Всё написано до нас, про авантюристов в том числе. Спектакль "Игроки" в театре имени Ермоловой - наглядное пособие, как не остаться в дураках. Ленин жив? Ха! Гоголь - вот кто жив и современен!
Сюжет спектакля "Игроки"
В гостиницу маленького уездного городка приезжает шулер Ихарев (Александр Усов) с приличным багажом (80 тыс.) недавно выигранных денег. Суть да дело, опущу подробности, нарисовываются еще три шулера со знойными фамилиями Утешительный (Олег Меньшиков), Швохнев (Борис Шувалов) и Кругель (Александр Сирин). И все эти четверо бравых ребят садятся за один стол играть.
Обыграть Ихарева у прибывшей троицы не получается, тогда они предлагают ему скооперироваться и уделать в карты местного олигарха Глова. Всё бы хорошо, но Глов не дурак и играть отказывается наотрез.
Жулики в печали, но что тут сделаешь.
И тут Глов говорит: "Я уезжаю, но мой сын останется, доверенность подписываю на него, в его распоряжении 200 тысяч. Присмотрите тут за ним, он у меня не особо сообразительный".
Конечно-конечно! Отвечают игроки.
И обыгрывают Глова-младшего на все имеющиеся у него деньги. Тот подписывает вексель, с тоски собирается стреляться, его кое-как отговаривают.
Игрокам же срочно нужны деньги, чтобы вложить их в товар купцов в Нижнем. Но на обналичку нужно время - до банкоматов с мгновенным снятием еще полтора столетия ждать, а в их реалиях на это надо дня четыре, а купцы уплывут!
Утешительный договаривается с Ихаревым: у него забирает имеющиеся 80 тысяч, т.к. надо срочно, а ему оставляет вексель на целых 200 тысяч. Всё равно тому спешить некуда, ну вот и обналичит, еще и с какой колоссальное выгодой.
Ихарев доволен, как слон, и на радостях читает патетический монолог:
"Нет, ум великая вещь. В свете нужна тонкость. Я смотрю на жизнь совершенно с другой точки. Этак прожить, как дурак проживет, это не штука, но прожить с тонкостью, с искусством, обмануть всех и не быть обмануту самому — вот настоящая задача и цель"!
И тут является "Глов-младший", который обнаруживает, что игроки уехали, а остался лишь Ихарев. Он рассказывает шулеру, что всё было подставой, в том числе "богач" Глов, и что ему самому, "сыну", обещали часть прибыли из 80 тыс., но кинули и его. Ихарев признает тот факт, что он лох, а патетика про ум была мягко говоря лишней.
Занавес.
Актеры и атмосфера спектакля
Постановки с Олегом Евгеньевичем Меньшиковым меня в 100% случаев восхищают.
Я предвзята с головой, будучи его верной поклонницей. И каждый раз, когда я вижу Меньшикова на сцене, у меня создается устойчивое впечатление, что за кулисами стоят люди с заряженным пистолетом, которые незмедлительно его пристрелят, если он не будет играть наотмашь, на всю катушку. И он играет! Как в последний раз!
Пластичный, заводной, ааааабсолютно раскованый, он, не будучи в "Игроках" главным героем, забирает на себя максимум зрительского внимания, даже когда молча подпирает колонну, делая вид, что читает газетку.
Остальные актеры ему под стать: каждый со своим характером, все исключительно органичные, в них не чувствуется наигранности. Постановка комедийная и актеры по полной программе так ее и отыгрывают, добавляя смеха гоголевским интонациям интонациями, жестами и мимикой собственными. Уморителен душнила-Кругель, про Утешительного говорить нечего, там Олег Евгеньевич только замрёт удивленно - зал хохочет! Ихарев вызывает улыбку своей несуразной короной "ума и сообразительности". Нашелся птица-говорун!
Отдельно хочу отметить актера, исполняющего слугу Алесея в гостинице (Михаил Попов). Когда мы только заходили в зал, он уже сидел на сцене. В 19:05, когда зал призывно зааплодировал, типа, начинайте, он ответил зрителям: "Неа". Все засмеялись))
Потом прозвучало дикторское предупреждение о необходимости выключить телефоны, и Алексей заявил: "А тех, у кого зазвонит телефон, можете бить". На протяжении спектакля он появлялся на сцене не очень часто, но всегда без промаха - потешно.
Атмосферу дополнили масштабная декорация двухэтажной гостиницы, в которой происходит дело, и небольшой ансамбль, который обеспечил живое музыкальное сопровождение.
Особенно бы хотела отметить гоголевский язык, которым говорят персонажи - устаревшие обороты и выражения сделали постановку особенно отвечающей духу того времени.
Как итог
Спектакль получился ярким, динамичным, без режиссерских изысков "я художник, я так вижу". Просто взяли и поставили Гоголя, получили сами удовольствие и зрителям его доставили. За что по окончании спектакля зал поблагодарил актеров овациями.
А я шла домой и думала - ведь всё на поверхности, всё написано. В том числе, как не вестись на бесплатный сыр, которым так щедры мошенники. Не Дзен надо читать, ой не Дзен. Русская классическая литература (ну или на худой конец её постановки) - вот где польза, смысл и наука😉