Найти тему
Память места_Москва

Планируемая как типовая и ставшая уникальной школа в 5-м проезде Подбельского в Богородском

15 мая 1934 года ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли постановление «О начальной и средней школе», где была установлена номенклатура школ трёх типов, рассчитанных на определенное количество учащихся: двухкомплектная, на 880 учащихся с 22 классными комнатами, однокомплектная, на 400 учащихся с 10 классными комнатами, и неполная средняя школа на 280 учащихся с семью классными комнатами.

Школы стали одними из первых зданий, строящихся по типовым проектам, потому что школ требовалось много — и довольно в краткосрочной перспективе. Откуда брались эти проекты? Они не разрабатывались специально, а копировались с успешных индивидуальных проектов.[1]

Еще в 1939 году архитекторы Л.А. Степанова и Я. Л. Эстрин предложили отказаться от установившейся традиции размещения классов по одну сторону коридора. Пытаясь достичь наибольшей экономичности, они пошли на двустороннюю застройку коридора. В плане школы Л.А. Степановой и Я.Л. Эстрина стали выглядеть компактными прямоугольниками почти без выступов, которых было так много в школах прежних лет. Большая часть школ 1939–1940 годов строилась по-прежнему из кирпича, но некоторые (по тем же проектам) собирались из крупных блоков.

В 1949 году в Москве возобновилось массовое строительство ставших уже привычными школ на 880 учащихся. В трудное послевоенное время важнейшим критерием оценки типовых проектов вновь стала их экономичность. Вот тогда и появился единственный в своем роде типовой проект школ для Москвы – с расположением классов по обе стороны от узкого (шириной 3,2 метра) коридора, освещаемого всего двумя окнами в его торцах. Лидия Арушановна Степанова, работая в Мосгорпроекте, вспомнила свою идею 1939 года и довела ее до логического завершения, убрав светлый холл в середине и заняв его классами. В проекте четырехэтажной школы Степановой были уменьшены размеры важнейших помещений. Например, физкультурный зал оказался шириной 7,2 метра вместо требуемых 9, высота его с 5 метров сократилась до 4,1 метра. И хотя в 1949–1950 годах проект Степановой оставался единственным типовым, утвержденным к строительству в Москве, очень скоро стало ясно, что дальше так московские школы строить нельзя. [2]

Фасад школы на улице З. и А. Космодемьянских. Арх. Л.А. Степанова, А.К. Ростковский и И.А. Чекалин. 1950 г.
Фасад школы на улице З. и А. Космодемьянских. Арх. Л.А. Степанова, А.К. Ростковский и И.А. Чекалин. 1950 г.

В 1950 году архитектор Л. А. Степанова на основе своего более раннего проекта четырехэтажной школы разработала новый типовой проект пятиэтажной школы. Узнаваемый фасад с портретами писателей М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, А. М. Горького и В. В. Маяковского создан при участии архитектора С. Д. Юсина. Благодаря ряду преимуществ, проект Степановой и Юсина на несколько лет стал основным для школ Москвы.[3]

Типовой проект школы Л. А. Степановой и С. Д. Юсина. Главный фасад и поэтажные планы
Типовой проект школы Л. А. Степановой и С. Д. Юсина. Главный фасад и поэтажные планы

Из реализованных школ этого проекта в ближайшем окружении в качестве примера мы можем вспомнить школу № 1797 (ранее школа № 363) на Алымовом переулке, 15, выстроенную в 1952 году.

Школа № 363 (сейчас корпус 1.2 школы №1797), фото 1954-1956 гг. Скан фото из личного архива
Школа № 363 (сейчас корпус 1.2 школы №1797), фото 1954-1956 гг. Скан фото из личного архива

В эпоху индустриализации в начале 1950-х годов для ускорения и удешевления строительства предпринимаются попытки заменить кирпич на блоки. Для этих целей наиболее подходящим оказался проект пятиэтажной школы Л.А. Степановой. Переводом в блочные конструкции переработанного проекта Степановой занимались совместно 3-я мастерская Специального архитектурно-конструкторского бюро (САКБ) Мосгорисполкома и Академия архитектуры (архитекторы Л.А. Степанова, В.Д. Чернопыжский, инженер Н.Г. Лаврова). Мастерская № 3 САКБ, возглавляемая А.Т. Капустиной, была специально создана для проектирования учебных зданий. Помимо руководителя мастерской, в авторский коллектив, создавший проект, вошли А.В. Курносов, В.Д. Чернопыжский, А.М. Бобрусов, Н.К. Корнилова, Н.Г. Лаврова, Б.А. Смирнов.

В середине 1952 года было организовано Управление промышленности строительных деталей Мосгорисполкома. В состав предприятия вошли основные предприятия по производству железобетонных изделий, а также группа по добыче песка и камня, машиностроительный завод и завод силикатного кирпича. В 1953 году впервые в послевоенный период организовано производство крупных шлакобетонных стеновых блоков. Шлаки Каширской ГЭС нашли практическое применение не только в плитах междуэтажных перекрытий, но и в конструкции стен зданий.

