В конце 2023 года всю Башкирию потрясла чудовищная история гибели 36-летней жительницы Стерлитамака Анны. Ее жестоко убил 42-летний бывший муж Виталий. Он проник в недавно купленную квартиру молодой женщины, сковал наручниками ее 16-летнего сына, а когда она вернулась, набросился на нее и избил. Подросток в какой-то момент смог убежать и вызвать полицию. К приезду правоохранительных органов его мать уже была мертва. Недавно убитая горем семья Анны посетила передачу на НТВ. Там вскрылись новые детали этой трагедии.
«ОН ОГРАДИЛ ЕЕ ОТ НАС»
Для Анны брак с Виталием, как и для него самого, был вторым – от первых отношений у обоих от первых браков остались сыновья. Пара познакомилась несколько лет назад и узаконила отношения в 2019 году. Он занимался бизнесом в сфере сельского хозяйства и продажей машин – она тоже предпринимательница: держала магазин женской одежды.
Поначалу у супругов все шло замечательно: совместные путешествия и прогулки, постоянные признания в любви, романтические фотографии, подарки…Виталий буквально обволакивал Анну своим вниманием и в то же время отстранял от ее родных.
– Я его не знала вообще, – призналась мать Анны Назиля. – Они расписались, показали свидетельство о браке, кольца и уехали. Он оградил ее вообще от нас. Никаких гостей не было: ни они к нам, ни мы к ним. Борис [сын Анны, имя изменено] говорил, «ничего бабуль, нормально все». Потом стал говорить, что он злой и психованный.
У Виталия возникла нездоровая ревность к жене. Она была красивой яркой женщиной и естественно приковывала к себе внимание. Это мужа, по всей видимости, выводило из себя.
– Он ревновал. Говорил, не одевайся так, чтобы на тебя не смотрели, - продолжает мать.
Словесные упреки в какой-то момент перешли в открытое насилие. Не выдержав такого давления и скандалов, Анна подала на развод, что еще больше взбесило Виталия, жестокость которого росла с каждым днем.
ПЕРЕД УБИЙСТВОМ ВИТАЛИЙ ДВАЖДЫ НАПАДАЛ НА ЖЕНУ
30 декабря 2021 года Виталий заявился в магазин женской одежды, которым владела Анна, и набросился на нее: бил и угрожал убить. Угомонив свою жажду насилия, он ушел. В январе мужчина совершил еще одно нападение на супругу: проник к ней в квартиру, пока там никого не было, и дождался ее прихода. Когда она пришла, накинулся и снова стал бить, параллельно угрожая ножом, электрошокером и бутылкой, в которой, как утверждал ревнивец, находилась кислота. Анна пережила второе нападение и написала заявление в полицию.
– Когда Анна подавала заявление на него, все это оттягивалось – то не принимали, то еще что-то. Анна нашла бывшую жену Виталия – та рассказала, что он так же издевался над ней, но предупредила, что в суде ничего этого не скажет, потому что боится, – поделилась сестра погибшей.
Виталия судили по четырем уголовным статьям: об истязании, угрозе убийством, проникновении в жилище и незаконном лишении свободы. Казалось, мужчину ждет заслуженное наказание в тюрьме, но не тут-то было. Заседание состоялось летом 2022 года, и на нем Анна попросила прекратить уголовное дело против уже бывшего мужа в связи с примирением сторон и полным возмещением материального и морального вреда в размере 300 тыс. рублей. Судья постановил прекратить уголовное дело против Виталия.
– Когда был суд, они замотали нас. Там был такой долгий изнуряющий процесс. Бесконечные допросы, встречи с адвокатами. На суде пришлось заключить мировое соглашение. Дочь сказала, может быть, очухается, больше не будет. Самому Виталию сказали близко к ней не подходить, – продолжает мать Анны. – Если бы она его посадила, трагедии бы не было.
После суда Анна и Виталий периодически выходили на связь и общались. Тем не менее нападения прекратились. Мужчина делал вид, что хочет искупить вину, но на деле готовился к убийству.
