Судьба великих людей часто напоминает увлекательный роман, полный восходов и закатов. Богдан Ступка, выдающийся актер и талантливый художник сцены и экрана, не стал исключением. В этой статье я расскажу про судьбу актера, его жизнь, связи с политиками, творчество, отношение к России, а также попытаюсь рассказать, каким был этот человек за кулисами и что о нем говорили его современники.
"Удачу поймал за хвост"
Богдан Ступка вписал свое имя в историю кинематографа с молниеносным восхождением. Его дебют в кино с фильмом "Мир хижинам – война дворцам" (1970) стал началом великой актерской саги. В этой картине уже проглядывались те качества, которые позднее сделают его выдающимся: великолепная харизма, естественность в исполнении ролей и внутренняя глубина.
"Ступка не был просто актером, он был магом, способным воплотить в жизнь самые таинственные образы", - говорили о Ступке коллеги по съемочной площадке.
Эти слова оправданы, если взглянуть на его отельные работы. Он создавал не просто персонажей, а истории, которые жили в сердцах зрителей долгие годы. И чтобы вы понимали величину таланта советского актера, я приведу интересный эпизод из его жизни.
В начале 1980-х годов на телеэкраны вышел увлекательный многосерийный фильм под названием "Мужество", рассказывающий о героическом подвиге строителей Комсомольска-на-Амуре. Богдан Ступка принял участие в этом проекте, исполнив роль отрицательного персонажа Гранатова.
Его герой, выявлял вредителей и предателей среди энтузиастов и добросердечных строителей. И что вы думаете, отрицательный персонаж настолько удался Ступке, что самому актеру впоследствии приходилось в прямом смысле отбиваться от поклонников, которые хотели с Гранатовым поквитаться. Нашла вот такую интересную историю:
"Вчера мы случайно встретили Гранатова на Крещатике и задали этому гаду хорошенько!" На первый взгляд, кажется, что 15-летние парни замечательно поступили, но вторая мысль другая – почему люди отождествляли актера Богдана Ступку с его негативным героем?
Хотя это лишь еще одно свидетельство безграничного таланта актера. Ступка настолько естественно играл, что хулиганы забыли, что Гранатов – лишь образ, к которому сам актер отношения не имеет".
В этом плане хотела бы привести мнение самого Богдана Ступки о негативных героях, которых он играл и почему он получал от этого удовольствие:
"Сплошная голубизна царила на советском экране. Странно все это. Слащавые наигранные образы, чересчур идеальные. Ну не бывает такого в реально жизни. Точка. Такие герои были лишены искренности, не вызывали ни симпатии, ни уважения. Поэтому у меня и возникало всегда желание играть роли отрицательных героев, поскольку именно в них находилась какая-то правда, олицетворяющая настоящую жизнь.
В отрицательных персонажах хотелось видеть истину, которая выходила за пределы стереотипов и создавала место для живой, динамичной характеристики личности"
А настоящий успех в кинематографе пришел Ступке в 29 лет в 1970 году в фильме "Белая птица с черной отметиной". Первая реакция Ступки на уже отснятую картину с его ролью была неутешительной. Актер вспоминал:
"Ну, теперь меня точно снимать никто не будет" – сказал я режиссеру. Но как только фильм вышел в прокат, тут же собрал множество наград, а я неожиданно для себя проснулся знаменитым.
Но не только кино раскрывало его талант. Театр стал еще одним полем, где Богдан Ступка преуспел. Его театральные постановки стали настоящим искусством живописи сцены, где каждый жест, каждое слово было наполнено значением. Постановка "Король Лир" в Национальном академическом театре имени Тараса Шевченко стала настоящим триумфом и событием в театральной истории всего постсоветского пространства. В каждом движении, каждой реплике, в каждом взгляде он вносил нечто уникальное, что заставляло зрителей переживать и проникаться глубиной его творческой души. О секрете своего театрального успеха Ступка говорил проникновенно и в то же время очень просто:
"Я никогда не зацикливаюсь на каких-то фантазиях и мечтаниях. Знаете есть артисты, которые годами мечтают о конкретных ролях, но часто получив роль, они сталкиваются с разочарованием, потому что сыграть их они не в состоянии.
Ведь важнее всего, чтобы режиссер увидел в тебе тот образ, который он задумал, и извлек это внутреннее содержание роли. Потом, когда ты играешь, удивляешься, как вообще смог воплотить этот образ в жизнь так успешно. Вот сейчас, если говорить о мечтах, я склонен размышлять о ролях без слов. В моей карьере уже было столько разговоров и криков, что сейчас хочется немного уйти в тишину"
И актером, кстати говоря, Ступка был фанатичным. Я приведу еще один эпизод. За 2 года до смерти актера снимался сериал: "Однажды в Ростове". Так вот на съемочной площадке Богдану Сильвестровичу стало плохо, он упал без сознания. Очевидцы вспоминали:
"Даже в Бреду Ступка говорил: "Я готов, дайте мне выйти в кадр, надо доиграть". А него был инфаркт"
"А зачем я ей нужен с такой рожей?"
Внешне спокойный и сосредоточенный, Ступка хранил внутри себя глубокие эмоциональные переживания, но никогда не давал этим переживанием выйти наружу. Современники все как один говорили о его молчаливой харизме и глазах, которые без слов рассказывали непростые жизненные истории. Одна из них произошло во времена ранней молодости, когда Ступка, начинающий артист, с творческой профессией мог попрощаться раз и навсегда.
