Найти в Дзене

«Крысиные тропы». Как фашисты бежали в Аргентину?

Атлантическое побережье Аргентины — красивое и довольно суровое место. Здесь нет теплых лазурных волн, как в соседней Бразилии, тут с океана лупит холодный ветер и катятся двухметровые валы. Люди умудряются отдыхать и здесь — летом многие пляжи заполнены туристами из Буэнос-Айреса и прочих крупных городов. Но немалая часть побережья все еще пустынна, сотни километров песчаных дюн и пампасов. Местами на диком берегу сохранились странные объекты — частично скрытые песком, ржавые металлические конструкции. Аргентинская пресса утверждает: это останки немецких подлодок, на которых привозили сюда людей и ценности из гибнущего Третьего рейха... Прошлогодняя статья о «домике Гитлера» в Патагонии побила все рекорды «Сезона дождей» по читательскому интересу. Оказывается, бегство фашистов в Южное Полушарие — тема весьма популярная в народе. Что ж, продолжим, тут полно интересного материала. Сегодня — общий очерк исхода поверженных гитлеровцев: как это было, с чьей помощью и почему? Начало конца
Оглавление
Чападмалаль, Аргентина
Чападмалаль, Аргентина

Атлантическое побережье Аргентины — красивое и довольно суровое место. Здесь нет теплых лазурных волн, как в соседней Бразилии, тут с океана лупит холодный ветер и катятся двухметровые валы. Люди умудряются отдыхать и здесь — летом многие пляжи заполнены туристами из Буэнос-Айреса и прочих крупных городов.

Но немалая часть побережья все еще пустынна, сотни километров песчаных дюн и пампасов. Местами на диком берегу сохранились странные объекты — частично скрытые песком, ржавые металлические конструкции.

Аргентинская пресса утверждает: это останки немецких подлодок, на которых привозили сюда людей и ценности из гибнущего Третьего рейха...

Обломок на побережье Аргентины. По заявлениям местной прессы — часть немецкой субмарины
Обломок на побережье Аргентины. По заявлениям местной прессы — часть немецкой субмарины

Прошлогодняя статья о «домике Гитлера» в Патагонии побила все рекорды «Сезона дождей» по читательскому интересу. Оказывается, бегство фашистов в Южное Полушарие — тема весьма популярная в народе. Что ж, продолжим, тут полно интересного материала.

Сегодня — общий очерк исхода поверженных гитлеровцев: как это было, с чьей помощью и почему?

Начало конца

1943 год стал переломным во Второй мировой войне. СССР нанес Третьему рейху ключевые поражения под Сталинградом и Курском, а спустя еще год Красная армия уже освобождала от немцев оккупированные страны. С осени 44-го едва ли не каждый месяц советские солдаты входили в новую европейскую столицу.

Западные союзники готовили высадку в Нормандии.

Плакат 1945 года
Плакат 1945 года

Страны антигитлеровской коалиции не скрывали своих намерений в отношении фашистов и их сторонников. Сообщения ТАСС и «Би-би-си» предрекали суровый суд над всеми, кто был связан с режимами Гитлера и Муссолини.

СССР, впрочем, не собирался дожидаться окончательной победы. Первые суды над военными преступниками прошли на освобожденных территориях уже в 1943-м.

Позднее лидеры нацистов станут обвинять друг-друга в заблаговременной подготовке к побегу. Так, Эрнст Кальтенбруннер, один из организаторов Холокоста, заявлял, что шеф немецкой разведки Вальтер Шелленберг давно собрал приличную сумму в банках нейтральной Швейцарии, так сказать, «на черный день». О самом Кальтенбруннере потом сообщат то же самое...

Это касалось отнюдь не только верхушки национал-социалистической партии Германии. Когда стало очевидно, что немцев, итальянцев и их союзников ждет не господство над Европой, а жестокий суд победивших «низших народов», многие стали задумываться о путях отхода.

И такие пути скоро возникли.

А главное — на Земле уже было место, идеально подходившее на роль убежища для фашистов.

Германия Юга

Сан-Мартин-де-лос-Андес в «Аргентинских Альпах»
Сан-Мартин-де-лос-Андес в «Аргентинских Альпах»

Патагонией принято называть самый южный регион латинского мира, разделенный между Чили и Аргентиной. Ту часть Южной Америки, что вытянута длинным конусом в сторону Антарктиды.

Тут уже нет джунглей и попугаев, близость холодных приполярных морей дает о себе знать. И если «крайний юг» Патагонии это уже почти тундра, то в ее северной части климат приятный, умеренный. Почти как на юге Германии и Австрии.