ПОДОШЕЛ И ПРИСТАВИЛ К ЛИЦУ ПИСТОЛЕТ
«Моя маленькая девочка, поздравляю тебя с днём рождения – с такого сообщения от мамы началось моё доброе утро. Хочу поздравить себя за силу и желание жить так, как этого хочу я! Недавно пересматривала свою карту желаний, и вы знаете – 80% ее содержания уже сбылось. А впереди еще столько интересного и впечатляющего! Я - человек эмоция, за это и люблю себя!».
Это была последняя публикация Анны в соцсетях. Через неделю после дня рождения ее убьют. Все случится в ночь на 24 декабря. За несколько часов до этого женщина пошла встретиться со своим новым ухажером. Ее сын Борис был дома – играл в компьютер в наушниках.
– Я ничего не слышал, но вдруг заметил, что по стене пробежала тень. Смотрю назад – вижу человека в маски с прорезями для глаз и рта. Я сначала подумал, что это друг матери хотел так подшутить. Потом я снял наушники и по голосу сразу понял, что это Виталий. У него в правой руке был пистолет. Он поднес его к моему лицу и сказал: «Успокойся, не кричи, ложись на кровать на живот». Он зафиксировал меня наручниками по руками и ногам, а также надел кляп. Так я лежал 2-3 часа минимум, – вспоминает Боря. – Он ходил в зал, возвращался в мою комнату. Периодически снимал кляп, чтобы я не задыхался, заставил разблокировать телефон, что-то там писал – возможно, матери, от моего имени, мол, скоро-не скоро придет.
Виталий сказал юноше, что все планировал три месяца: следил за ним и его мамой, купил новую машину, чтобы стать незаметным и нашел ключи от запасного входа в подъезд, где нет камер.
В какой-то момент Виталий оживился – увидел, что Анна заходит в подъезд. Он повернулся к Боре и сказал: «Если крикнешь, вина будет на тебе лежать».
Анна зашла в квартиру. Только она сняла шубу, как во входную дверь постучали. Это был тот самый друг, с которым она гуляла. Женщина забыла у него в машине лекарства (у нее, предположительно) болело горло). Мужчина – его зовут Александр – даже не зашел в квартиру, просто передал препарат через порог и ушел вместе с призрачной надеждой на спасение. Он до сих пор вспоминает об этом и жалеет, что не уберег Анну.
– Я много раз прокручивал тот вечер в голове. Я думал, что если бы я знал, как все будет, то забрал бы ее к себе домой жить, чтобы уберечь, оградить от опасности. Если бы пригласила остаться, я бы остался. Думаю, что я бы предпринял все, что было в моих силах на тот момент, – говорит Александр.
Анна разделась в прихожей и зашла проведать сына в его комнату. В этот самый момент Виталий сразу на нее набросился. В третий и последний раз.
– Она увидела, что я в наручниках, и сказала: «Все будет хорошо, сынок». Это ее последние слова, – продолжает рассказ Боря. – Он ее тоже заковал в наручники, а с моих ног снял. Слышал, что он сказал ей, что она «доигралась», и начал бить. После каждого удара он заходил ко мне в комнату. Когда в последний раз зашел в мою комнату, мать встала и начала кричать на всю квартиру, смогла открыть дверь, выбежать в подъезд, стучалась во все двери. Он услышал, и к ней выбежал.
Борис воспользовался ситуацией и тоже выбежал из квартиры. Он увидел, что Виталий обратно тащит из подъезда его мать. Юноша изловчился и смог спуститься на этаж ниже, где бился во все двери, но никто не открывал.
Вдруг Борис услышал, как бывший отчим спускается к нему. Виталий избил его, и парень на очень короткое время потерял сознание. Этого хватило, чтобы мужчина решил, что он умер, и просто вернулся в квартиру, закрыв за собой дверь. Услышав щелчок дверного замка, подросток вскочил и вновь попытался достучаться до соседей – по-прежнему ноль реакции. Время было чуть за полночь. Не слышать крики Анны и Бориса было попросту невозможно. Но соседи остались максимально безучастными.
– Потом выбежал из подъезда. Начал думать, куда обратиться. Я был только в штанах и носках и с закованными в наручники руками за спиной, - пояснил Боря.
Камеры видеонаблюдения на улице засняли, как несчастный полураздетый мальчик полураздетый бежит по холоду .
