Странные пристрастия к еде у беременных женщин давно стали предметом шуток и анекдотов. «Вы что, мел любите?» – «Да кто ж его не любит?!»
Такие пристрастия имеют вполне объяснимую физиологическую причину: гормональный дисбаланс или дефицит макроэлементов, аминокислот, витаминов, микроэлементов. Желание есть тот же мел возникает, например, при низком уровне железа и кальция. Существуют такие вкусовые пристрастия, объяснить которые естественными физиологическими причинами уже сложнее. Например, у человека возникает непреодолимое желание ощутить вкус, съесть что-либо несъедобное типа металлических предметов, дерева, угля, песка, камней. Или же сырые продукты, требующие термической обработки: мясо, фарш, рыбу, тесто.
В этом случае можно говорить о редком пищевом расстройстве – аллотриофагии, что в переводе с древнегреческого означает «поедание чуждого, несоответствующего». Аллотриофагия имеет множество синонимов (пикацизм, пика, парорексия, извращение вкуса, извращение аппетита) и даже внесена в международную классификацию болезней подрубриками «Поедание несъедобного у взрослых» и «Поедание несъедобного у младенцев и детей». Первые признаки патологии проявляются с полутора до шести лет, при их обнаружении важно именно в этот период провести диагностику. Дети могут лизать железо, грызть древесину, вату, подолгу пережевывая их. Проглатывание происходит не всегда, чаще всего после пережевывания предмет выплевывается. В момент сильного эмоционального напряжения контроль над действием теряется, и человек может незаметно для себя проглотить, к примеру, мелкие гвозди, монеты.
Сергея, подростка двенадцати лет, привезли в клинику после операции на желудке как раз после такого «обеда». Как выяснилось со слов матери, «специфический» вкус у сына был всегда. Она постоянно заставала мальчика за поеданием собачьего корма и поначалу это её не тревожило: полуторогодовалый малыш может и не понимать, что можно, а что нельзя. «Дети так познают мир» – говорила она, и это правда. В возрасте от полутора до трёх лет рот ребёнка является важнейшим органом осязания, малыш буквально пробует этот мир на вкус.
Однако, с взрослением Сергея росло и беспокойство его матери. Ей приходилось контролировать, чем заполнен рот её сына, когда он уже начал ходить в школу. Регулярно извлекались губки, ватные диски, пуговицы, скрепки, а однажды и стёкла. Обследования не вывели никакой патологии, анализы были хорошими, недостатка в витаминах и минеральных веществах не было, гормональный фон в порядке. Как и в случае с беременными женщинами, у подростков меняется выработка гормонов, влияющих на обонятельное и вкусовое восприятие, что приводит к изменению аппетита. Исключив физиологические причины, врачи посоветовали отравить Сергея в клинику для обследования на предмет наличия психического расстройства.
Аллотриофагия может возникать как проявление неадекватного поведения у больных с шизофренией, умственной отсталостью, аутизмом. Кроме того, её появлению может способствовать патологические взаимоотношения с близкими людьми (чрезмерная требовательность, авторитаризм родителей) или психологическая травма вследствие эмоционального потрясения, вызванного потерей близкого человека, актом насилия.
Сергей, выросший в благополучной семье, окружённый вниманием и заботой родителей, всегда был замкнутым и нелюдимым.
Друзей у него не было, всё время он проводил в одиночестве и был крайне недоволен, когда ему приходилось покидать свой мирок. После первого класса он был переведён на дистанционное обучение. Эти особенности его личности вкупе с извращением вкуса могут говорить о психической патологии. Если диагностика подтвердит это, мальчик получит всю необходимую помощь для того, чтобы устранить причину расстройства и заменить патологическую пищевую привычку нормальным поведением.
_________________________________
Онлайн-консультации с опытным психотерапевтом в клинике Корсаков доступны каждому.