Найти в Дзене

Конспект занятия по обучению грамоте: буква "Г"; ударный слог, ударный звук; чтение (№ 22).

Занятие 22

Задачи: Формировать понятие «ударение», «ударный слог», «ударный звук». Закрепить знание букв «А», «а», «У», «О», «М», «Х», «К», «П», «С», «Т», «Н», «Л», «Ш», «ы». «И», «Р», «Б», «б», «В», «З», «Д». Познакомить с буквой «Г».

Развивать умение проводить звуковой анализ слова.

Закрепить понятия: «гласный звук», «гласный ударный звук», «твёрдый/мягкий согласный звук».

Закрепить умение делить слова на слоги.

Продолжать формировать представление о гласных и согласных буквах, как знаках для обозначения гласных и согласных звуков.

Развивать умение читать слоги, слова с использованием «дорожки чтения».

Материал:

демонстрационный: карточки для чтения слогов и слов (с «дорожками чтения») или написать всё на доске; фишки для звукового анализа слова; буквы «г», «у», «с», «и».

раздаточный: фишки, схема «гуси»; карточки (дифференцированные для младшей и старшей подгруппы), ручка (?карандаш)

карточка для младшей подгруппы. первая сторона.
карточка для младшей подгруппы. первая сторона.
карточка для младшей подгруппы. вторая сторона.
карточка для младшей подгруппы. вторая сторона.
карточка для старшей подгруппы. первая сторона.
карточка для старшей подгруппы. первая сторона.
карточка для старшей подгруппы. вторая сторона.
карточка для старшей подгруппы. вторая сторона.

Ход занятия.

Для младшей подгруппы:

1. – Если вы внимательно послушаете, как я скажу слова, то узнаете, какой звук есть во всех этих словах.

Воспитатель произносит слова, выделяя голосом (чуть громче остальных звуков) звук [г]: Груша, ваГон, Гром, роГа.

- Какой звук я выделяла? ([г]).

- Произнесите звук [г].

- Когда мы произносим звук [г], спинка языка стучит глубоко во рту по нёбу, а кончик языка – за нижними зубами.

- Что мешает воздуху свободно выходить изо рта? (спинка языка)

- Гласный или согласный звук [г]? (согласный)

- Как вы думаете, [г] – это твёрдый или мягкий согласный?

- Назовите его младшего братца, мягкий звук. ([г'])

На доску выставляется буква «Г».

- Это буква «Г». Рассмотрите её. Из каких частей (элементов) она состоит? (две палочки, одна большая сверху вниз, и маленькая - смотрит вправо)

- На что она похожа?

- На какую букву похожа буква «Г»?

- Напишите пальчиком на столе. Сначала надо написать прямую палочку сверху вниз.

- Напишите в воздухе букву «Г».

Для младшей подгруппы:

- Что получится, если сначала произнести звук [г], а потом звук [а]? (га)

Воспитатель может показать «наглядно» на ладошках: указывает пальцем на одну ладошку, называя звук [г], затем указывает на другую ладошку, называя звук [а], затем соединяет ладошки - [га].

- Что получится, если сначала произнести звук [г], а потом звук [о]? (го)

- Что получится, если сначала произнести звук [г], а потом звук [у]? (гу)

- Давайте прочитаем слоги и слова с буквой «Г».

Дети читают сначала вместе с воспитателем, а затем индивидуально слоги с буквой «Г».

га

го

гу

ги

Чтение слов с использованием «дорожки чтения»: горы, ноги, Рома, игра, грибы, град

- Отгадайте загадку. В отгадке тоже будет звук [г]:

У них красные лапки и длинная шея.

Щиплют за пятки – беги без оглядки!

(Гуси)

Звуковой анализ слова «гуси».

В зависимости от степени освоения звукового анализа слова, дети выполняют задание самостоятельно или с незначительной помощью воспитателя.

- Назовите гласные звуки в слове «гуси».

- Сколько слогов в этом слове?

- Назовите первый слог. (гу)

- Назовите второй слог (си)

- Найдите ударный слог (Гууси. Ударный слог «гу»)

- Какой гласный в слоге «гу»? (у).

- Произнесите слово гууси так, чтобы выделялся ударный слог.

Воспитатель тоже произносит слово с интонационным выделением ударного звука, ведя указкой под схемой слова и задерживая её на второй клеточке.

- Слышите, протяжно мы произносим именно гласный звук.

- Послушайте, какой теперь звук я выделю голосом.

Воспитатель произносит слово с интонационным выделением звука [и], ведя указкой под схемой слова и задерживая её на четвёртой клеточке: гусиии.

- Как же правильно сказать: гуууси или гусиии? – воспитатель произносит слова и в обоих случаях ведёт указкой по схеме.

- Правильно, гуууси.

- Гласный звук в ударном слоге, который произносится более протяжно, тоже называется ударным. Слог ударный и гласный звук в этом слоге ударный.

- Какой слог ударный в слове «гуууси»? (гу)

- А какой гласный ударный ? ([у]).

- Ударными могут быть только гласные звуки. Ударный гласный звук мы будем обозначать вот такой фишкой чёрного цвета, которую ставят над звуком.

Воспитатель ставит фишку над красной фишкой – звуком [у].

- В слове может быть только один ударный гласный звук. Все остальные гласные называются безударными. Какой безударный гласный звук в слове «гуси»? ([и])

- Прочитайте слово, так, чтобы был хорошо слышен ударный звук.

Два-три ребёнка читают.

- А если мы поставим ударение на звук [и]?

Воспитатель переставляет фишку.

- Как теперь надо прочитать слово?

Воспитатель помогает прочесть слово.

- Правильно получилось? (нет)

Вновь ставят фишку над звуком [у].

