Найти тему
Соломея Лютова Magazine

"Мастер и Маргарита" 2024: вселенная Булгакова

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников

Новое прочтение романа Булгакова в фильме 2024 года Михаила Локшина в целом порадовало. Прежде всего, тем, что новое поколение не теряет интерес к роману, написанному Булгаковым в 1940 году. А это значит — есть в нём то, что цепляет нас всегда, во все времена. Это, безусловно, хорошо.

Воланд (Аугуст Диль). Постер к фильму "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024)
Воланд (Аугуст Диль). Постер к фильму "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024)

Фильм, в целом, сделан эффектно. Интересно, к примеру, представлена Москва — где-то старенькие деревянные строения и закоулки того времени, а где-то — идеальная Москва с точки зрения сталинской эпохи с огромным Домом Советов и подавляющей человека грандиозной, чудовищной архитектурой (прямо как недавно снесённое деревянное Терехово на фоне шикарного суперсовременного комплекса "Москва-Сити" ) — вот такая же вот многоликая, многогранная Москва, только советская и не без футуризма представлена в фильме.

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников

Если что, я сталинскую архитектуру никогда не любила, и до сих пор меня вгоняет в депрессию ВДНХ с его зиккуратами и радиоактивными фонарями-колосьями, а в фильме — так вообще жуть, вся Москва почти как одно большое ВДНХ, и в финале она горит. Такой вот символ несостоявшихся, к счастью, проектов-монстров. Хорошо, что Москва осталась такой уютной, как теперь...

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников

Несомненно, фильм — по мотивам романа, а не совсем по роману, как указано в титрах, но к тексту Булгакова отнеслись очень деликатно, даже вставили ту сцену с мальчиком, где Маргарита его, испуганного битьём окон, жалеет, успокаивает и говорит, что она ему снится. Этот эпизод раскрывает образ самой Маргариты, и именно его нет в многосерийном фильме Бортко 2005 года.

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников

Свита Воланда выглядит довольно блёкло, режиссёр не счёл нужным раскрывать до конца демонических персонажей, но зато хорошо показана человеческая история мастера, самого Булгакова, которого не принимали в советском обществе. Заседание писателей, где Латунский разносит его постановку в пух и прах, достаточно наглядно демонстрирует, как именно происходил "разнос" авторов, чьи произведения отказывались служить идеологии, и как их постепенно отстраняли от всего.

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников

В фильме "Мастер и Маргарита" 2024 г. показано, что его историческую пьесу "Пилат" раскритиковали и раздавили. Это, конечно, отступление от канона романа, но и намёк на похожее событие в биографии Булгакова. В реальности это была пьеса "Мольер" во МХАТе, представленная на сцене в 1936 г., прошла она с успехом, но критик Осаф Литовский (прототип Латунского) написал в газете "Советское искусство" разгромную статью: так и началась травля этой пьесы и её создателя.

М. Булгаков и Елена Шиловская (Булгакова). Фото из открытых источников
М. Булгаков и Елена Шиловская (Булгакова). Фото из открытых источников

В жизни Михаила Булгакова начался ад, его поддерживала только жена Елена Шиловская...

Эту биографическую историю и решил режиссёр"Мастера и Маргариты" вписать в фильм: почему, собственно, нет?

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников

Есть любопытная отсылка (возможно, непреднамеренная, получилось чисто случайно, но по свету и композиции похоже) к картине Репина "Отказ от исповеди" (1885), только вместо батюшки — барон Майгель, когда мастер сидит на тюремной койке, а Майгель его уговаривает, обещает личный автомобиль, билет Союза Писателей и так далее, лишь бы он отказался от своих убеждений и служил официальной идеологии...

Илья Репин. "Отказ от исповеди" (1885)
Илья Репин. "Отказ от исповеди" (1885)

Да, в романе этого не было, но сам по себе эпизод вполне уместен в контексте фильма.

Присутствуют довольно жестокие сцены процедур лечения мастера; в фильме Бортко психиатрическая клиника — это такое тихое место отдохновения мастера, его земного покоя, где он философствует с Бездомным и потом просто умирает в грозу...

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников

А в фильме Локшина психиатрическая клиника — неприятное, неуютное, страшное место, где по приказу профессора Стравинского мастера медленно доводят до летального исхода. Фактически — убивают.

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников

Многие сюжетные линии романа убраны из фильма — не раскрыт образ Афрания, нет Левия Матвея, Римского, Варенухи, Поплавского, буфетчика, Семплеярова и других второстепенных персонажей. Библейская линия как-то скомкана в принципе несмотря на то, что в романе ей посвящены целые главы. Многое скомкано, в центре — живая история мастера и Маргариты, их чаяния и надежды...

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников

Сюжет фильма нелинейный, всё переплетено и отчасти чем-то похоже на новеллу, а мастер лично встречается с Воландом ещё до клиники, а когда тот приходит к нему в камеру, и тот говорит, что его интересует "только она" (т.е. Маргарита) — отсылка к "Фаусту" Гёте. Ведь в ранних редакциях "Мастера и Маргариты" (ранняя версия называлась "Копыто инженера") мастер должен был сам лично встретиться с дьяволом, а любовная линия была добавлена позднее.

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников

Воланд — харизматичный иностранец, актёр подобран неплохо, в фильме он самый яркий из всей нечистой силы. Но, как по мне, ему не хватает дьявольских перевоплощений, которые бы подчёркивали, что князь тьмы, инженер душ человеческих — это именно он...

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников

Надо сказать, наиболее выразительная актёрская игра, как по мне, из всего состава — это как раз у Аугуста Диля (Воланд), у Евгения Цыганова (мастер) — от него я ожидала меньшего, если честно, у Даниила Стеклова (Бездомный) и у Евгения Князева (Берлиоз). Остальные, ну, ладно. Простим, голову отрывать не будем.

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников

Всё-таки не так просто прочувствовать прямо всеми фибрами души произведения Булгакова, писателя, который жил в советском обществе, но всей своей сутью был подобен авторам "русского зарубежья" — вроде Набокова.

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" М. Локшина (2024). Фото из открытых источников

Экранизация, в целом, удачная. Зря столько негатива на неё льют всякие критики... И "Собачье сердце", например, интересно было бы посмотреть в чём-то таком.