Во время поездки на один из концертов артиста продуло в автобусе. Представление прошло успешно, только на следующее утро Ступка обнаружил, что не может двигать мышцами лица – оно все перекосилось и будто бы окаменело.
Диагноз врачей был безрадостным: воспаление тройничного нерва. Лицо искажено как после инсульта, не только говорить, но и глотать было трудно. Богдана поместили в военный госпиталь, и болезнь, как выяснилось, могла отступить только после операции. Актер почти смирился с мыслью о завершении своей карьеры. Спасение пришло неожиданно, с появлением любви. Ступка вспоминал:
"Во время болезни Лариса, юная балерина, подбадривала и поддерживала меня, навещала, готовила мне еду, всегда приносила что-нибудь вкусное. Она не обращала внимания на мою болезнь… Постоянно ко мне приходила, а я думал: зачем я ей нужен с такой рожей? Но тогда я понял, что в этом человеке есть что-то ещё, кроме того, что она балерина, красивая девушка. Я решил на ней жениться."
И встреча была, несмотря на тяжелые обстоятельства, судьбоносной. В 1967 году пара расписалась и прожила вместе почти 50 лет. Только вот мужем, по словам Ступки, он был плохим. Супруга артиста вспоминала:
"У Богдана был свой ритуал", вспоминает Лариса Семёновна, "после каждого спектакля он возвращался домой, а на столе уже ожидал его бокал пива, кусок сыра, чёрный хлеб с солью и лук. Без лука он жить не мог, ел его постоянно и только вечером, когда все встречи заканчивались.
Я на давала ему возможность отдохнуть, перевести дух и выйти мысленно из театральных обьразов, не приставая с вопросами и болтовней. Я знала, что на следующий день он, полный бодрости и энергии, обнимет меня и скажет: "Тебе, моя милая, достался не самый идеальный муж, но вот мужик - неплохой! Правда?" Это всегда вызывало у меня улыбку, ведь в нашем доме "мужиком" была я."
Да, и "мужиком", которым все прощает своему мужу. Приведу еще одно воспоминание Ларисы Семеновны:
"Жить с Богданом было крайне тяжело. Но я тут же все ему прощала, как только видела его на сцене. Влюблялась в него каждый раз заново"
Каким был за кулисами
Творческие успехи Ступки не нарушали его скромности. Актер оставался смиренным человеком, он ценил простые радости жизни и относился к окружающим с уважением, не забывая свои корни и ценности.
«Был на приеме у Президента страны Януковича и удалось выбить целых три квартиры для своих артистов», - говорил с придыханием и нескрываемой радостью Ступка.
На съемочной площадке к Богдану Ступке все без исключения питали искреннее уважение. А все потому, что он проявлял высокую точность в работе, ответственность и демонстрировал умение подчиняться, был исполнителен, и что самое главное, не капризным человеком. Удивительно, что даже с таким внушительным опытом и талантом, актер оставался скромным. Коллеги по цеху вспоминали:
"Ступка считал, что актер всегда должен сохранять критическое отношение к своей работе, а его зеркалом должен быть режиссер. Это отражение его скромности и стремления к совершенству в своем искусстве. В наше время не многие обладают мастерством актерской профессии таким, каким обладал Богдан Ступка."
Что говорил про Россию и отношения с политиками
К нам в страну уже после распада СССР Ступка наведывался нечасто. Только в середине нулевых – стал выезжать на работу в Москву, Санкт-Петербург. Несмотря на уже тогда напряженные отношения между странами про Россию говорил.
Даже занимая должность министра культуры Украины в правительстве Ющенко в 1999-2001 гг. пытался сохранять какой-никакой нейтралитет. Общался, как с Ющенко, так и с представителями "Партии Регионов" - Виктор Януковичем, Николаем Азаровым, которые традиционно выступали за более тесные отношения с Россией.
Неудивительно, что сам Янукович прибыл проститься с мэтром советского кинематографа Богданом Ступкой. А сам актер, по крайней мере официально, позитивно отзывался о России и с уважением относился к нашей стране вплоть до самой своей кончины:
"Не могу сказать, я далек от политики. Но что я точно знаю: мои чувства по отношению к России и её народу ни разу не изменились... Что касается меня лично, я могу поделиться своим мнением. А вот за остальными подобными вопросами лучше обращаться к президентам и премьер-министрам. В конце концов, они занимаются этим вопросом уже много лет... На мой взгляд, между нашими народами сохраняются нормальные отношения – дружба, уважение, братская любовь. По крайней мере, таково моё личное восприятие. А также у актеров нашего театра" - отмечал актер
Однако есть и другие свидетельства, которые говорят об обратном. Режиссер Николай Бурляев, друживший со Ступкой вспоминал:
"Встретились мы как-то в Большом театре, Богдан тогда уже министром культуры был. Надо было подпевать, он этим занимался. И мне, своему другу Ступка сказал: "Мы два разных народа". А я говорю: "Ты вообще в своем уме? У нас предки общие. Какие два разных народа? У меня предки - казаки с Запорожья. И твои прядки тут рядом совсем. Он тогда мне ничего не ответил. Может, отшучивался, хотя какие шутки - он же официальным лицом уже был".
В завершение. Сложно переоценить вклад Богдана Ступки в мир искусства. Его талант, глубина восприятия ролей и мастерство держали в восторге поколения зрителей. Однако, несмотря на его физическое уход из этого мира в 2012 году, дух и влияние актера остаются живыми в сердцах тех, кто любил и ценил его творчество.
Лично мне, Богдан Ступка, как актер очень импонировал. Его Тарас Бульба был просто бесподобен. Достойный советский актер, которого следует помнить.