В последнее время азербайджанский президент Ильхам Алиев и армянский премьер-министр Никол Пашинян проявляют до этого невиданное единодушие в вопросе создания предварительных политических условий для подписания мирного договора между двумя странами, чего ранее за ними не замечалось. В ответ на требование лидера Азербайджана убрать из конституционных актов Республики Армения прямые указания на территориальные претензии на земли этой страны глава армянского правительства говорит о необходимости принятия новой конституции страны, отказа или пересмотра Декларации независимости 1990 года и проведении конституционного референдума, чтобы выполнить данные требования официального Баку. И вообще, обе стороны всячески демонстрируют понимание сути проблемы и свое стремление к ее разрешению миром, считая ее на сегодняшний день единственным оставшимся препятствием перед подписанием мирного договора, призванного положить конец затянувшемуся на десятилетия армяно-азербайджанскому конфликту.
При этом мало кто – за исключением узкого круга экспертов по данной теме – знает о том, что главы Армении и Азербайджана сейчас выполняют ту «дорожную карту», которую еще несколько лет назад прописал для них российский политолог и кавказовед, доцент Российского государственного социального университета, почетный доктор Института истории и Института права и прав человека Национальной академии наук Азербайджана Олег Кузнецов. То есть я. И вот теперь настало время для практической реализации некогда предложенного мной сценария финального этапа армяно-азербайджанского умиротворения.
Весной еще 2021 года в русскоязычной версии международного журнала «IRS» («Наследие») я опубликовал статью «Государство, созданное для агрессии», в которой подробно описал причины, по которым пока невозможен мирный договор между Арменией и Азербайджаном, после чего редакция перевела и опубликовала ее еще на десяти иностранных языках. Так эта статья практически сразу, всего за пару месяцев, облетела весь мир и была принята к сведению политиками, политологами и экспертами в самых разных странах, став для них ключом к пониманию происходящего в регионе Южного Кавказа. А заодно она стала руководством к действию для президента Ильхама Алиева в его претензиях к Армении. Тех, кто мне не верит, отсылаю к первоисточнику: https://irs-az.com/sites/default/files/2021-11/%D1%81%D1%82%D1%80.%2022%20-%2026.pdf. Достаточно скопировать ссылку в браузер и получить доступ к оригиналу.
В этой статье я написал о том, что в системе источников конституционного права Армении имеется, как минимум, четыре документа, в которых конкретно, с перечислением топонимов, указаны те области и районы Азербайджана, которые армяне считают или исконно своими, или хотят заполучить себе по причине проживания там армянского населения. Отсылка к этим документам до сих пор содержится в преамбуле Конституции Республики Армения, то есть агрессия против Азербайджана является конституционной обязанностью армянского государства. Поэтому мир между двумя странами невозможен в принципе, так как всякий армянский политик, подписавший мирный договор, автоматически станет изменником и предателем с точки зрения национального законодательства. Способ разорвать порочный круг ради заключения мира только один – изменить конституционное законодательства Армении. А средств для реализации этого шага два – или конституционная реформа, или очередное поражение в войне с Азербайджаном, оккупация страны и изменение ее политической системы силой по образцу Германии и Японии 1945 года.
Как мы видим, дискурс между лидерами Азербайджана и Армении происходит сейчас в том же ключе. То есть семена, развеянные мной по миру тогда, дали свои всходы сейчас. А все это время я, используя самые различные информационные ресурсы – от официальных изданий разных стран до социальных сетей – периодически напоминал о существовании проблемы фиксации территориальных претензий к Азербайджану в конституционном законодательстве Армении. Прошли каких-то три года, и вот, вуаля, содержание моей сугубо научной статьи стало предметом международно-правового дискурса на самом высоком политическом уровне.
При этом надо понимать, что президент Ильхам Алиев поднял вопрос об отказе Армении на конституционном уровне от территориальных претензий к Азербайджану не на пустом месте и не от хорошей жизни. Если бы эту проблему можно было обойти или проигнорировать, то, безусловно, она была бы обойдена и проигнорирована. Однако, к сожалению, она имеет системный, принципиальный и даже фундаментальный характер. Темой армяно-азербайджанского противостояния в целом я занимаюсь с 1999 года, вот уже четверть века, детально погружен во все его аспекты и нюансы, поэтому как в Армении, так и в Азербайджане многие ныне действующие политики меня не любят, так как я знаю и помню многое из того, что они сейчас предпочли бы забыть. Поэтому и сегодня они будут молчать о том, что реализуют на практике те положения "дорожной карты" примирения, которая были им прописана из России еще три года назад. Конечно, в Баку и Ереване этот факт сейчас будут всячески замалчивать и отрицать, но, как говорит русская пословица, "шила в мешке не утаить", и есть реальные материальные доказательства того, что лидеры Азербайджана и Армении в данной теме далеко несамостоятельны.
В завершение хочу обратить внимание вот еще на какой моральный аспект: мнение одного человека, даже самого высокопоставленного, – это ничто. Мнение главы государства – это коллективное мнение сотен советников, помощников, консультантов, которые работают над его формированием и принятием последнего консолидированного решения. Я в свое время сформулировал аргументированный тезис, который затем неоднократно проверялся и перепроверялся на самых разных уровнях влияния и власти. Когда президент Ильхам Алиев говорил о наличии в армянском законодательстве территориальных претензий к Азербайджану, он также упомянул о том, что данные нормы права неоднократно влияли на результаты голосования делегации Армении в ООН и иных международных организациях, что нашло свое отражение в оговорках при ратификации тех или иных международно-правовых актов. Эту фразу надо буквально понимать так: дипломаты МИД Азербайджана кропотливо и системно поработали с базой документов Секретариата ООН и ее структур и нашли в ней конкретные доказательства того, что их армянские визави воспринимали соответствующие положения своего национального конституционного законодательства не как политическую догму, а как руководство к практической деятельности на международной арене.
Ильхам Алиев, будучи выпускником МГИМО и профессиональным дипломатом старой советской школы, просто так слов на ветер не бросает, за каждой сказанной им фразой стоит труд многих людей. Я только указал на наличие самой проблемы и сформулировал ее суть, а за три последующие года она была детально изучена на недоступном мне по ресурсному обеспечению уровне. И когда он предъявил свои претензии лидеру Армении, то был абсолютно уверен в их справедливости и обоснованности и, естественно, опирался отнюдь не на мои слова, а на коллективное мнение своих коллег-дипломатов. Не исключаю, что по данной теме были проведены международные консультации с ближайшими союзниками – Турцией и Россией. Достаточно сказать, что российская пресса восприняла этот пакет претензий Баку к Еревану очень лояльно, спокойно и с пониманием, а это значит, что их правомерность у российской политической элиты не вызывает сомнений. Даже Никол Пашинян ничего не смог им противопоставить. Следовательно, аргументация в этом вопросе была железобетонная, и я рад, что в этой конструкции смог определить контуры арматуры.
И чего бы ни говорили на данную тему или обо мне в Баку и Ереване, надо помнить и знать, что те шаги навстречу друг другу, которые сегодня совершают Азербайджан и Армения, есть результат буквального исполнения тех советов и рекомендаций, которые были даны им из России, которая была, есть и будет главным миротворцем на Южном Кавказе.