Найти тему
Петля времени

СССР vs США: автомобили

Оглавление
Рассмотрим две семьи: советские товарищи Ивановы и американские мистер и миссис Браун. Это обычные среднестатистические семьи. Мама работает врачом, а папа — учителем. Дети обеих семей ходят в обычные государственные школы.

В предыдущей статье «СССР vs США: одежда, обувь, промышленные товары» мы рассмотрели, что носили и как обставляли квартиры наши герои. Сегодня поговорим о личных авто.

Автомобили в СССР 1970 г

По статистике в 1970 году в РСФСР (России) было 5,5 личных автомобилей на 1000 человек, 0,5%. На 1000 семей это где-то 15-20 машин, то есть 1,5-2%. Получается в середине 70-х всего несколько процентов советских семей имели личный автомобиль.

Проблема все в той же системе государственного распределения:

  • Сначала вы должны подать по месту работы заявление на приобретение автомобиля.
  • Заявление какое-то время рассматривают, проверяют вашу биографию, оценивают, достойны ли вы вообще иметь автомобиль.
  • Проводится партсобрание и собеседование с вами.
  • Если кандидатуру одобрят, вы становитесь в очередь. Она может тянуться 5-10 лет.

-2

Все эти годы надо копить деньги. При средней зарплате 120-150 руб цены на авто космические:

  • «Копейка» (ВАЗ 2107) — 5500-6000 руб
  • «Волга» — 9000 руб (ее в свободной продаже не было)
  • «Запорожец» — 3000-5000 руб (правда он не ездит — перед каждой поездкой его нужно чинить)

Причем после стольких лет ожидания нельзя даже выбрать цвет кузова. Что дадут, то и берете.

Способы получить машину быстрее:

  1. Если у товарища Иванова есть знакомства в партии, профсоюзе или автомагазине, он может незаметно (конечно же незаконно) влезть в начало очереди.
  2. Если он ветеран войны, особенно с орденами, он имеет право один раз в жизни купить машину без очереди.
  3. Можно еще попытаться выиграть машину в спортлото.
-3

Именно по этой причине в СССР подержанная машина стоила дороже новой в несколько раз. Люди готовы были платить огромные деньги, чтобы не стоять в многолетней очереди.

Особенности советского автопрома:

  • Машины в СССР в середине 70-х технически отстают от общемировых лет на 10.
  • При этом часто ломаются, а с ремонтом большие проблемы.
  • Автосервисы есть, но их очень мало, а цены недоступные. (Глава автосервиса — царь и бог, настоящая «элита»)
  • Запчасти нужно ждать от нескольких месяцев до нескольких лет или «доставать».

Именно поэтому советские мужчины предпочитали чинить свои машины самостоятельно или с помощью знакомых.

Частая картина в те годы
Частая картина в те годы

По причине отсутствия запчастей в свободной продаже хранить свою машину во дворе небезопасно, а приобрести гараж — еще одна головная боль. И ездить в гараж скорее всего придется на троллейбусе.

Автомобили в США 1970 г

В Америке машину можно купить без всякой очереди. А подержанное авто стоит очень дешево.

-5

По состоянию на 1970 год:

  • примерно у половины американских семей есть 1 машина;
  • почти у 30% процентов — 2 машины;
  • у 5,5% — три и больше автомобилей;
  • нет автомобилей у 17% американских семей.

К моменту поступления в университет собственные машины есть у многих молодых ребят. Чтобы накопить на первую машину не нужно делать ничего особенного. Юные американцы просто выполняют работу, доступную подросткам и студентам.

-6

Подросток разносит газеты, продает мороженное или подрабатывает где-то еще. А потом покупает подержанный старенький автомобиль. Такая машина стоила 100-200$ или даже дешевле. Также иногда родители отдавали подросшему сыну или дочери свою старую машину.

В общем практически любой желающий может купить себе какой-никакой автомобиль.

Время одно и то же, а какая разная жизнь. Друзья, в следующей статье рассмотрим переезд в другие регионы СССР и США. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

Это статья из цикла «Сравнение жизни граждан СССР vs США» (здесь все статьи по порядку).

Поддержите автора лайком, подпиской или донатом, это очень поможет развитию канала!