Хвойные леса, горы со снежными шапками, долины вокруг синих озер. Чем не новые Альпы?..

Когда попадаешь в этот регион, испытаешь странный диссонанс. Названия поселений типично латинские — Сан-Карлос-де-Барилоче, Сан-Мартин-де-лос-Андес, Вилья-Ла-Ангостура… Но откуда взялись тут эти домики в баварском стиле с косыми деревянными перекладинами? Кругом магазины шоколада и пивные, а седые старички в круглых очках, подающие фондю в маленьких ресторанах, так и просятся на лубочную картинку из альпийской жизни.

Ратуша города Барилоче в псевдо-альпийском стиле
Ратуша города Барилоче в псевдо-альпийском стиле

Заселение Патагонии немцами, австрийцами и швейцарцами началось еще в девятнадцатом веке, при поддержке местных властей.

В те годы правительство Аргентины начало сомнительную затею по разбавлению своей нации «северной кровью». До этого большую часть населения составляли индейцы, креолы (потомки испанских колонистов) и метисы (дети от смешанных браков).

Было решено добавить в этот коктейль представителей «нордической расы», якобы более дисциплинированных, аккуратных и работящих.

Да, это оголтелый расизм. Но по тем временам для стран Запада это совершенно обычное явление. На расистских представлениях была основана все идеология колониализма в Британии, Франции и прочих «цивилизованных странах».

В 1878 году аргентинское правительство объявило кампанию Конкиста дель Десьерто — «Завоевание пустынных земель» — с целью заселить отдаленные регионы страны, включая Патагонию, европейскими колонистами. При этом с лучших земель сгоняли коренных жителей, очень быстро дошло до стали и пороха. Количество убитых с обеих сторон конфликта шло на тысячи...

В общем, к середине XX века север Патагонии представлял собой настоящую «маленькую Германию», а если учитывать тамошние просторы, то не такую уж маленькую.

Многие из поселенцев прибыли туда при поддержке Католической церкви — факт, который потом сыграет важную роль в исходе фашистов из Европы.

У власти в те годы был Хуан Перон — ключевая фигура аргентинской истории, личность яркая и неоднозначная. А еще он сильно сочувствовал идеям «оси» и восхищался Муссолини...

Пероновская Аргентина стала последней страной, разорвавшей отношения с гитлеровской Германией, а в 45-м Перон открыто назвал Нюрнбергский процесс «позором для победивших держав»...

Съезд нацистской партии в городке Альто-Валье, Аргентина, 1940-е. На флаге справа я замазал угадайте какой символ.
Съезд нацистской партии в городке Альто-Валье, Аргентина, 1940-е. На флаге справа я замазал угадайте какой символ.

Для деятелей гибнущего рейха Патагония была идеальным убежищем.

И скоро сюда потянутся поток беглецов.

Крысиным путем

Хитроумный епископ Худаль
Хитроумный епископ Худаль

Позднее это явление назовут «крысиными тропами» — через Европу протянулась сеть тайных маршрутов, по которым уходили от правосудия фашисты, от обычных солдат до самых высоких чинов.

То не была единая организованная сеть, путей было несколько и поддерживали их разные силы. Чтобы не раздувать статью до бесконечности, упомяну только самые крупные и известные.

В основном «крысиные тропы» шли через страны, не участвовавшие в конфликте — Испанию, Португалию, Швейцарию и Ватикан.

По итальянской линии особенно отличился католический епископ Алоиз Худаль. Родом из Австрии, он был главой семинарии для германских студентов в Риме, а в 44-м его назначили попечителем немецкоязычных беженцев в Италии.

Худаль был открытым сторонником рейха. В 1936-м он выпустил книгу «Основы национал-социализма», где сделал странную попытку примирить немецкий фашизм (вдохновленный, как известно, германским язычеством) и христианство. Копию он отослал Гитлеру, с надписью: «Архитектору германского величия»…

Епископ поддерживал прямую связь с Хуаном Пероном. Так в письме от 31 августа 1948 г. он просил президента Аргентины выдать визы 5 тысячам «солдат» из Германии и Австрии, чья «жертва во время недавней войны спасла Европу от советского завоевания».

Стараниями Худаля и его сторонников возникла одна из главных «крысиных троп».

