Был у нас сосед, который иногда попадал в вытрезвитель. Из-за этого он считался алкоголиком. Но с работы его не выгоняли, в трезвом виде он мог починить все - от утюга до холодильника.
Но во хмелю он любил ко всем приставать с разными вопросами, за что и расплачивался.
Напомню, что в 1931 году в Ленинграде открыл свои двери первый в СССР вытрезвитель. В 1940-м Берия, занимавший должность народного комиссара внутренних дел, перевел медицинские вытрезвители в свое ведомство из Наркомздрава. Так они и остались до 2010 года в милицейском ведомстве. А потом их ликвидировали.
Кого брали
В вытрезвитель забирали пьяниц с улицы. Как правило, выпивших людей помещали на ночь, давая им возможность проспаться. А вот из дому пьяных в вытрезвитель не забирали.
Доставке в медвытрезвитель подлежали все, кто находился в общественном месте в состоянии среднего или тяжелого алкогольного опьянения. Власти считали, что пьяный советский гражданин одним своим видом оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность. Вопрос заключался только в том, что именно считать средним опьянением.
Как-то мне довелось наблюдать, как из "наливайки" вышло двое. Один шатался сильнее, другого можно было принять за слегка выпившего. Они разошлись в разные стороны. К шатающемуся подошел наряд и взял под белы рученьки, чтобы отвести в перевозку. Естественно, пьяный начал возмущаться. Более трезвый товарищ вернулся и начал доказывать милиционерам, что они неправы. В результате забрали обоих.
Малолетних помещали в "трезвяк" только в крайних случаях. Например, для выяснения личности и места проживания. Военных милиционеры не имели право помещать в вытрезвитель. Их забирал патруль и отводил в комендатуру. А там уже решали, какие меры воздействия применять.
Подвыпившим Героям СССР и кавалерам высших государственных наград оказывалась большая честь — их забирали с улицы и везли прямо домой. Считалось, что объяснять нормы морали столь уважаемым людям имеют право только близкие родственники.
Сотрудники иностранных дипломатических миссий (и они не без греха) также были лишены "удовольствия" от ночевки за государственный счет. А вот обычные иностранцы, любящие распивать горячительные напитки в общественных местах, могли и познакомиться с казенными полатями. Естественно, что с иностранными гражданами обходились более вежливо, чем с родными алкашами. В фильме "Осенний марафон" у иностранца Хансена не осталось страшных впечатлений от "трезвователя". Впечатлений от одной ночи проведения в застенках потом экспатам и туристам хватало на всю жизнь.
Для правоохранительных органов было без разницы, кого забирать, мужчин или женщин. Прекрасная половина человечества сама добивалась равенства во всем, и получила. Если даму пошатывает, ее заберут. В Москве существовал отдельный женский вытрезвитель. В других городах делали гораздо проще — представители обеих полов ночевали в одном здании, но в разных помещениях.
Для беременных делали послабления и отправляли домой из соображений гуманности: в комнатах зимой было откровенно холодно (их не отапливали — а иначе как еще протрезветь?), поэтому ночь в подобных условиях ставила на грань риска здоровье матери и плода.
"Апартаменты" на ночь за свой счет
Любопытный факт — в Советском Союзе в каждой национальной республике были вытрезвители, кроме Армянской ССР. Организовывать специальные ночлежки в Армении не было смысла, поскольку пьяные там на улице не встречались. То ли армяне умели пить, то ли выпивших людей забирали родственники.
Во всех других концах страны порядок приема был одинаковым. Поступающий в вытрезвитель обязан сдать документы (если в наличие), деньги и личные вещи. Людей при сильной стадии опьянения раздевали сотрудники учреждения и помещали под холодный душ. После водных процедур пьянице выделяли спальное место и оставляли проспаться.
Как правило, "постояльцы" отдыхали на панцирных койках или деревянных нарах, расставленных в ряд. Двойных ярусов не было, что логично: пьяному самому не залезть, а затаскивать руками сотрудников слишком рискованно — человек может упасть и свернуть шею.
