Моё знакомство с электровелосипедами началось в 2018 году, когда увидел на Ютубе, что появились какие-то диковинные велосипеды на жирных покрышках, да ещё и электрические. На местном Авито (г.Сыктывкар) были предложения по продаже аналогичных аппаратов, заявляется в описании пробег 45 км на одном заряде, мощность мотора 750Вт и ёмкая батарея на 48В и 12Ач. На тот момент ещё не знал, что такая батарея может вмещать не более 6Ач, да особо и не интересно было, т.к. выбора не было. Решил брать то, что есть.
В ассортименте "магазина" был 1 экземпляр на ригидной вилке, т.е. вообще без подвески, на стальной раме. Можно было взять аппарат с амортизационной вилкой, но надо было подождать пока его привезут и соберут. Взял то, что было в наличии, ждать уже не мог...
Привёз его домой, хранился он в таком виде, прямо в комнате. Под колёса надо подкладывать полиэтилен, иначе ламинат будет вспухать, т.к. после поездок колёса могут быть и будут сырыми.
Из удобств на электровелике был только экран, который отображает заряд батареи и считает пробег. Выбора режима мощности нет, на руле был переключатель выбора скорости - 1 (24км/ч) и 2 (34км/ч). Также была фара, которая светила очень хорошо, можно было ездить в темноте. Началась эксплуатация электровелосипеда...
В ходе каждодневных катаний выявились некоторые недостатки: заряда батареи в реальности хватает максимум на 15 км, это с хорошей помощью педалями и ездой далеко не на максимальной скорости. Также не хватало подвески, один раз наехал на яму и получил небольшую восьмёрку на заднем колесе. Поправил у веломастера (в дальнейшем научился сам исправлять такие проблемы). После случая с колесом было решено переходить на велосипед с подвеской.
Купил на Алиэкспресс дешевый фэтбайк двухподвес по цене около 12 000 р., и на него перекинул всю электрику со старого велика. Старый фэтбайк продал на Авито. Началась эксплуатация нового велосипеда...
В ходе поездок докучала малая ёмкость батареи, которая в реальности составила всего 6Ач (проверил на разряд через нагрузочный резистор). С продавцом согласовал этот момент - он заменил батарею, но пробег не увеличился, т.к. все батареи имели ёмкость 6Ач, это было нормой. В корпус типа "термос" тех размеров просто не влезает больше 6Ач, кстати, собрана батарея на элементах 18650. Кроме батареи выявился недостаток самой рамы, так как она складная - в месте петли при езде возникают скрипы, которые сильно отвлекают. Решено было попробовать не складную раму, тоже стальная.
Приобрёл данный велосипед в красном цвете, также на него всё перекинул, а старый - продал, схема уже отработанная.
На этом аппарате гораздо удобнее при езде по бездорожью, он мягче. Но есть свои недостатки - комплектная вилка сделана из какой-то сыромятины, на ямах её иногда деформировало, приходилось поправлять. Также подбешивала низкая ёмкость батареи, но так как батареи стоили сравнительно дорого (пол стоимости электрофэта), то долго думал о её приобретении, взвешивал все за и против. Так как хотелось проезжать больше 15 км, то всё же раскошелился на новую батарею.
Новая батарея на 48В 20Ач, ёмкость честная. Пробег увеличился до более чем 50км, я даже не мог её разрядить за одну поездку.
Теперь в электровелике устраивало почти всё. Только вилка немного напрягала - её и пробивало, она и гнулась, решил сменить на нормальную, но недорогую вилку с Али. Эластомерная пружинная, с блокировкой т регулировкой жёсткости, "бренд" - passak.
Заменил вилку и удивился велосипеду, он стал намного мягче, подвеска начала работать, хотя сзади был амортизатор на пружине без демпфера, при наезде на неровности она бывало не слабо отстреливала меня с сидушки. Но это было комфортнее, чем ездить вообще без подвески.
Ездил и в кромешной тьме по лыжне, и по грязи - всё было. Теперь стало не хватать мощности - как-то вяло разгонялся мотор. Решил попробовать контроллер помощней - 1500Вт (батарейный ток 45а) взамен 500Вт (12А), что был с покупки. Велосипед начал разгоняться как ракета, прям с пробуксовкой колеса, правда это на снегу было, но всё равно эффект доставлял. Максимальная скорость от контроллера на зависит, как было 34 км/ч, так и осталось. После поездок на мощном контроллере начали ломаться шестерни в моторе - появился стук при разгоне. Думаю, что шестерни повредились из-за моей манеры езды - часто спрыгивал с бордюров на открытом газу - на мотор шла ударная нагрузка в момент приземления заднего колеса, а шестерни пластиковые - не рассчитаны на это. Благо, шестерни легко меняются и стоят не дорого. Со временем захотелось попробовать что-то мощней с большей максимальной скоростью. Изучал тему - выбирал между мощными прямоприводными моторколёсами на 1500Вт и центральными моторами. Попал на видео блогера multigreen, у него было видео с нахваливанием мотора Cyclone 1800-3000. Попался на удочку и решил заказать такой мотор, стоил комплект тогда 34 000 р., это за сам мотор, контроллер и ручку газа с вольтметром. Заказал и поставил на новый велосипед, на старый нельзя было, так как Циклон просто разрывал его хлипкий маятник.