Адольф Эйхманн, один из организаторов Холокоста, и его паспорт Красного Креста
Адольф Эйхманн, один из организаторов Холокоста, и его паспорт Красного Креста

Уход по «крысиной тропе» выглядел примерно так. Горными маршрутами беглец из Германии перебирался в Италию, где можно было укрыться в одном из многочисленных католических монастырей. Дальше от чиновников Ватикана он получал временное удостоверение личности. Оно не позволяло пересекать границы, но давало возможность запросить в Международном Красном Кресте паспорт беженца. А уже в него аргентинский консул в Риме ставил визу.

Дальше новоявленный беженец садился в Генуе на пароход и отправлялся в Буэнос-Айрес.

Бегство за океан

Анте Павелич, «поглавник» хорватских фашистов
Анте Павелич, «поглавник» хорватских фашистов

По похожей схеме работали другие маршруты отхода, особенно активны оказались Испания и Португалия. Они хоть и не участвовали в войне, но были под властью фашизоидных режимов Франко и Салазара, многие из их деятелей сочувствовали странам «оси».

Собственную крысиную тропу устроили хорваты — через ту же Италию. Ее центром стал Коллегиум Иллирикум, хорватская семинария в Риме. После победы в Югославии коммуниста Тито по ней бежали тысячи усташей — хорватских фашистов.

Их лидер, «поглавник» Анте Павелич по прибытии в Аргентину занялся недвижимостью и строительством. Правда прохладный климат Патагонии его не устроил, хорват предпочел прибрежный город Мар-дель-Плата в провинции Буэнос-Айрес. Видимо, тот больше походил на его родную Адриатику.

Там-то, согласно некоторым свидетельствам, он в 50-х встречался с Гитлером, тоже бежавшим за океан.

За несколько дней до падения Германии ушли в нейтральный Лихтнштейн члены печально известной «Русской национальной армии», она же «Зондердивизион Руссланд» — подразделения из белых эмигрантов и советских перебежчиков, сражавшегося на стороне Вермахта. Больше половины из них согласились позднее на репатриацию в СССР, остальные получили убежище в Аргентине.

Пароход отбывает в Новый Свет
Пароход отбывает в Новый Свет

Среди этого потока побитых фашистов было немало крупных шишек — «ангел смерти» Йозеф Менгеле, специалист по диверсиям и тайным операциям Отто Скорцени, один из организаторов Холокоста Адольф Эйхманн. Кого-то потом настигли «охотники на нацистов» —  это еще одна остросюжетная история, которую стоит рассказать отдельно.

Ниже воды

-11
Поиски нацистских субмарин у побережья Аргентины
Поиски нацистских субмарин у побережья Аргентины

Остается тут и немало тайн. Например, те самые подводные лодки.

Аргентинский журналист Абель Басти и его единомышленники создали волонтерскую группу Эслабон Пердидо «Недостающее звено» — для поиска останков нацистских субмарин. Они устраивают экспедиции в труднодоступные части побережья, собирают и изучают таинственные металлические обломки на берегу и под водой.

Они уверены — находки отвечают инженерному устройству немецких подлодок конца войны. Не будучи специалистом по этой части, не берусь ничего утверждать, хотя члены «Звена» ссылаются на выводы приглашенных ими морских инженеров.

Эрих Прибке, капитан СС, доживший в Патагонии до девятого десятка и арестованный только в 1996-м, подтвердил со знанием дела: да, немецкие подлодки прибывали в Аргентину.

Многие считают, что субмарины шли на Запад с согласия США и Англии, контролировавших Атлантику.

Но зачем такой экзотический метод передвижения? Обычным беженцам, имевшим паспорт Красного Креста, он не нужен — можно было просто сесть в Генуе или Марселе на пароход.

Очевидно, что к этому способу прибегали те, для кого обычный путь через Италию и Испанию был закрыт — например, очень известные деятели рейха. А еще на подлодке можно перевести куда больше имущества и миновать таможенников.

По одной из теорий, фашисты успели вывезти из Европы в Аргентину тонны ценностей, как собственных, немецких, так и награбленных за годы войны.

Перон, якобы, принял часть из них в виде платы за открытие страны для гитлеровцев...

Как все это возможно?

Американский плакат времен "Красной угрозы"
Американский плакат времен "Красной угрозы"

В наши дни эта история вызывает кучу вопросов. И прежде всего — кто в здравом уме стал бы помогать фашистам? Но стоит вспомнить, как выглядел послевоенный мир.

Сейчас всем известно о злодеяниях режимов Гитлера и Муссолини. Даже в странах, не пострадавших от войны с рейхом, вроде какой-нибудь Канады или Австралии, все понимают, что нацисты это явное зло.