Борис направлялся к своей девушке, которая живет в паре кварталов от нее. Парень добежал до возлюбленной, и ее родители вызвали полицию. Оттуда в квартиру была направлена оперативная группа. Когда сотрудники прибыли туда, там была одна Анна – уже мертвая. Виталий убил бывшую ножом. С собой он прихватил два телефона: жертвы и ее сына. Оба мобильника так и не найдут.
Мать Анны узнала о ее гибели в ту же ночь.
– Я спала – и тут звонок. Беру трубку. Мужчину говорит: «Присядьте. Вашу дочь убили». Я стала голосовые сообщения детям посылать, ночь была, все спали. Выпила таблетки, сидела до утра, пока дети не пришли, – старшая дочь и средняя, сестры Анны.
Ориентировка на Виталия была передана всем постам и патрулям в Стерлитамаке. Уже днем по горячим следам сотрудники ГИБДД задержали мужчину, когда он ехал на своем автомобиле. Его доставили в Следственный отдел, где было возбуждено уголовное дело об убийстве.
– Частично признал вину. Сказал, что просто «пришел к ней поговорить», – продолжает мать Анны. – А до этого придумал себе алиби, якобы в момент преступления дома был. Даже сыну своему сказал: «Если вдруг кто-то будет спрашивать, скажи, что папа был дома».
«А С ВИДУ БЫЛ НОРМАЛЬНЫЙ»
Все, кто знал Виталия, до сих не могут поверить, что он мог совершить такое зверство. На людях он создавал впечатление доброжелательного, обходительного и совершенно не жестокого мужчины. Вот что о нем говорят знакомые.
– А с виду был нормальный адекватный мужчина. Всегда поздоровается.
– Знаю Виталика... Он мог только на словах всегда [быть жестким]. Всю жизнь благотворительностью занимался с родной сестрой.
– Тоже знаю только с положительной стороны Виталия, и не один год.
– Походу так человека выбесило, не оправдываю его действия, но его знала по работе, добродушный, вежливый и всегда мог помочь, если что-то попросить.
– Вся родня в шоке от этого поступка. Просто в голове не укладывается.
– Я узнал об этом из интернета, был в шоке. Я его знаю примерно около двух лет. Он всегда был порядочный, спокойный, уравновешенный. Мы вместе автобизнесом занимались. Агрессивным не видел. Всегда спокойно решал вопросы, в рамках приличия.
«ВДРУГ ПРИДЕТ И МЕНЯ УБЬЕТ»
С Анной простились 26 декабря. На похороны пришли десятки человек – друзья, родные, знакомые. Все они с трудом сдерживали слезы. На следующий день после прощания Борис в соцсетях оставил погибшей матери послание: «Люблю тебя, мам. Ты везде в моей памяти».
Пока Борис живет вместе с бабушкой в той самой злополучной квартире. Опеку над подростком оформит тетя – сестра его мамы. Биологический отец у юноши есть, но они практически не знакомы. Ему сказали о случившемся, но он особого интереса к истории не проявил: принес соболезнования и согласился подписать отказ от ребенка. Парень пережил чудовищный стресс и сейчас с трудом приходит в себя. С ним работают психологи.
– Борис боится: «вдруг придет и меня убьет», стал замкнутый», – говорит его бабушка. – У него так много вопросов: «А если бы я не убежал? Может, я виноват?». Я говорю, не вини себя. Поддерживаю его как могу. Каждое утро, как делала дочка, готовлю ему любимые оладьи.
Семью Анны поддерживает и тот самый ее друг Александр, который в последний раз проводил ее до квартиры – навстречу смерти.
В январе стало известно, что Виталию, помимо обвинения в убийстве, предъявили еще две уголовные статьи: незаконное лишении свободы и разбой. Находящийся в СИЗО мужчина отрицает, что бил Бориса - говорит, мол, тот просто с лестницы упал.
– Пусть дадут сколько положено. То, что заслужил, – пусть получит. Боюсь, что может избежать наказания, конечно... - признается мать Анны.
– Хочу самого максимального наказания ему. Чтобы не пропустили ни одну статью, – добавляет ее сестра.
По совокупности обвинений, перечень которых еще может быть расширен, Виталию грозит до 30 лет лишения свободы. Максимум.