Впервые опубликовано на сайте «Сапа»
Нидерландская компания Yandex N.V. заключила сделку по продаже бизнеса Яндекса за 475 млрд рублей. Теперь компания принадлежит консорциуму частных российских инвесторов. И, по уверениям экс-главы счетной палаты Алексея Кудрина, останется негосударственной и независимой.
Что ждет российский IT-гигант после продажи, объясняет публицист Мария Дегтерева.
Головным офисом Яндекса будут управлять действующие топ-менеджеры компании – около пятидесяти человек. Также в консорциум вошли четыре пайщика: LETA Capital Александра Чачава, один из крупнейших специализированных депозитариев «Инфинитум» Павла Прасса, группа «Лукойл», а также структура многопрофильного инвестора и предпринимателя Александра Рязанова.
Ни у одного из акционеров нет контрольного пакета. Иными словами, принимать решения о развитии Яндекса не будет какая-то одна сила: всем придется договариваться со всеми.
Вряд ли перестановки в правлении ключевой российской IT-компании останутся незаметными для российского пользователя. За последние несколько лет Яндекс претерпел немало изменений, которые вполне ощутимо повлияли на повседневность обычного россиянина.
Сбербанк перестал принимать заявки на IT-ипотеку
Первое, что хочется отметить – «взлет» в период пандемии коронавируса сервисов доставки Яндекса. Если раньше среднестатистический пользователь мог в выходные заказать пиццу или суши, то во время карантина курьерская доставка стала буквально незаменимой, а сам Яндекс начал превращаться в глобальную экосистему, основная концепция которой – все важные услуги в одном экране.
Именно поэтому Яндекс интегрирует в последние годы все направления друг в друга. «Яндекс-такси», стоит в него заглянуть, услужливо предлагает «Яндекс-лавку» и «Яндекс-музыку» – мол, не езди без дела, закажи еды заодно и послушай любимых исполнителей. Я, конечно, немного утрирую, но концепция понятна.
Из глобальных изменений можно еще отметить замену сервиса «Яндекс-новости» на «Дзен». Для среднестатистического пользователя не секрет, что две самые популярные в России поисковые системы, Яндекс и Google, имеют абсолютно разные алгоритмы выдачи. Больше того, новостной поток в Google после начала специальной военной операции стал модерироваться. То есть в топе выдачи поисковика преобладали европейские и украинские новости.
Виновна в мастерстве: почему Запад критикует главу российского ЦБ
Яндекс всегда утверждал и утверждает, что не регулирует «вручную» выдачу новостей, даже когда речь идет о необходимости создать альтернативу западной пропаганде – за это отвечают специальные роботы-программы. Поэтому главную страницу и отдали «на откуп» пользователю – ведь «Дзен», по сути, пользовательская платформа, топ блогов, естественный рейтинг материалов, читаемых в данный момент.
Поэтому можно сказать, что Яндекс принял соломоново решение. Вот только пользоваться им, на мой личный взгляд, стало менее удобно. Особенно человеку, которому важна объективная информационная картина дня в данный момент времени.
Что будет дальше?
На мой взгляд, Яндекс продолжит двигаться по пути объединения всех сервисов, создания глобальной экосистемы. Взаимоинтеграции различных услуг будут только усиливаться, потому что это в интересах всех новых пайщиков.
Полагаю, Яндекс может стать в некотором роде более политизированным. Аркадий Волож (один из основателей и до последнего времени – владелец контрольного пакета акций) придерживался неоднозначной политической позиции, которая не всегда совпадала с интересами российского государства. Скандалы на эту тему периодически вспыхивали в новостях.
За решения чиновников платит потребитель: почему растут цены на продукты в России
В данный момент «у руля» компании нет политических интересантов, только коммерческие. В это же самое время советником по корпоративному развитию является бывший глава Счетной палаты Алексей Кудрин. А это означает, что информационные интересы России будут учитываться в большей степени, чем раньше.
Вряд ли Яндекс начнет править новостную выдачу «вручную». Но какие-то алгоритмы по выведению в топ материалов информационных ресурсов наверняка изменит.
Кроме того, следует ожидать более плотной интеграции популярных социальных сетей в поисковик. Отечественная блогосфера развивается, лидеры мнений и блогеры ищут все новые способы монетизации своего контента, и наверняка Яндекс тут придет на помощь, потому что это, опять-таки, выгодно всем.
Автор: публицист Мария Дегтерева
* Мнение автора может не совпадать с позицией редакции