В тот же год было принято решение строить экспериментальную школу в Богородском. Проект получил шифр Т1. Наружные и внутренние стены школы в виде крупных шлакобетонных блоков изготавливались на заводе № 6 Управления промышленности строительных деталей.

Площадкой для строительства экспериментальной школы из крупных шлакобетонных блоков был выбран Синицынский проезд (современный 5-й проезд Подбельского) в Богородском.

Фрагмент плана Москвы Мосгоргеотреста 1951 года. Синим обозначено место будущего строительства школы проекта Т1. Обратите внимание, еще нет никакого Синичкина сквера, который совсем скоро появится.
Фрагмент плана Москвы Мосгоргеотреста 1951 года. Синим обозначено место будущего строительства школы проекта Т1. Обратите внимание, еще нет никакого Синичкина сквера, который совсем скоро появится.

Процесс строительства школы подробно снимался на камеру. В результате большое количество кадров с разными стадиями строительства экспериментальной школы сохранилось в фондах ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева". Наиболее интересную часть этих снимков хочу представить вашему вниманию.

Общий вид штабеля. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Общий вид штабеля. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Начало монтажных работ. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Начало монтажных работ. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Вид строительной площадки. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Вид строительной площадки. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Общий вид штабелей блоков. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Общий вид штабелей блоков. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Общий вид монтажа 1-го этажа. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Общий вид монтажа 1-го этажа. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Общий вид установленных блоков 1-го этажа. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Общий вид установленных блоков 1-го этажа. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Подготовка основания для блока. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Подготовка основания для блока. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Установка панелей. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Установка панелей. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Вид смонтированных перекрытий. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Вид смонтированных перекрытий. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Вид штабеля стеновых панелей. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Вид штабеля стеновых панелей. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Установка наружного блока. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Установка наружного блока. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Общий вид. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Общий вид. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Установка наружных стеновых блоков. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Установка наружных стеновых блоков. Фото из фондов ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева"

Крупные офактуренные стеновые блоки повышали степень индустриализации строительства и сводили процесс возведения здания к монтажу крупных элементов с готовыми, отделанными поверхностями. [4]

Завершение строительства школы. Журнал "Архитектура и строительство Москвы", № 3, 1954 год, стр. 21
Завершение строительства школы. Журнал "Архитектура и строительство Москвы", № 3, 1954 год, стр. 21
Фрагмент школьного здания, построенного из крупных офактуренных шлакобетонных блоков. Журнал "Архитектура и строительство Москвы", № 3, 1954 год, стр. 23
Фрагмент школьного здания, построенного из крупных офактуренных шлакобетонных блоков. Журнал "Архитектура и строительство Москвы", № 3, 1954 год, стр. 23

Венчающий карниз школьного здания в Богородском. Журнал "Архитектура и строительство Москвы", № 3, 1954 год, стр. 23
Венчающий карниз школьного здания в Богородском. Журнал "Архитектура и строительство Москвы", № 3, 1954 год, стр. 23

Одним из важнейших критериев экономической оценки проекта блочной школы стало количество требуемых для нее типов блоков. По факту результат вышел неутешительный. Количество типоразмеров блоков составило 147(!!!), а стоимость на 25% превысила затраты на возведение школ из кирпича.

Поэтому почти сразу же архитекторы и инженеры взялись за совершенствование проекта и сумели сократить ассортимент деталей до 129 штук. Этот вариант проекта получил название Т2. В авторский коллектив Т2 вошли А.Т. Капустина, Н.А. Кузнецова, инженер А.М. Бобрусов, соавторами стали архитекторы Л.П. Шатилова и Н.К. Корнилова. Таких школ в Москве было построено довольно много. Особенно нарядной выглядит школа Т2 на Новоалексеевской улице, 8 – тщательно выполнены все ее декоративные элементы, стены аккуратно и со вкусом покрашены. Но это уже совсем другая история.

Продолжительное время школа имела № 365, а сейчас это школьное отделение № 6 школы № 1080.

Современный вид школы проекта Т1 в 5-м проезде Подбельского. Фото 2022 года
Современный вид школы проекта Т1 в 5-м проезде Подбельского. Фото 2022 года
Фрагмент венчающего карниза. Фото 2022 года
Фрагмент венчающего карниза. Фото 2022 года

И пусть экономически проект не состоялся, но с эстетической точки зрения с ним точно все в порядке. Для нас важно, что школа в 5-м проезде Подбельского типа Т1 осталась уникальной и мы этим точно можем гордиться!)

Благодарю за внимание!

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, оставьте комментарий, подпишитесь и поставьте лайк!

Использованные в публикации источники:

[1] https://22century.ru/popular-science-publications/20-facts-soviet-schools-part-ii

[2] https://iknigi.net/avtor-aleksey-rogachev/86832-moskva-velikie-stroyki-socializma-aleksey-rogachev/read/page-8.html

[3] https://dzen.ru/a/ZZgLfKqN-jZtyz6K?share_to=link

[4] журнал "Архитектура и строительство Москвы", № 3, 1954 год, стр. 20-25