15 мая 1934 года ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли постановление «О начальной и средней школе», где была установлена номенклатура школ трёх типов, рассчитанных на определенное количество учащихся: двухкомплектная, на 880 учащихся с 22 классными комнатами, однокомплектная, на 400 учащихся с 10 классными комнатами, и неполная средняя школа на 280 учащихся с семью классными комнатами.
Школы стали одними из первых зданий, строящихся по типовым проектам, потому что школ требовалось много — и довольно в краткосрочной перспективе. Откуда брались эти проекты? Они не разрабатывались специально, а копировались с успешных индивидуальных проектов.[1]
Еще в 1939 году архитекторы Л.А. Степанова и Я. Л. Эстрин предложили отказаться от установившейся традиции размещения классов по одну сторону коридора. Пытаясь достичь наибольшей экономичности, они пошли на двустороннюю застройку коридора. В плане школы Л.А. Степановой и Я.Л. Эстрина стали выглядеть компактными прямоугольниками почти без выступов, которых было так много в школах прежних лет. Большая часть школ 1939–1940 годов строилась по-прежнему из кирпича, но некоторые (по тем же проектам) собирались из крупных блоков.
В 1949 году в Москве возобновилось массовое строительство ставших уже привычными школ на 880 учащихся. В трудное послевоенное время важнейшим критерием оценки типовых проектов вновь стала их экономичность. Вот тогда и появился единственный в своем роде типовой проект школ для Москвы – с расположением классов по обе стороны от узкого (шириной 3,2 метра) коридора, освещаемого всего двумя окнами в его торцах. Лидия Арушановна Степанова, работая в Мосгорпроекте, вспомнила свою идею 1939 года и довела ее до логического завершения, убрав светлый холл в середине и заняв его классами. В проекте четырехэтажной школы Степановой были уменьшены размеры важнейших помещений. Например, физкультурный зал оказался шириной 7,2 метра вместо требуемых 9, высота его с 5 метров сократилась до 4,1 метра. И хотя в 1949–1950 годах проект Степановой оставался единственным типовым, утвержденным к строительству в Москве, очень скоро стало ясно, что дальше так московские школы строить нельзя. [2]
В 1950 году архитектор Л. А. Степанова на основе своего более раннего проекта четырехэтажной школы разработала новый типовой проект пятиэтажной школы. Узнаваемый фасад с портретами писателей М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, А. М. Горького и В. В. Маяковского создан при участии архитектора С. Д. Юсина. Благодаря ряду преимуществ, проект Степановой и Юсина на несколько лет стал основным для школ Москвы.[3]
Из реализованных школ этого проекта в ближайшем окружении в качестве примера мы можем вспомнить школу № 1797 (ранее школа № 363) на Алымовом переулке, 15, выстроенную в 1952 году.
В эпоху индустриализации в начале 1950-х годов для ускорения и удешевления строительства предпринимаются попытки заменить кирпич на блоки. Для этих целей наиболее подходящим оказался проект пятиэтажной школы Л.А. Степановой. Переводом в блочные конструкции переработанного проекта Степановой занимались совместно 3-я мастерская Специального архитектурно-конструкторского бюро (САКБ) Мосгорисполкома и Академия архитектуры (архитекторы Л.А. Степанова, В.Д. Чернопыжский, инженер Н.Г. Лаврова). Мастерская № 3 САКБ, возглавляемая А.Т. Капустиной, была специально создана для проектирования учебных зданий. Помимо руководителя мастерской, в авторский коллектив, создавший проект, вошли А.В. Курносов, В.Д. Чернопыжский, А.М. Бобрусов, Н.К. Корнилова, Н.Г. Лаврова, Б.А. Смирнов.
В середине 1952 года было организовано Управление промышленности строительных деталей Мосгорисполкома. В состав предприятия вошли основные предприятия по производству железобетонных изделий, а также группа по добыче песка и камня, машиностроительный завод и завод силикатного кирпича. В 1953 году впервые в послевоенный период организовано производство крупных шлакобетонных стеновых блоков. Шлаки Каширской ГЭС нашли практическое применение не только в плитах междуэтажных перекрытий, но и в конструкции стен зданий.
В тот же год было принято решение строить экспериментальную школу в Богородском. Проект получил шифр Т1. Наружные и внутренние стены школы в виде крупных шлакобетонных блоков изготавливались на заводе № 6 Управления промышленности строительных деталей.
Площадкой для строительства экспериментальной школы из крупных шлакобетонных блоков был выбран Синицынский проезд (современный 5-й проезд Подбельского) в Богородском.
Процесс строительства школы подробно снимался на камеру. В результате большое количество кадров с разными стадиями строительства экспериментальной школы сохранилось в фондах ФГУП "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева". Наиболее интересную часть этих снимков хочу представить вашему вниманию.
Крупные офактуренные стеновые блоки повышали степень индустриализации строительства и сводили процесс возведения здания к монтажу крупных элементов с готовыми, отделанными поверхностями. [4]
Одним из важнейших критериев экономической оценки проекта блочной школы стало количество требуемых для нее типов блоков. По факту результат вышел неутешительный. Количество типоразмеров блоков составило 147(!!!), а стоимость на 25% превысила затраты на возведение школ из кирпича.
Поэтому почти сразу же архитекторы и инженеры взялись за совершенствование проекта и сумели сократить ассортимент деталей до 129 штук. Этот вариант проекта получил название Т2. В авторский коллектив Т2 вошли А.Т. Капустина, Н.А. Кузнецова, инженер А.М. Бобрусов, соавторами стали архитекторы Л.П. Шатилова и Н.К. Корнилова. Таких школ в Москве было построено довольно много. Особенно нарядной выглядит школа Т2 на Новоалексеевской улице, 8 – тщательно выполнены все ее декоративные элементы, стены аккуратно и со вкусом покрашены. Но это уже совсем другая история.
Продолжительное время школа имела № 365, а сейчас это школьное отделение № 6 школы № 1080.
И пусть экономически проект не состоялся, но с эстетической точки зрения с ним точно все в порядке. Для нас важно, что школа в 5-м проезде Подбельского типа Т1 осталась уникальной и мы этим точно можем гордиться!)
Благодарю за внимание!
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, оставьте комментарий, подпишитесь и поставьте лайк!
Использованные в публикации источники:
[1] https://22century.ru/popular-science-publications/20-facts-soviet-schools-part-ii
[3] https://dzen.ru/a/ZZgLfKqN-jZtyz6K?share_to=link
[4] журнал "Архитектура и строительство Москвы", № 3, 1954 год, стр. 20-25