Почему одни произведения искусства легко забываются, а другие вызывают желание пересматривать их снова и снова? Секрет в том, что людям нравятся необычные, загадочные и завораживающие старинные полотна.
В этой статье вы узнаете о таинственной картине, которая хранится в британской Галерее Тейт. Работа неизвестного художника продолжает будоражить умы ученых на протяжении столетий.
В Елизаветинском зале Галереи Тейт можно познакомиться со старейшими британскими произведениями искусства. Среди полотен есть картина, которая, как магнит, притягивает взоры посетителей.
«Контраст насыщенного красного и серебристо-белого, глаза дам, почти пронзающие плоскость картины, и самое поразительное – симметрия», – так описывают картину зрители.
Работа называется «The Cholmondeley Ladies» – дамы Чамли.
На картине изображены две дамы. Они сидят в одинаковых позах, бок о бок, каждая держит на руках ребенка. Женщины одеты в великолепные платья, украшенные кружевами и драгоценностями.
Надпись, сделанная на оборотной стороне доски, гласит:
«Две дамы из семьи Чамли родились в один день. Вышли замуж в один и тот же день. И легли в постель в один и тот же день».
Сначала можно подумать, что эти дамы – близнецы. Но присмотритесь получше! У них разный цвет глаз – у одной голубой, у другой – карий. Их дети тоже кажутся одинаковыми, но это не так.
Каждая деталь картины вызывает желание изучать ее часами.
Кто автор и натурщицы
Полотно вызвало сенсацию в искусствоведческой среде, когда неизвестный меценат передал ее музею в 1955 году.
Картину датируют между 1600 и 1610 годами. Однако это не точно. Семья Cholmondeley принадлежала к чеширскому дворянству и, несмотря на столь далекое проживание, должна была быть в курсе последних лондонских новинок моды. Тем не менее, их прически несколько старомодны для начала 1600 годов.
Что касается младенцев, то искусствоведы предполагают, что они изображены в возрасте нескольких недель. Их пеленали льняными лентами, затем прикрепляли к деревянной доске и заворачивали в ткань, роскошь которой определялась семейным богатством и рангом.
Примечательно, но в то время в подобных позах женщин в Англии не рисовали, особенно вдвоем. Однако примерно так изображали умерших матерей и детей при родах в виде барельефов на гробницах.
В средневековые времена близнецы даже ассоциировались с магией или злом, и до сих пор эта тема часто встречается в фильмах ужасов и музыкальных клипах. Но дамы, несмотря на их неулыбчивый неподвижный взгляд, выглядят скорее странно красивыми, чем пугающими.
Еще больше ученых смутила надпись на картине. «Легли в постель» – эвфемизм, который в старину указывал на роды. Этот «грязный процесс» никогда подробно не описывали. Но возможно ли, что две женщины родились, вышли замуж и родили в один день?
Семья Чамли
Историки начали исследовать родословную семьи Чамли. Выяснилось, что картина находилась в аббатстве Вейл-Ройал в Чешире примерно с 1615 года и была продана в 1939 году семье Говардов. В 1955 году картину вернули владельцу, который анонимно подарил ее галерее Тейт в память о Фрэнсисе Говарде.
Семейный замок маркизов Чамли все еще существует. Картина не подделка, так как упоминается в описи имущества сына родоначальника династии маркизов – Хью Чамли. Ученые полагают, что его дочери Летиция и Мэри изображены на полотне.
Неизвестен год рождения, за кого они вышли замуж и когда родили наследников. Однако установлены даты их смерти: 20 января 1612 года – Летиция и 3 июля 1616 года – Мэри.
Некоторые искусствоведы выдвигают теорию, что портрет заказала их мать, пережившая дочерей. Художника, так необычного изобразившего дам, установить не удалось.
Все эти догадки, расследования, ассоциации и подсознательные впечатления заставляют чувствовать зрителей так, будто они погружаются в длинную историю, а не смотрят на одну картину.
Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!