Рассмотрим две семьи: советские товарищи Ивановы и американские мистер и миссис Браун. Это обычные среднестатистические семьи. Мама работает врачом, а папа — учителем. Дети обеих семей ходят в обычные государственные школы.
В предыдущей статье «СССР vs США: одежда, обувь, промышленные товары» мы рассмотрели, что носили и как обставляли квартиры наши герои. Сегодня поговорим о личных авто.
Автомобили в СССР 1970 г
По статистике в 1970 году в РСФСР (России) было 5,5 личных автомобилей на 1000 человек, 0,5%. На 1000 семей это где-то 15-20 машин, то есть 1,5-2%. Получается в середине 70-х всего несколько процентов советских семей имели личный автомобиль.
Проблема все в той же системе государственного распределения:
- Сначала вы должны подать по месту работы заявление на приобретение автомобиля.
- Заявление какое-то время рассматривают, проверяют вашу биографию, оценивают, достойны ли вы вообще иметь автомобиль.
- Проводится партсобрание и собеседование с вами.
- Если кандидатуру одобрят, вы становитесь в очередь. Она может тянуться 5-10 лет.
Все эти годы надо копить деньги. При средней зарплате 120-150 руб цены на авто космические:
- «Копейка» (ВАЗ 2107) — 5500-6000 руб
- «Волга» — 9000 руб (ее в свободной продаже не было)
- «Запорожец» — 3000-5000 руб (правда он не ездит — перед каждой поездкой его нужно чинить)
Причем после стольких лет ожидания нельзя даже выбрать цвет кузова. Что дадут, то и берете.
Способы получить машину быстрее:
- Если у товарища Иванова есть знакомства в партии, профсоюзе или автомагазине, он может незаметно (конечно же незаконно) влезть в начало очереди.
- Если он ветеран войны, особенно с орденами, он имеет право один раз в жизни купить машину без очереди.
- Можно еще попытаться выиграть машину в спортлото.
Именно по этой причине в СССР подержанная машина стоила дороже новой в несколько раз. Люди готовы были платить огромные деньги, чтобы не стоять в многолетней очереди.
Особенности советского автопрома:
- Машины в СССР в середине 70-х технически отстают от общемировых лет на 10.
- При этом часто ломаются, а с ремонтом большие проблемы.
- Автосервисы есть, но их очень мало, а цены недоступные. (Глава автосервиса — царь и бог, настоящая «элита»)
- Запчасти нужно ждать от нескольких месяцев до нескольких лет или «доставать».
Именно поэтому советские мужчины предпочитали чинить свои машины самостоятельно или с помощью знакомых.
По причине отсутствия запчастей в свободной продаже хранить свою машину во дворе небезопасно, а приобрести гараж — еще одна головная боль. И ездить в гараж скорее всего придется на троллейбусе.
Автомобили в США 1970 г
В Америке машину можно купить без всякой очереди. А подержанное авто стоит очень дешево.
По состоянию на 1970 год:
- примерно у половины американских семей есть 1 машина;
- почти у 30% процентов — 2 машины;
- у 5,5% — три и больше автомобилей;
- нет автомобилей у 17% американских семей.
К моменту поступления в университет собственные машины есть у многих молодых ребят. Чтобы накопить на первую машину не нужно делать ничего особенного. Юные американцы просто выполняют работу, доступную подросткам и студентам.
Подросток разносит газеты, продает мороженное или подрабатывает где-то еще. А потом покупает подержанный старенький автомобиль. Такая машина стоила 100-200$ или даже дешевле. Также иногда родители отдавали подросшему сыну или дочери свою старую машину.
В общем практически любой желающий может купить себе какой-никакой автомобиль.
Время одно и то же, а какая разная жизнь. Друзья, в следующей статье рассмотрим переезд в другие регионы СССР и США. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
Это статья из цикла «Сравнение жизни граждан СССР vs США» (здесь все статьи по порядку).
Поддержите автора лайком, подпиской или донатом, это очень поможет развитию канала!