Вследствие войн с турками, к России отошли земли, так называемой, Новороссии Обширная степь, которую нужно было освоить. Для этих целей на место отправился сам Потёмкин, пригласив следом и Екатерину.
Так, зародилась идея Таврического вояжа.
Отвоевав земли, Потёмкин начал строить деревни, созывать людей жить на новых землях, строить крепости, церкви и основывать новый черноморский флот. Всё это требовало много сил, энергии, времени и средств. Чтобы позволить императрице самой воочию увидеть плоды долгих трудов, Григорий Александрович начал планировать грандиозный вояж. Начав в 1780 году, к осуществлению пришли к 1787.
Это путешествие спровоцировало представителей иностранных дворов приступить к мифотворчеству, а именно придумать “потемкинские деревни”. К нашему времени это
выражение дошло со смыслом “отсутствие деятельности за декорациями”, но все не так просто.
Иностранцы не очень желали расстраивать своих правителей, поэтому писали, что деревни, которые императрица видит вдали вдоль их пути следования-нарисованы на картоне; крестьяне, жившие в “наспех построенных деревнях что были ближе к дороге” - были одними и теми же людьми, которых гнали от одной такой деревни к другой. Корабли нового черноморского флота империи - тот же картон и лишь фасад.
Однако я не могу их винить. На тот момент масштаб и впрямь восхищал воображение.
Путешествие продлилось полгода, с января по июль. На каждой станции императрицу и сопровождающих, коих было около 3000 человек, ждали праздник и бал. А в Севастополе их ждал салют с настоящего черноморского флота и шлюпки для продолжения путешествия по воде.
По итогам вояжа под впечатлением осталась и Россия и Европа. Русская императрица увидела, что на новых землях её приняли как правительницу, а своими щедрыми дарами местному населению, она укрепило это чувство. Европа была вынуждена признать ценность завоеваний.
Всё это не могло не раздражать Османскую империю, которой совсем недавно и принадлежали эти земли. С подачи “доброжелателей” она снова напала на Российскую империю, желая вернуть некогда своё, но потерпела полное поражение.