Иногда на кроватях оставляли подушки и одеяла, но не всегда. Об удобстве пьяниц думали в последнюю очередь. Большинство могло протрезветь не ранее 5 утра. После утреннего подъема фельдшер повторно осматривал "пациентов", после чего выписывал. Сведения о ночном визитере поступало на место работы или учебы, где на нарушителя общественного порядка налагались санкции. Как правило, дисциплинарное взыскание. Студентов могли отчислить. К рабочим и служащим нередко применяли и более строгие меры:
- Лишали премии и 13-й зарплаты;
- вычеркивали из очереди на квартиру (чаще просто отодвигали на более дальние позиции);
- лишали путевки на море или в санаторий.
В дополнение ко всему провинившийся подвергался всеобщему порицанию. Причем пили практически все, но пить надо уметь и не попадаться. Портрет пьяницы размещался на доске позора.
Нередко на поступок нарушителя закрывали глаза, если он, конечно, носил единичный характер. Руководителям было невыгодно иметь сотрудников, уличенных в пьянстве. Если рабочий напивался на работе, ему позволяли переночевать прямо здесь, чтобы не попасться в руки блюстителям закона.
Работников медвытрезвителя обязывали проводить с "подопечными" профилактическую беседу. Тех, кто попадался трижды в течение года, направляли в наркологическое отделение на обследование. Если диагноз "хронический алкоголизм" подтверждался, назначалось лечение.
Тарифы за содержание в медвытрезвителях были разными в разных регионах. В некоторых местах они достигали от 15 до 35 рублей в сутки. Сотрудникам вытрезвителя спускался месячный и квартальный планы, как и всем предприятиям в Союзу. И нередко ближе к концу месяца сотрудники начинали хватать на улицах всех, от кого хоть немного тянуло алкоголем. План — это святое.
Правоохранители несли службу у танцплощадок и ресторанов, рядом с заводами и государственными учреждениями. Особенно в день зарплаты. Часто неравнодушные граждане, видя лежащего пьяного, сами звонили в соответствующие органы и передавали координаты. Многим вытрезвители помогли не замерзнуть насмерть или как минимум не лишиться конечностей от обморожения. И не быть ограбленными.
Но бывало и наоборот. По закону, задержанию подвергались сильно пьяные, но как определить степень опьянения на глаз? Поэтому случалось, что человек немного выпил, доехал до дома на такси, вышел, встал у подъезда покурить и попал в поле зрение милиции. Приходилось давать взятку. В 80-е годы, вроде бы, пяти рублей было достаточно. Если денег нет, отправлялся отсыпаться на казенной кровати.
Случаев избиения пьяных сотрудниками было предостаточно. Человек поступал в учреждение в надежде избавиться от обморожения и не быть ограбленным. Но случалось, что его карманы выворачивали сами милиционеры. Потом попробуй, докажи, что ты не потерял деньги, валяясь пьяным под лавочкой в городском парке.
Но с другой стороны, кто ж признается, что в пьяном виде мог просто потерять все деньги или стать ограбленным еще до вытрезвителя.
Сами работники вытрезвителей не питали любви к своей работе. Зарплату им платили невысокую (чуть более ста рублей), а на дежурстве приходилось пропадать сутками, и работать не с самым приятным контингентом! Зачастую пьяницы начинали "буйствовать". Таких привязывали к койке, пока не успокоятся. От многих несло испражнениями и рвотой. А ведь их порой приходилось раздевать волочь в душ.
Самое странное, что по свидетельствам бывших сотрудников, у многих были дырявые носки и застиранные трусы. То есть, мужчины были не ухоженные и видимо, мало кому нужные.
Несколько лет назад было решено, что вытрезвители необходимы и сейчас уже больше, чем в 20 регионах они работают.
Возврат вытрезвителей - правильный шаг, как считаете?
Подписывайтесь на канал, пишите в комментариях свои воспоминания о советском времени, ну и ставьте лайки. Как же без лайков то :) Спасибо, что вы с нами!