Найти тему

Кто определяет место размещение площадки для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО), каким требованиям они должны соответствовать

Приветствую всех на канале «Просто о сложном (юридические советы)»!

Сегодняшняя тема – кто определяет место размещение контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО), каким требованиям должны соответствовать места для размещения площадок для сбора ТКО, каким законодательством это регулируется на примере судебного спора. Выводы в конце текста.

1.Управляющая компания на основании договоров управления осуществляет управление многоквартирным домом.

В адрес Управляющей компании направлено требование Администрации района, в соответствии с которым в случае расположения контейнерной площадки на территориях общего пользования необходимо оперативно организовать работу по получению соответствующего разрешения в Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города.

Управляющая компания обратилось с заявлением в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города о выдаче разрешения на размещение элементов благоустройства территории для многоквартирных домов, на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с прилагаемой схемой.

Департаментом муниципального имущества и земельных отношений Управляющей компании разрешение было выдано.

В ходе осмотра и обмера земельных участков, принадлежащих собственникам помещений многоквартирных домов, установлена невозможность размещения места накопления отходов в границах данных участков с соблюдением установленных санитарных норм и правил, в связи с чем, Управляющая компания обратилось в Администрацию района с заявкой на согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для нужд жителей указанных многоквартирных домов с приложением разрешения, схемы размещения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Администрация района, рассмотрев заявку Управляющей компании на согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), отказала в согласовании создания места (площадки)накопления твердых коммунальных отходов, потому что контейнерная площадка - это не объект благоустройства, для ее согласования нужно соблюдать отдельный, принятый в городе, порядок - подать заявлениеустановленной форме, приложить требуемые документы Правил "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", утвержденных постановление Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039).

2. Управляющая компания не согласилась с Администрацией района и подала в арбитражный суд заявление об оспаривании ее решения об отказе в согласовании создания места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов для нужд населения многоквартирных домов, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи решения о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с заявкой.

Суд первой инстанции отказал Управляющей компании. Суд апелляционной инстанции вынес новое решение и удовлетворил заявление Управляющей компании, его поддержал суд кассационной инстанции. Определением Верховного Суда РФ от 23 ноября 2023 г. N 302-ЭС23-22169 по делу N А33-8727/2022 Администрации района отказано в пересмотре дела.

Доводы суда:

- согласно п.2 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, устанавливаются Правительством РФ. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ;

- постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Пунктом 4 Перечня N 1300, предусмотрены элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории;

- согласно п.38 ст. 1 ГрК РФ под элементами благоустройства понимаются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории;

- в соответствии с п.17 приложения N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда N 170, по отношению к внешнему благоустройству к работам по текущему ремонту относится ремонт и восстановление разрушенных хозяйственных площадок, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников;

- из п. 1.4 Методических рекомендаций N 1042/пр, следует, что в соответствии с п.3.12 СП 82.13330.2016 к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству; в правилах благоустройства территорий муниципальных образований к объектам благоустройства муниципального образования рекомендуется относить территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в частности контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов. Пунктом 4.1 данных рекомендаций к объектам благоустройства на территориях жилой застройки рекомендуется относить, в том числе контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов;

- также на основании п.2 Правил N 1039, места накопления твердые коммунальные отходы должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также правилам благоустройства муниципальных образований;

- таким образом, контейнерные площадки и мусорные контейнеры могут быть отнесены к элементам благоустройства, предусмотренным в Перечне N 1300;

- Управляющей компанией вместе с заявкой был представлен необходимый перечень обязательных для оказания муниципальной услуги документов;

- в границах участков, указанных в разрешении на размещение объектов благоустройства, невозможно размещение мест накопления отходов с соблюдением установленных санитарных норм и правил (СанПин 2.1.3684-21) напротив, соблюдение указанных норм возможно при согласовании размещения мест накопления твердых коммунальных отходов на участке, указанном в заявке Управляющей компании;

- решение вопроса о согласовании мест накопления (контейнеров) твердых коммунальных отходов не требует отлагательства, поскольку повторное рассмотрение заявки не приведет к восстановлению прав Управляющей компании; отсутствие места накопления твердых коммунальных отходов нарушает права жильцов многоквартирного дома.

Верховный Суд РФ отказал ОМСУ в пересмотре дела, отметив, что поскольку в соответствии с пп.4,5 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пп.11,15-19 Правил N 1039 органы местного самоуправления обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с учетом санитарно-эпидемиологических требований, ВНИМАНИЕ!!! Администрация района должна определить место для размещения спорной площадки с учетом таких требований.

ИТАК:

- из системного анализа законодательства, вывод - контейнерные площадки и мусорные контейнеры могут быть отнесены к элементам благоустройства;

- места накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также правилам благоустройства муниципальных образований;

- отсутствие места накопления твердых коммунальных отходов нарушает права жильцов многоквартирного дома;

-органы местного самоуправления обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с учетом санитарно-эпидемиологических требований.