики
У МКПП — три педали, переключением скоростей на механической коробке управляет водитель. С помощью педали сцепления человек соединяет и разъединяет двигатель и коробку. А с помощью рычага переключения выбирает нужную передачу.
В коробках современных автомобилей обычно пять или шесть скоростей. Каждая передача подходит для определенной скорости и условий движения. Например, на первой передаче вы трогаетесь с места или медленно ползете в пробке, а на пятой или шестой — быстро едете по трассе.
Механизм переключения передач имеет достаточно сложное устройство, нужно уметь правильно им пользоваться. Если относиться к коробке небрежно, можно попасть на дорогой ремонт. Чаще всего страдает сцепление, реже другие элементы.
Стоимость ремонта:
- Для «Лады Гранты» комплект сцепления обойдется в сумму от 4 до 13 тысяч рублей.
- Для «Форд Фокус 2» — в среднем около десяти тысяч рублей, но может доходить и до тридцати.
- А если у вас машина премиум бренда, вроде 5 BMW, то комплект сцепления может стоить все сто тысяч рублей и даже больше. Коробка в сборе будет стоить еще дороже.
И это только стоимость запчастей, без учета работ по замене деталей.
К сокращению срока службы коробки часто приводят действия водителя. Особенно это касается новичков, которые еще плохо знают, как правильно ездить на «механике».
Есть несколько простых правил, помогающих продлить жизнь коробке. О них и расскажем.
Полностью выжимайте сцепление
Еще в автошколе учат, как правильно выжимать сцепление на механике. Но на практике это не всегда получается делать правильно.
Перед тем как включить или выключить передачу, педаль сцепления должна быть полностью выжата. В противном случае будет идти повышенная нагрузка на механизмы коробки.
Включайте передачи легкими и плавными движениями
Слишком усердствовать при включении передачи не нужно. Механическая коробка передач для чайников или новичков кажется чем-то сложным и непонятным, иногда хочется посильнее воткнуть нужную передачу, чтобы добиться результата.
Такие резкие движения можно увидеть в кино или автоспорте, но в обычной жизни так делать не нужно. На исправной машине передачи должны включаться легко.
Повышенная нагрузка на рычаг лишь приведет к преждевременному износу деталей.
Плавно отпускайте сцепление
Если резко бросать педаль сцепления, машина будет дергаться либо вовсе заглохнет. Момент срабатывания надо «нащупать», тогда старт будет плавным.
Добавлять много газа и затем резко отпускать сцепление тоже не стоит, все это негативно влияет на износ.
Не держите сцепление выжатым долго
Подолгу стоять с выжатой педалью сцепления не нужно. Иногда так делают даже опытные водители, например, когда стоят на светофоре и ждут зеленого сигнала.
Но долгое нажатие на педаль излишне нагружает механизмы сцепления, их ресурс сокращается.
Не используйте педаль сцепления как площадку для отдыха ноги
Для отдыха левой ноги пользуйтесь специальной площадкой слева, но не педалью.
Еще до начала движения отрегулируйте положение сиденья и руля, чтобы посадка была удобной.
Важно помнить, что даже легкое нажатие на педаль сцепления приводит в действие его механизмы.
Не переключайтесь часто на больших оборотах двигателя
У начинающих водителей часто возникает вопрос, на каких оборотах лучше ездить на «механике». Для каждого автомобиля значение может отличаться. В среднем оптимальные для движения обороты — это 2-2,5 тысячи.
Высокие обороты нужны для интенсивного разгона и динамичной езды. Иногда так нужно ездить, это полезно для двигателя.
Но если постоянно переключать передачи на повышенных оборотах, это приведет к лишним нагрузкам и негативно скажется на ресурсе агрегатов.
Включайте задний ход только после полной остановки
Сдавать назад нужно плавно и аккуратно, избегая резких движений. Вам надо полностью остановиться и только затем переводить рычаг в положение R (Reverse).
Если коробка исправна, включение заднего хода не должно сопровождаться характерным хрустом.
Научиться правильно трогаться и работать с педалью сцепления на МКПП — это важно. Но на здоровье коробки влияют и другие факторы. Есть несколько универсальных советов, как ездить на механике, чтобы она служила дольше.
Прогревайте коробку перед поездками зимой
Когда машина долгое время стоит на морозе, масло в двигателе и коробке передач густеет. В начале поездки передачи могут включаться более туго, чем обычно.
Для прогрева коробки каких-то специальных действий совершать не надо. Достаточно дать двигателю прогреться несколько минут. Вместе с этим будет разогреваться и масло в коробке, поскольку агрегаты взаимосвязаны.
Двигайтесь на оптимальной передаче
Это простой совет, но иногда водители забывают об этом. В городе обычно актуальны низкие передачи, а на трассе высокие.
Если затягивать с переключением, то двигатель и коробка будут работать в режиме больших нагрузок.
Следите за оборотами и переключайте передачи вовремя
Если на тахометре большие обороты, не забывайте переключаться вверх. Это же касается переключений вниз, когда обороты слишком низкие. Во многих современных автомобилях на панели приборов есть специальный индикатор. Он подсказывает, когда лучше переключать передачу вверх или вниз.
При торможении перебирать все передачи подряд не нужно. Можете переключиться хоть с пятой на вторую, но только когда автомобиль уже замедлился, а не заранее.
Чтобы продлить «механике» жизнь, надо не только уметь правильно ей пользоваться. Важно не забывать про техническое обслуживание КПП и периодическую проверку ее состояния.
Следите за уровнем и состоянием масла
В коробке передач, как и в двигателе, стоит периодически проверять уровень масла и его качество. Можно делать это самостоятельно либо обратиться на сервис.
Также нужно проверять коробку на наличие течи. Например, какой-то из сальников может подтекать, из-за чего уровень масла будет постепенно снижаться. Если требуется долив, новая жидкость должна соответствовать по свойствам старой.
Не забывайте менять масло
Автопроизводители часто пишут, что масло залито в коробку на весь срок службы. Это могут указывать и для механической коробки, и для «автомата».
Но если вы хотите продлить коробке жизнь, менять масло нужно примерно раз в 60—80 тысяч км.
Следите за состоянием сцепления
Если вы почувствовали, что сцепление стало работать хуже, лучше сразу обратиться на сервис. Например, появились сильная вибрация при включении или рывки при старте с места. Или передачи стали включаться с хрустом. Все это признаки износа механизмов.
Обращайте внимание на любые изменения в работе коробки
Если появились вибрации, шумы, передачи стали включаться тяжело либо вылетать — не тяните с обращением на сервис. Вовремя замененная деталь может сэкономить немалую сумму в будущем.