Дети убирают фишки со схем под диктовку в таком порядке: ударный гласный звук [у]; безударный гласный звук [и], твёрдый согласный [г], мягкий согласный [с'].

2. Физкультминутка.

3. Работа на карточке.

- написать по образцу букву «Г»

- написать слово «гуси» по образцу;

- поставить ударение в слове «гуси»

- «Разложи покупки по корзинкам» - проведи линию от картинки к корзинке: количество слогов в слове должно соответствовать цифре, написанной на корзинке

Дополнительные индивидуальные задания: чтение слогов, слов.

Для старшей подгруппы:

1. - Отгадайте, какую букву мы будем сегодня учить; я думаю, что многие её уже знают. Эта буква обозначает согласный звук, похожа на букву «Т», у которой отвалилась левая половина крыши.

- Правильно, это буква «Г».

Воспитатель выставляет букву «Г» на доску.

- Придумайте слова, в которых есть звук [г], это твёрдый или мягкий звук? (твёрдый), или есть его братец, мягкий звук…какой? …[г'].

На доске, в качестве подсказки, размещены карточки со словами.

Дети называют слова (возможно и считывая с доски), называют, какой звук в слове – твёрдый или мягкий.

2. Чтение рассказа на карточке: «У Гоши гости. Гошина мама дала груши. Гости играли в игру. Гоша забил гол.»

Воспитатель предлагает самостоятельно прочитать рассказ, а потом ответить на вопросы.

Перед чтением воспитатель знакомит детей с правилом написания «ши»:

- В рассказе вам встретится буква «ш», и вот такой слог «ши» (выставляет слог на доску).

- Прочитайте его.

- Звук [ш] – всегда твёрдый. После [ш] всегда слышится [ы], но писать надо всегда букву «и». Это такое правило. Его надо просто запомнить.

- Прочитайте ещё раз этот слог: [шы]

Дети читают рассказ.

При необходимости воспитатель помогает кому-то из ребят прочитать.

Тем детям, кто прочитал раньше, дополнительное задание - прочитать слова: глаза, гриб, глина, игла, иголка, гроза, радуга, бумага.

Вопросы после прочтения:

- Как зовут мальчика?

- Кто был у Гоши?

- Чем угощала гостей Гошина мама?

- Чем занимались гости?

- Что сделал Гоша?

- Назовите слова, в которых есть буква «Г».

- Есть ли в рассказе слова, в которых буква «Г» обозначает мягкий звук [г']?

3. – А ещё ребята играли с буквами – собирали буквы в слово.

- Составьте слово из этих букв: С, И, Г, У.

- Правильно, это слово «гуси».

- А потом ребята играли с фишками – шифровали слова, кто быстрее.

- Зашифруйте и вы слово «гуси». Интересно, за сколько минут вы справитесь?

Воспитатель засекает время. Делает 2-3 первых засечки: (Тима справился за 15 секунд, Соня – 25 секунд…), далее ждёт всех и озвучивает время по последнему выполнившему задание.

- Все молодцы! Справились за 1 минутку. Теперь проверьте, правильно ли вы сделали.

Воспитатель сама выставляет быстро звуковую схему слова на доске.

Если кто-то из ребят сделал ошибку, то пусть он расскажет, в чём она заключалась. Такой ребёнок обязательно получает дополнительное одобрение педагога.

- Назовите гласные звуки в слове «гуси».

- Сколько слогов в этом слове?

- Назовите первый слог (гу)

- Назовите второй слог (си)

- Найдите ударный слог (Гууси. Ударный слог «гу»)

- Какой гласный в слоге «гу»? (у).

- Произнесите слово гууси так, чтобы выделялся ударный слог.

Воспитатель тоже произносит слово с интонационным выделением ударного звука, ведя указкой под схемой слова и задерживая её на второй клеточке.

- Слышите, протяжно мы произносим именно гласный звук.

- Послушайте, какой теперь звук я выделю голосом.

Воспитатель произносит слово с интонационным выделением звука [и], ведя указкой под схемой слова и задерживая её на четвёртой клеточке: гусиии.

- Как же правильно сказать: гуууси или гусиии? – воспитатель произносит слова и в обоих случаях ведёт указкой по схеме.

- Правильно, гуууси.

- Гласный звук в ударном слоге, который произносится более протяжно, тоже называется ударным. Слог ударный и гласный звук в этом слоге ударный.

- Какой слог ударный в слове «гуууси»? (гу)

- А какой гласный ударный ? ([у]).

- Ударными могут быть только гласные звуки. Ударный гласный звук мы будем обозначать вот такой фишкой чёрного цвета, которую ставят над звуком.

Воспитатель ставит фишку над красной фишкой – звуком [у].

- В слове может быть только один ударный гласный звук. Все остальные гласные называются безударными. Какой безударный гласный звук в слове «гуси»? ([и])

- Прочитайте слово, так, чтобы был хорошо слышен ударный звук.

Два-три ребёнка читают.

- А если мы поставим ударение на звук [и]?

Воспитатель переставляет фишку.

- Как теперь надо прочитать слово?

Воспитатель помогает прочесть слово.

- Правильно получилось? (нет)

Вновь ставят фишку над звуком [у].

Дети убирают фишки со схем под диктовку в таком порядке: ударный гласный звук; безударный гласный звук, твёрдый согласный, мягкий согласный.

4. Физкультминутка.

5. Работа на карточке.

- написать по образцу букву «Г»

- написать слово «гуси» по образцу;

- поставить ударение в слове «гуси»

- «Проведи линию» - провести линию от картинки к цифре: количество слогов в слове должно соответствовать цифре.

- Подбери картинку-слово к звуковой схеме (цвета фишек помечены буквами: К, З, С)