Найти в Дзене
Евгений Трифонов

«Самый крутой диктатор в мире» побеждает на выборах

InVoice Media, 05.02.2024

В победе Найиба Букеле на президентских выборах в Сальвадоре не сомневался никто: его рейтинг в последние недели составлял 80-90%. Что подтвердили итоги выборов: за Букеле проголосовали 83% избирателей, а его партия «Новые идеи» получит 58 из 60 мест в парламенте.

Если в Сальвадоре победу Букеле народ отметил праздничными гуляниями, то в других странах Латинской Америки мнения разделились, а в США и Европе её восприняли со скепсисом.

Никто не отрицает того факта, что Сальвадор под руководством Букеле стал единственной страной региона, сумевшей подавить организованную преступность. Но большая часть латиноамериканских элит и западный истеблишмент считают, что Букеле нарушает права человека и угрожает демократии. «Сальвадор превратился из одной из самых жестоких стран в мире в одну из самых безопасных в Латинской Америке», - пишет Reuters. Влиятельная, но сомнительная с точки зрения морали и здравого смысла Amnesty International пишет о «замене бандитского насилия государственным насилием». Сам Букеле подбросил масла в огонь, назвав себя «самым крутым диктатором в мире». Эту шутку подхватили его критики во всём мире, но выхолостили из неё заложенный Букеле сарказм.

Однако критика Букеле неубедительна. Преступность в Латинской Америке чудовищна по масштабам, она разрушает экономику и социальную сферу; как раз она угрожает демократии, и нарушает – точнее, уничтожает – права человека. Нельзя ставить телегу впереди лошади: демократия, права человека и экономическое развитие возможны только после подавления преступности, а не до и не во время этого процесса. В Мексике и Колумбии, где идут настоящие войны с преступными группировками – можно ли говорить о полноценной демократии и соблюдении прав человека, стоит ли ждать экономического роста? Нет, конечно.

Ведущие мировые СМИ сомневаются, что выборы в Сальвадоре можно считать демократическими, когда 75 тыс. чел., или 1% населения страны находятся в тюрьмах. А можно ли было считать демократическими выборы, при которых 75 тыс. бандитов с мачете и автоматами терроризируют избирателей?

1% населения Сальвадора сидит в тюрьмах
1% населения Сальвадора сидит в тюрьмах

Букеле критикуют за то, что он добился разрешения Конституционного суда избираться на второй срок, что вообще-то не разрешает конституция. Этот принцип, появившийся в конституциях латиноамериканских стран больше века назад, должен противодействовать бесконечному правлению диктаторов. Но работает он плохо: диктаторы отменяют эту статью, либо правят из «тени» через своих ставленников (таких примеров в истории региона множество). И вообще: в парламентских государствах премьер-министр правит сколь угодно долго (от Маргарет Тэтчер до Биньямина Нетаньяху), и это никого не смущает. А президент – такой же глава государства, избранный народом, как и премьер в парламентской системе – не может. Это же несерьёзно!

Кстати, по поводу демократии: никто не утверждает, что в Сальвадоре подавляют оппозицию, запрещают СМИ или неправительственные организации, критикующие Букеле. Традиционные партии, левый ФНОФМ и правая АРЕНА, спокойно выдвинули своих кандидатов и беспрепятственно вели предвыборную кампанию. И с треском проиграли – не потому, что их преследовал «самый крутой диктатор», а оттого, что это они три десятилетия боролись за власть, в то время как Сальвадор погружался в пучину бандитского насилия.

Букеле ругают за экономический упадок. «При Букеле уровень крайней бедности увеличился вдвое, а частные инвестиции упали. Его широко разрекламированные планы относительно Биткойн-Сити, безналогового крипто-убежища, работающего на геотермальной энергии вулкана, не получили особого развития», - пишет Reuters. Конечно, пока в стране чрезвычайное положение, инвестиции не очень-то приходят. Да и экономические новации Букеле, такие, как криптовалюта, сомнительны.

Однако посмотрим на состояние сальвадорской экономики без предвзятости. Согласно отчётам ООН, годовой темп роста ВВП в 2023 г. составил 3%, инфляция – 3,02%, уровень безработицы - 5%. Не мировой рекорд, прямо скажем, но и отнюдь не катастрофа: многие страны позавидовали бы таким показателям.

Идеализировать Букеле не стоит. Он сделал первый, хотя и важнейший шаг на пути превращения «маленькой кофемолки», как иногда называют Сальвадор, в более или менее стабильно развивающуюся страну. Теперь ему предстоит вплотную заняться экономикой, и, конечно, ситуацией с правами человека – теперь на это есть и время, и возможности. Получится у него – будет замечательно; не выйдет – проиграет следующие выборы. И оставит преемнику страну, где можно спокойно жить и работать, не опасаясь татуированных головорезов.