Продолжаю серию статей о самых уникальных и самобытных фантастических вселенных, которым сложно подобрать аналог в литературе. Сегодня поговорим об одном из самых интересных, влиятельных, но в тоже время не слишком известных фантастических романов - "Тигр! Тигр!" Альфреда Бестера.
Завязка романа уже многообещающа. Люди научились телепортироваться. Без особых устройств, веществ и прочих подручных средств, просто силой мысли. Точнее даже - набора определенных мыслей и образов, мгновенно переносящих человека в представленное им место. Процесс назвали джантированием по имени его создателя. К слову, рассказ С.Кинга "Долгий джонт" имеет прямую отсылку к роману. А дальше неизбежное - то, о чем часто забывают другие писатели. Экономика мгновенно рухнула. Целые отрасли оказались просто не нужны, вроде транспорта и средств коммуникации. И полиция оказалась бессильна перед преступниками нового типа, которые могли мгновенно исчезать. Единственное место, куда нельзя телепортироваться (джантировать) - Космос.
Глубокий кризис привел к войне между густо населенными Внутренними Планетами (Земля, Верена, Марс) и Внешними спутниками - лунами газовых гигантов. Вялотекущая война сводилась к редким бомбардировкам и рейдам, пока не появилось вещество ПИРЕ, даже одна молекула которого детонировала с ужасающей мощью, не говоря уже о миллиграммах, способных вызвать цунами или землетрясения. И производилась детонация силой мысли. А теперь главное - все описанное не сюжет, а фон. Фон для истории мести Гулливера Фойла.
Гулливер Фойл - необразованный и не слишком способный чернорабочий на космическом корабле, атакованном противником. Оставшийся единственным из экипажа в живых, он много дней борется за жизнь, проводя дни и ночи в темноте в герметичном сейфе, питаясь остатками еды и ожидая помощи. И помощь приходит в виде частного корабля "Ворга" с Земли. Корабль видит его, а затем, набрав скорость, исчезает, оставив умирать. Случившееся приводит его в ярость, заставляет обрести новую цель, в которой множество пунктов: выжить, найти хозяина корабля и убить его.
Альфред Бестер хорош в описаниях, придающих объемность и яркость выдуманным мирам. Не менее хорош, чем в создании живых образов. И здесь "Тигр! Тигр!" вне конкуренции. Понятно, что проходят годы. Темный и мало на что способный кроме гнева Фойл, ведомый жаждой мести, преобразовывает себя, но вместе с ним меняются и его цели. И из звериной жажды задушить и разорвать на куски, месть становится более тонкой и оттого куда более опасной. А ситуация оказывается не такой однозначной, как казалось в начале.
Почему роман не следует оставлять без внимания?
Во-первых, из-за сочных описаний. В создании миров Бестер мастер. Марс — это Марс, а не красное подобие Земли; созданный город из погибших кораблей предстает во всей красе и убожестве (чего стоит только органическая химия, превращенная обитателями в религию); вечернее небо живописно разрезано инверсионными следами летящих к Земле снарядов, а автор показывает нам их в обычном и инфракрасном спектре.
Во-вторых, это действительно захватывающая история, сродни истории графа Монте Кристо, но перенесенной в далекое будущее. Ну и, конечно, финал. Финал не однозначный и совершенно неожиданный.
Любителям хорошей фантастики, не добравшимся до этого замечательного романа, рекомендую.