История выдающегося хоккеиста и тренера.
Вячеслав Быков
Родился 24 июля 1960 года в Челябинске.
Нападающий. Выступал за челябинский «Металлург» (1979-80), «Трактор» (1980-82), ЦСКА (1982-90), швейцарский «Фрибург» (1990-98) и «Лозанну» (1998-2000).
Семикратный чемпион СССР (1983-89).Олимпийский чемпион (1988, 1992), пятикратный чемпион мира (1983, 1986, 1989, 1990, 1993).
Главный тренер ЦСКА (2004-09), «Салавата Юлаева» (2009-11), СКА (2014-15), сборной России (2006-11). Чемпион мира (2008, 2009), обладатель Кубка Гагарина (2011, 2015).
Вячеслав Быков — один из главных положительных героев нашего хоккея. Триумф в Квебеке-2008 возродил национальную идею и победные традиции сборной, подарил ей веру всей страны. Капитан олимпийских чемпионов прекрасно понимал, как наладить взаимопонимание с раздевалкой суперзвезд, потому что сам был одним из ярчайших форвардов80-х. Вместо НХЛ он выбрал тихую Швейцарию, ставшую для него в последствии вторым домом.
Институт, ЧМЗ и «Трактор»
Его история началась в Челябинске, где коньки и клюшка была в каждой семье. С 11 лет маленький Слава пошел в секцию завода «Калибр». Играл в городском первенстве в старых коньках на несколько размеров больше и шерстяной майке по колено. Спустя несколько лет талантливого негабаритного парня позвал Николай Сидоренко в команду Сельскохозяйственного института, выступавшую в классе Б чемпионата СССР, однако молодой форвард успел изъездить только просторы Челябинской области, потому что профильное министерство прекратило финансирование. Тогда в Танкограде базировались два профессиональных клуба — «Трактор» и «Металлург», и Быков успел поиграть за каждый из них, начав в 18 лет в легендарном районе ЧМЗ.
— В «Сельхозвузовце» Слава являлся «вольным художником», — вспоминал в своих мемуарах первый наставник Быкова в большом хоккее Петр Дубровин. — Конечно, у него чувствовалось отсутствие школы, но при этом он был универсалом — мог действовать везде, кроме вратарской позиции. Был очень быстр мыслью! В центре при необходимости брал игру на себя и быстро превращался в крайнего нападающего. Меньше уделял внимания обороне (очень хотел забрасывать шайбы!), но все советы схватывал мгновенно. Я увидел у него умение прогнозировать ситуацию. Быков вовремя откатывался в оборону и вовремя отдавал передачу.
Дубровин отточил игру молодого центрального на точке, заменив шайбы теннисными мячами. Быков справлялся клюшкой словно ракеткой и вскоре брал верх практически в каждом вбрасывании. В дебютном сезоне-1979/80 он блестяще заиграл в тройке со списанным из «Трактора» Борисом Молчановым — оба наколотили по 50 шайб в первой лиге, сотворив совместный рекорд союзных первенств. Наставник понял, что за год дебютант перерос «Металлург», и сам порекомендовал подопечного в «Трактор» Геннадию Цыгурову. Молодой тренер быстро встроил Быкова в схему и подобрал подходящих партнеров.
— Цыгуров быстро перевел Славу из четвертого состава в третий, а потом во второй и в первый. В нашей тройке он был центральным, Валерий Константиныч Белоусов играл справа, а я — слева, — вспоминает в разговоре с «СЭ» экс-наставник «Югры» Павел Езовских, вернувшийся в том сезоне в Челябинск из московского «Динамо». — За небольшими габаритами скрывалась взрывная скорость и сильный характер, огромное желание играть и добиваться цели. В «Тракторе» его взяли под свое крыло ветераны Белоусов и Макаров и помогли вырасти в мастера. Клюшки тогда были только жесткие, а ему Николай Михалыч через сборную доставал хорошие мягкие.
Со свадьбы — в ЦСКА
Быков быстро адаптировался в новых условиях и в дебютном сезоне 11-й номер набрал 42 (26+16) очка — больше было только у капитана Белоусова. Цыгуров признавался, что в следующем сезоне наставники других команд давали специальные задания, чтобы нейтрализовать неудержимого молодого центрального. На рубеже 80-х «Трактор» был настоящей грозой авторитетов и частенько обыгрывал столичные клубы и даже армейцев. Виктор Тихонов быстро распознавал лучшие силы противника и одним звонком призывал их в собственные ряды. Это был прямой путь в сборную, поэтому после второго сезона в «Тракторе» Быков согласился перейти в ЦСКА, но перед отъездом в Москву женился.
— Хоккей и семья для Славы на первом месте, — добавляет Езовских. — Помню, как мы сфотографировались всей командой после домашней игры со СКА. Быков — с невестой, а его рука — в гипсе из-за травмы во второй сборной. Переоделись и поехали на свадьбу, а через несколько дней Быков уехал в ЦСКА. Потом он стал одним из лучших центральных нападающих страны. Ему больше подходил именно наш комбинационный хоккей. В Канаду не поехал, но тогда отлично наш спорт интегрировался в европейский. Вместе с Хомутовым они поехали в Швейцарию.
Вторая тройка и Швейцария
Тихонов строил механизм своей «Красной машины» из сыгранных составов. Легендарный квинтет КЛМФК стал образцом взаимопонимания, доведенного до автоматизма. В новой среде Быков действовал еще тоньше и хитрее, стал атлетичнее и быстро нашел общий язык с обладателем феноменального голевого чутья Андреем Хомутовым. Спустя три года техничный Валерий Каменский стал идеальным завершением для второй тройки ЦСКА и сборной.
Их тройка показала себя во всей красе на зимнем «Рандеву-87», заложив основу победы советской сборной во втором матче со звездами НХЛ. Более памятным стал сентябрьский Кубок Канады и решающий момент в овертайме третьего матча, когда судья Дон Кохарски пропустил очевидное нарушение Хаверчака против Быкова. Лишенный шайбы, тот не успел в решающую атаку за Гретцки и Лемье. В следующем году наша сборная выиграла олимпийское золото. После отъезда Каменского в НХЛ звено распалось, но Быков и Хомутов не спешили за океан, а предпочли лучшей лиге мира живописные альпийские пейзажи.
В Швейцарии русский дуэт оказался в 1990 году. Быков и Хомутов били рекорды результативности местной лиги и стали настоящими звездами «Фрибурга», при этом всегда отзывались на приглашения с родины. На льду олимпийского Альбервиля бросок Быкова поднял на высшую ступень Объединенную команду, представлявшую тогда нашу страну. Спустя сезон молодая сборная России выиграла свой первый мировой титул с опытным центральным в качестве капитана. В ту минуту триумфа он едва ли представлял, что следующего золота наша сборная добьется лишь спустя 15 лет под его непосредственным руководством.