Но в Европе сороковых эти знания были отнюдь не так бесспорны. На протяжении всего конфликта пронемецкие настроения в тех же Испании и Португалии были очень сильны. Рассказам союзников о зверствах фашистов многие не верили, считая их просто пропагандой, попыткой очернить противника.

Тот самый епископ Худаль, активный деятель «крысиной тропы» через Италию, говорил:

«Война союзников против Германии была не крестовым походом, а борьбой экономических групп… Этот так называемый бизнес… использовал ключевые слова, такие как демократия, соревнование, свобода религии и христианство как приманку для масс... Я чувствовал себя обязанным после 1945 года посвятить всю мою благотворительную работу бывшим национал-социалистам и фашистам, особенно так называемым военным преступникам».

Как бы дико это не звучало сейчас, люди верили в подобное.

Есть и еще одна причина. Почти сразу после поражения общего врага СССР и США начали Холодную войну. Как и сейчас, в странах Запада была очень распространена русофобия, а еще так называемый «красный страх» — ужас перед торжеством в мире социализма. Поверженный фашизм многим казался меньшей опасностью, чем коммунизм, победивший в СССР и Китае, т.е. по сути на большей части Евразии.

А ведь у коммунистов никогда не было более ярых врагов, чем фашисты — практически их полная противоположность. Помогая выжить «коричневым», западные правительства и Ватикан надеялись на них, как на силу для борьбы с «красными». В Латинской Америке левые симпатии всегда были очень сильны — так почему бы не послать туда немного ультраправых?..

Богатства и технологии, накопленные павшим рейхом, тоже никто не отменял. На Западе понимали, что в борьбе с «красной угрозой» им понадобятся все ресурсы, материальные и интеллектуальные. Зачем разбрасываться людьми, многие из которых очень богаты, имеют важные технические навыки, а главное — «бесценный» опыт долгой войны с СССР?

Все эти доводы делают действия правительств Запада и католической верхушки более понятными — но ни в коем случае их не оправдывают. Поддержка фашистов — позор Европы, США и Ватикана, в котором они не раскаялись до сих пор.

Тогда и сейчас

Аргентинская Патагония
Аргентинская Патагония

Каков для меня эпилог всей этой, довольно скверной истории?

Да, эпизод с нацистскими «беженцами», которые ночью тайно выгружали с подводных лодок награбленные богатства — весьма мутная страница аргентинской истории. Но много ли в любой истории не-мутных страниц?

Отношение у современных аргентинцев к «фашистскому исходу» почти стопроцентно отрицательное. «Фашистский след» в современном аргентинском государстве и обществе не прослеживается вообще (чего, увы, нельзя сказать о соседней Чили, где фашизоидный режим Пиночета держался десятилетиями).

Аргентина — очень свободное и открытые общество, одно из очень немногих в нынешнем озлобленном мире. Тамошняя экономическая система — очень левая, настолько, что ее иногда называют разновидностью социализма. Странным образом, во многом это заслуга Перона.

В стране бесплатны образование и медицина, очень сильны профсоюзы, самый простой работяга имеет множество прав и знает, как их реализовать.

В Аргентине нет национализма. Есть либеральная идеология, но люди не больны ей на всю голову, как в странах Запада.

Даже сейчас, 2024-м, когда у власти оказался ультраправый фрик Милей, каждое его действие вызывает массовые акции протеста. Я уверен, что за четыре года переломить левацкую направленность государства у него не получится.

В каждом книжном магазине Аргентины — сочинения Ленина и Троцкого, их активно покупают. Начиная со второй половины XX века, лидеры Аргентины многому учились у СССР, и некоторые из «социалистических» инициатив тут получилось реализовать лучше, чем на их родине, в Союзе.

От соратников Гитлера не осталось следа, кроме жутковатых легенд, вроде «дома Гитлера» в Барилоче, да патагонского пива с шоколадом и фондю. Большая и добрая страна Аргентина сумела переварить даже тысячи нацистских чудовищ.

Основные источники:

Goñi, Uki (2003). Smuggling the Nazis to Perón's Argentina (revised ed.). London: Granta.

Basti, Abel (2019). La segunda vida de Hitler. Buenos Aires: Grupo Planeta.

-15

«Маханакхон» мой авантюрный роман о Таиланде. В нем нет фашистов, зато есть много всего интересного. Книгу можно читать на «Литрес», подробнее о ней на velikanov.su.