Продолжая тему воспитания, сегодня поговорим о цели воспитательного процесса.
Любое наше действие обусловлено целью и воспитание имеет свою. Когда мы взялись воспитывать ребенка, нам требуется ответ на вопрос: чем наше воспитание должно закончиться? Как мы поймем, что воспитание можно прекратить и дело сделано? По каким признакам? Очевидно, что ребенок вырастет и достигнет некоторого возраста. Это и есть цель воспитания? Однако, человек соткан из привычек и ценностей, характера и способностей — он соткан из человеческих качеств. Отличник может совершить подлость, а двоечник и хулиган нередко обладает добрым сердцем, любит животных и не способен на предательство. Многие задумываются: что с того, что ты хороший человек, если не достиг успеха или выглядишь неряшливо? Равно как и многие состоятельные люди не считают нужным кичиться своим богатством и носят весьма недорогие наряды. Все это результаты воспитания. К ним люди пришли, поскольку именно эти ценности стали целью воспитания и теперь выражены в соответствующих формах поведения. По стилю поведения мы легко понимаем, кому и что важно. У большего количества людей человеческие качества, к сожалению, не являются предметом воспитания. Многие считают характер заложенным с рождения и просто ждут с любопытством, каким же вырастет ребенок. Они не участвуют в воспитании человека, хотя и совершают над ним какие-то манипуляции. Это ошибка.
Воспитание весьма сложный процесс — в этом деле много побочных эффектов.
И умелое воспитание равно движению по лезвию бритвы: один неверный шаг и вся конструкция рушится. Воспитывая успешность, высокую успеваемость, мы очень часто развиваем и перфекционизм, невротическую боязнь ошибки, заносчивость и, как ни странно, неуверенность в себе! Ругая за ошибки, взрослые воспитывают в ребенке безволие и избегание ответственности.
« Я лучше ничего не буду делать, чем получу наказание или критику за ошибку» — прочно устоявшаяся мыслительная конструкция, вопреки иным целям невежественных воспитателей.
И благие намерения уже становятся основанием для развития пороков.
Приведем другой пример: ругаясь на ребенка и обзывая его, взрослые требуют вежливого поведения со стороны чада. В результате ребенок видит пример грубости и усваивает именно это поведение. Бездельник, неряха, лентяй… Унижения и оскорбления должны по мнению родителей сформировать у ребенка обратное поведение, однако поселяет твердое представление о себе, как о негодном человеке, пристыдить которого уже невозможно. С уверенностью в себе эти понятия не имеют ничего общего. Стоит внимательно отнестись к тому, что на самом деле воспитывается в ребенке подобными методами. Средства воспитания должны приближать к цели воспитания, а не отдалять от нее. Когда вы хотите выпить чаю, в чашку наливаете заварку? Или с упрямством идиота сыпете туда кофейный порошок и всякий раз недоумеваете: а где чай? Я чай хотел!
Есть и другая крайность. Ребенок становится центром Вселенной, когда все его желания будут немедленно и наилучшим образом удовлетворены. А мотивируется такое поведение взрослых идеей благодарности за счастливое детство в будущем.
«Я сделаю для него всё и мне это вернётся сторицей к пенсии» — наивно полагают взрослые.
И вот этот пуп Земли проявляет себя как капризный, обидчивый, неспособный понимать других людей инфантильный эгоцентрик. Эти люди в будущем обречены на страдания. Общество нуждается в адаптивных людях, способных быть его полноценной частью, а не центром, и будет вынуждено отвергнуть этаких нарциссов. Способ взаимодействия с окружающими у воспитанных таким образом людей может принимать извращенные формы. Увы. Эгоиста трудно полюбить, а крайняя обидчивость и самомнение приводит их к жестокости.
Делаем вывод: именно такие человеческие качества, как доброта, ответственность, способность прощать, отзывчивость, терпение, упорство, трудолюбие, составляют портрет желанного для общества человека.
Другими словами, целью воспитания является образ взрослого человека, который вырастет из ребенка.
Хотите видеть внимательного взрослого в будущем? Поместите его в обстоятельства, где он будет проявлять заботу и доброту к близким (ухаживает за кошкой, помогает маме, заботится о друге).
Хотите вырастить смелость? Поместите ребенка в ситуацию опасности и научите взаимодействовать с ней.
Мечтаете видеть ребенка умным и взрослым? Научите его думать, а не зубрить.
Понимаете важность своего места в жизни? Пусть ваш ребенок ищет себя в труде и приносит пользу обществу, а не только себе самому.
Следует помнить: поведение, которое проявляется в типичных обстоятельствах, и определяет черты личности. А значит, все вышеперечисленное должно происходить в воспитании изо дня в день, а никак не по праздникам.
Саногенное мышление можно и нужно воспитывать в детях, чтобы они стали взрослыми людьми с чувством собственного достоинства, терпеливыми, смелыми и ответственными, уверенными в себе и обладающими выдержкой. Главное — счастливыми.
Это возможно только при наличии способности справляться с переживаниями обиды, вины, стыда, страха и многих других. Передать этот навык можно только имея его и понимая механизм научения. Если вы в качестве воспитателя не являете собой образец, где его взять ребенку?
#статья #чувствопокоя #саногенноемышление #сгм #воспитание