Новый велик был на алюминиевой раме. Под мотор пришлось искать заднее колесо на кассете, чтоб не разрывало втулку колеса. Дури у мотора было много, цепи рвало, задний переключатель наматывало на колесо - всё это было.
Но то что велик мог теперь делать пятаки на песке (а не на снеге) - компенсировало все недостатки. Мощи было с избытком, на заднее колесо он легко поднимался.
На вилку поставил пыльники, без них на бездорожье никуда.
Поставил подседельный штырь с амортизацией - стало мягче на плохих дорогах, но до комфорта двухподвесной рамы - недостижимая пропасть. Так продолжалась эксплуатация нового велосипеда...
Однажды попал на велике в ДТП, сам цел, а велик пострадал - вилку загнуло и рама у заднего колеса треснула. Купил на Али похожий велик, и перекинул всю электрику.
Осенью выявился недостаток конструкции контроллера - в него попадает влага, накапливается там и в один момент контроллер сгорает. Гарантийный срок в 1 год не прошёл на тот момент, но в гарантии multigreen отказал, хотя заявлялось, что контроллер и мотор герметичные, влага в них не проходит.
Заменил контроллер на другой, обычный 45А BLDC контроллер с Али, который обошёлся в 1500 р. Новый был даже лучше - реагировал на газ плавно, а не резко как стоковый. Стоковый я дорабатывал - в цепь ручки газа добавлял резистор с конденсатором, чтоб сделать реакцию на ручку газа плавной, это помогало, но контроллер становился с запоздалой реакцией.
Хотелось развиваться дальше и попробовать другую, по настоящему мягкую раму - пространственную.
Стал прикупать и собирать детали - раму, колёса - всё, до последнего тормозного ротора.
Электровелосипед на новой раме был по настоящему крут - мягкий на бездорожье и мощный. Батарея 60В 20Ач, пробег от одного заряда - 50 км, максимальная скорость не более 55 км/ч, чего было мне более, чем достаточно. Но выявились критические недостатки мотора Циклон - цепи летели на раз, звёзды изнашивались только в путь. Цепи менял раз в неделю, а их там две - одна на колесо, вторая на моторе, на каретке 2 звезды (можно 3 ставить). Порванная цепь - это стало для меня обыденностью, ездил с инструментом для обжима цепи, перепрессовывал пины как механик формулы 1.
Надоели проблемы с цепями и звёздами - перешёл на 428 мотоцепь и звёзды. Это было настоящей задачей - требовалось доработать звёзды таким образим, чтоб одна ставилась на велосипедную втулку колеса, а вторая на мотор. На каретке была звезда, сложенная из двух велосипедных.
После этого началась беспроблемная эксплуатация байка. Правда втулка заднего колеса иногда разваливалась - не держала мощность мотора и вес электровелосипеда.
Частенько втулку приходилось разбирать, обслуживать. Иногда она вовсе разваливалась на части, но я её восстанавливал из пепла, менял оси, конусы, перебирал трещётку, игрался с регулировочными шайбами, чтоб убрать люфт барабана...
После переезда на юг (г. Анапа) появилась ещё одна проблема - перегрев мотора. Однажды он тупо сгорел.
Но это всё я восстановил, обмотки перемотал и стал ездить дальше. Хотя всё равно чувствовал, что мотор в жару сильно страдает. Также надоели постоянные проблемы с задней втулкой и звёздами с цепями (даже 428 цепи хватало максимум на 1 год, дешманская втулка колеса, переделанная на пром подшипники временами разваливалась), решил перейти на мотор-колесо аналогичной мощности. Снял Циклон и заспицевал моторколесо в обод. Контроллер и остальные компоненты оставил прежними.
Переход на моторколесо был обусловлен тем, что байк хотел продать и попробовать уже что-нибудь новое. С Циклоном продавать было нельзя - это настоящая проблема для того, кто будет ездить на таком байке. Мотор легко перегреть, цепи/звезды, фривил и сам мотор быстро изнашивается, требует разборки с заменой смазки, один раз я менял шестерни в моторе, короче, Циклон - это настоящая головная боль, хотя он мощный, и это его единственный плюс.
Продал электровелосипед на пространственной раме и купил мощный электробайк на 12кВт, он был с Авито и имел некоторые недостатки, которые я исправил.
Charger X. Приятный байк, разгоняется до 100км/ч, но это уже совершенно другая история, не электровелосипед, а электромопед. Так как люблю ездить по пескам, Charger X мне не подошёл - необходимо наличие механической КПП, чтоб можно было с лёгкостью колесить по песчаным дюнам. Приобрёл другой байк - Belluga WS, он примерно той же мощности - 12 кВт, но с коробкой на 4 передачи и ручкой сцепления на руле - всё как на мотоциклах. Брал тоже б/у на Авито с пробегом 1500км.
Этот байк - настоящий кайф для любителей поездить по песку и горам, могу смело его рекомендовать. На данный момент остановился на нём, а для педалирования собрал себе лёгкий электрофэтбайк на алюминиевой раме с батареей 36В 20Ач, мотором 500Вт и контроллером на 35А.
Пробег от одного заряда у него 45км, а максимальная скорость 35 км/ч, пришёл почти к тому, с чего и начинал свой путь любителя электротранспорта.
Таков мой путь. Спасибо за внимание!