"Ученье - свет", так и хочется начать этой прописной истиной отзыв о премьере Театра им. Гоголя "Соборяне" (по хронике Н. Лескова). Ведь если бы дьякон Ахилла Десницын знал, что латинское слово astragelus обозначает кость на щиколотке, а не вольнодумство, не стал бы этот великовозрастный исполин с душой ребёнка пытаться утопить в омуте лекаря. Действующий,как стихийная сила, Ахилла начал искоренение в Старгороде пагубного вольнодумства в лице учителя математики уездного училища Варнавы Препотенского (Антон Лызо), которому кости утопленника потребовались для изучения естественных наук.
Святость и грех,истина и ложь, религия и атеизм, религия и наука , просвещение и невежество- вот переплетение вечных тем, которые режиссёр-постановщик Полина Агуреева затрагивает в своей инсценировке хроники Н. Лескова.
"Святая троица" старгородской соборной поповки- протопоп Туберозов(Илья Шакунов), священник Захария(Максим Литовченко) и уже упомянутый дьякон Ахилла Десницын (Алексей Вертков) составили предмет повествования "Соборян".
На сцене виден страшный покосившийся остов часовни, видимо, символизирующий разрушение Деевской староверческой церкви, когда железный крест сорвался с купольного фонаря, повис на цепях и проломил пожарному солдату голову. В финале в лоно разрушенной церкви будут собираться ставшие ангелами главные герои трагических старгородских событий, меняя свои бедные или богатые костюмы на белые одежды.
Протоирей Савелий Туберозов, присланный по консисторской инструкции в Старгород на противодействие расколу, обладает даром проповеди и хорошим умом. Его душа трепещет и горит, им овладевает священное беспокойство, когда консистория даёт запрос на предварительную цензуру его проповедей и склоняет к написанию доносов. Он пишет не доносы, а "нотатки" под свежими чувствами, которые так доверительно даёт читать своей верной спутнице жизни Наталье Николаевне. Полина Агуреева играет жену протоирея очень нежно, как ласковая, заботливая голубка. Заботы и тяготы, связанные с опалою и отрешением от благочиния мужа, свели в могилу эту преданную и верную помощницу протоирея.
Помещица Марфа Андреевна Плодомасова (несравненная Наталья Егорова, золотой голос дубляжа),пережившая пятерых венценосцев, с двумя из которых танцевала на собраниях и спорила с самим Емелькой Пугачёвым, была выразителем чувств и симпатий авторов, поэтому её монологи прерывались аплодисментами не единожды. Её верный слуга и помощник карлик Николай Афанасьевич (Марк Бурлай)- человек огромной души, мужества и благородства, жаль, что в спектакле его роль сведена к водевильной сцене сватанья с собственностью генеральши Вихиоровой (Варвара Насонова) - карлицей Меттой Ивановной(Анатолий Просалов).
Показ прошёл в рамках V Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета.
Спектакль «Соборяне» сопровождался живой музыкой в исполнении музыкантов камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета !
Благодарю режиссёра Полину Агурееву и творческую труппу за обращение к столь современной классике Николая Лескова, которая звучала на сцене без купюр.
За приглашение благодарю сообщество Московские блогеры МоскваЛюблю - общество, где всегда много интересных предложений и лично куратора Марину Казакову
Фотографии, видео и больше информации о событии в моём телеграм-канале "Очень культурный блогер".Приглашаю Вас!
#полинаагуреева #юрийбашмет #солистымосквы #театргоголя #соборяне #премьера #театрпремьера
#moskvalublu #moskva_lublu